Смекни!
smekni.com

Иран (до 1953 года – Персия) (стр. 4 из 4)

Уроженец Шираза, знаменитейший визарь Аббасидских халифов, Ибн Мукалда, положил начало удивительной симметрии и соразмерности начертания арабских букв, благодаря чему простое переписывание текстов превратилось в уникальное искусство. Он начал соразмерять буквы с помощью кругов и полукругов, исходя из первой буквы арабского алфавита - "алеф". В дальнейшем правила каллиграфии, установленные Ибн Мукалда, были усовершенствованы мастером Ибн Баввабом (умер в 1032 г.), который ввел в это искусство квадратические точки (они образуются прикосновениями тростникового пера к бумаге) как "единицу измерения" величины букв: длина букв алеф могла равняться пяти, семи или девяти таким точкам, а все остальные 27 букв должны находиться в определенном точечном соотношении с "алеф".

В Иране чистота и великолепие письменности выражает чистоту и непорочность внутреннего мира человека. Современные иранские каллиграфы верны древним традициям. Можно пройти курс по полной программе с изучением истории каллиграфии, всех ее видов и почерков, а можно просто научиться красиво по всем канонам писать басмалу - слова "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!".

Принцип единства в исламском искусстве и зодчестве

Исламское искусство и зодчество обладают характерными особенностями, важнейшие из которых - "вахдат" ("единство"). Этот принцип - производное от понятия "тоухид" ("единобожие"), основа основ всех монотеистических религий, ибо внутреннее содержание и смысл всех убеждений, верований, поклонений и догматов ислама есть не что иное, как формула единобожия: "нет Бога кроме Бога" ("Аллаха"). Проявления единства можно отчетливо наблюдать в исламской архитектуре, ибо общие и всеобъемлющие основы мусульманского зодчества заложены архитектурой Дома Бога - мечети, как прародительницы всех мусульманских сооружений, и все культурные, общественные, политические (государственные) и даже жилые сооружения и здания, несмотря на их огромное количество и разнообразие, носят вполне определенные и характерные черты.

Геометрия играет важную роль в религиозном исламском искусстве, главные элементы которого - каллиграфия и зодчество. В каллиграфии используются линейные и округлые элементы, в архитектуре во всей полноте - геометрические приемы, но помимо материалов и размеров здесь важно и качественное своеобразие, что проявляется в законах пропорции и гармонии, и это придает зданию особую цельность, единство и соразмерность. Пропорциональность достигается обычно за счет деления окружности на различные упорядоченные фигуры. В конечном итоге все параметры и пропорции здания возникают на базе круга (окружности), что также является символом единства, объемлющим все формы существования, показателем чего служат многие куполообразные сооружения с многогранными лоджиями, арками и ажурными потолками с трехгранными углублениями.

Облик того или иного здания формируется посредством объединения различных элементов, таких, как пространство, форма, освещение, цвет, строительный материал.

В своем стремлении к гармонии с природой исламские архитекторы и градостроители учитывали влияние света и тени, жары и стужи, господствующих ветров, аэродинамические особенности местности и сооружения, наличие воды с ее возможностью создавать прохладу, почву и рельеф местности, способный либо изолировать здание, либо уберечь его от пагубного воздействия воды, ветра и огня. Небольшой фонтан в традиционном внутреннем дворике жилого дома либо на внутренней площадке мечети рождает ощущение прохлады и создает радующий глаз интерьер.

Другим примером выражения единства и гармонии исламской архитектуