Смекни!
smekni.com

Индия (стр. 3 из 10)

Годы переписей Городское население в млн. чел Доля городского населения, в %
1901 25,8 10,8
1911 25,9 10,3
1921 28,1 11,2
1931 33,4 12,0
1941 44,2 13,9
1951 62,4 17,3
1961 78,9 18,0
1971 109,1 19,9
1981 159,5 23,3
1991 217,2 25,7

Еще один косвенный показатель урбанизации - рост самого числа городов. В 1901 году их насчитывалось немногим более 1900,1981 - 4000, а в 1991 году 4700. В том числе больших городов 1961 году было 108, в 1981 году - 220, а в 1991 году - более 300. В них живет примерно 2/3 всех горожан. Если в 1901 году население более 1 млн. имела только Калькутта, с 1911 года этот рубеж превзошел также Бомбей, а в 1951 году таких городов- <миллионеров> стало 5, то в 1981 году их число увеличилось до 12, а в 1991 году - до 23.

ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ИНДИИ С НАСЕЛЕНИЕМ БОЛЕЕ 1 МЛН. ЧЕЛОВЕК В 1991 ГОДУ

Агломерация Число жителей в тыс. чел
Большой Бомбей 12572
Джайпур 1514
Калькутта 10916
Кочин 1140
Дели 8375
Компуттур 1136
Мадрас 5361
Вододара 1115
Хайдерабад 4280
Индаур 1104
Бангалор 4087
Патна 1099
Ахмадабад 3248
Мадурай 1094
Пуна 2485
Висакхапатнам 1052
Канпур 2111
Варанаси 1026
Нашпуур 1661
Лидхиана 1012
Сурат 1517
Лакнау 1642

Рост населения Индии в 1901 - 1991 годах

Годы

Числен-ность

Населе-ния в млн. чел.

Прирост за 10 лет

Средне­годовой

Прирост,

В %

Рост по отношен.

К 1901 г.

В %

В млн.

Чел.

В %

1901

1911

1921

1931

1941

1951

1961

1971

1981

1991

238,4

252,1

251,3

279,0

318,7

361,1

439,2

548,2

683,3

843,9

-

+13,7

-0,8

+2б,7

+39,7

+42,4

+78,1

+109,0

+135,1

+160,6

-

+5,75

-0,31

+11,00

+14,22

+13,31

+21,51

+24,80

+24,66

+23,50

-

0,56

-0,0З

1,04

1,33

1,25

1,96

2,20

2,22

2,11

-

+5,8

+5,4

+17,0

+33,7

+51,5

+84,3

+159,9

+186,6

+254,0

3.3. Внутренние и внешние миграции

В настоящее время возросло число трудовых миграций, связанных с безработицей. В основном мигрируют в развитые и развивающиеся страны.

Миграции в Индии всегда играли большую роль в жизни и занятости населе-ния. При разделе Индии (1947) обмен населением между Индией и Пакистаном получил массовый характер. В 1971 году в связи с вооруженным конфликтом, развязанным военными пакистанскими властями в Восточном Пакистане, исключительным явлением был наплыв беженцев в Индию из этого района.

После капитуляции пакистанских войск и образования Народной Респуб-лики Бангладеш, беженцы вернулись на родину.

Выделяют два ареала наиболее значительного скопления населения: север-ный (Индо-Гангская равнина) и южный (прибрежные районы Индостана).

В пределах первого из них, сосредоточившего почти 2/5 всего населения страны, наиб. высокой плотностью (300-500 человек на 1 км2) выделяют штаты Уттар-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия ; во втором ареале – Тамилнад и Керала. Менее плотно населены окраинные горные и пустынные территории, а также некоторые внутренние районы Декана.

3.4. Образ жизни населения

В Индии насчитывается приблизительно 0,5 млн. деревень с населением более 600 млн. человек. В Индии прослеживаются заметные территориальные различия в материальной культуре. В областях на северо-западе Гималаев возводят солидные дома из камня и дерева, тогда как во многих северо-восточных районах страны их строят из бамбука и ставят на сваи. На западном побережье дома имеют покатую черепичную кровлю, чтобы быстро стекала вода при муссонных ливнях, а в засушливых местностях плоскогорья Декан крыши сложенных из кирпича жилищ плоские и на них сушат зерно, а летом спят.

В штате Керала зажиточные землевладельцы из касты наяр предпочитают добротные дома, сооруженные с использованием камня, черепицы и местных пород деревьев. Такие дома с черепичными крышами и обеспечивающими прохладу крытыми верандами на верхнем этаже имеют уютные дворики. На западе Уттар-Прадеша, в Пенджабе и Харьяне богатые раджпуты и джаты ставят по два строения. В одном из них живут женщины и размещается кухня. В другом, называемом чаупал, выделено помещение для содержания домашнего скота, но главное заключается в том, что в нем собираются для общения мужчины. С этой целью в чаупале, наличие которого свидетельствует о высоком социальном положении его владельца, имеется специальный кирпичный помост, где мужчины покуривают, расположившись на плетеных лежаках-чарпоях.

Искони семьям из низких каст не дозволялось возводить дома, подобные тем, которыми владеют члены высоких каст. После обретения Индией независимости земледельцы начали сооружать усадьбы, применяя для этого кирпич, цемент, стекло и сталь.

Диетические предпочтения тоже несут отпечаток кастовой иерархии. Среди индусов особенно почитаются вегетарианские касты, полностью исключившие из рациона продукты животного происхождения. Ниже стоят члены каст, не придерживающихся вегетарианства, которые подразделяются, в свою очередь, на потребителей мяса чистого (баранина и козлятина) и нечистого (свинина и птица). Низшую ступень занимают те, кто не отказывается от говядины (корова – священное животное индусов).

В Гималаях и других горных местностях жители бывают укутаны в теплые одежды, тогда как в южных штатах Керала и Тамилнад тело прикрывают лишь два куска хлопчатобумажной материи: одним опоясываются вокруг талии, другой либо перекидывают через плечи, либо обматывают вокруг головы для защиты от солнца. В Керале по традиции даже женщины обходились двумя полосами ткани.

На Индо-Гангской равнине, где зимы относительно суровые, а лето жаркое, требуются два комплекта верхней одежды. Самые бедные, не располагая такой возможностью, в холодное время года заворачиваются в шерстяные одеяла. Головные уборы и обувь необходимы на севере Индии, тогда как многие южане их вообще не носят.

В городах Индии сосредоточена треть всех жителей страны. Обычно четко выражены различия между старыми центральными кварталами и районами новой застройки. В исторических центрах городов здания примыкают друг к другу, улицы узкие и извилистые. Напротив, в новых кварталах дома располагаются на отдельных участках, улицы прямые и широкие, а население более смешанное по составу, поскольку подбирается чаще на основе социальных показателей, без учета кастовой или конфессиональной принадлежности.

Семейные узы сильны повсюду, за исключением городских трущоб, где браки весьма непрочные. Традиционно в зажиточных и высоких кастах предпочтение отдается большой неразделенной семье, а у малоимущих – нуклеарной. Однако в любом случае сохраняется стремление поддерживать связи с близкими на всех уровнях родства, что служит формой социальной защиты в условиях бедной страны.

У средних слоев городского населения формируется ориентация на малодетную семью. В трущобах городов и у деревенской бедноты плодовитость женщин по-прежнему высоко ценится, и появление сына – будущего кормильца считается важным событием, обеспечивающим продолжение рода. На селе до недавнего времени бытовал обычай отдавать сыновей в услужение в дом богатого патрона. Такая практика до сих пор не изжита у очень бедных семей, несмотря на то, что дети до 14 лет обязаны посещать школу в соответствии с законом об обязательном обучении, а принудительная отработка задолженности «постоянными слугами хозяйства» запрещена в 1976.

Речь идет о системе, в рамках которой мальчик или взрослый мужчина поступает в домохозяйство местного землевладельца-заимодавца на роль закабаленного батрака или лакея – в порядке отработки ссуды, взятой им самим или опекающим его лицом. Теоретически отношения зависимости прекращаются, когда удается выплатить долг и проценты. На деле заемщик обычно обращается за новой ссудой, что продлевает прежнее соглашение. Многие постоянные слуги привязаны к своему патрону на всю жизнь. Нередко их детям ничего не остается, как следовать по стопам отцов.

Обычные поденщики и сезонные рабочие заняты 8–10 часов в сутки. В большинстве штатов установлен официальный минимум заработной платы. В областях с крепким сельским хозяйством, например в Пенджабе и Харьяне, ставки оказываются достаточно высокими, особенно в уборочную страду, чтобы привлечь временных мигрантов из бедных районов.

Средний уровень грамотности в стране 52%, причем для мужчин этот показатель составляет 64%, а для женщин – 39%.

3.5. Занятость населения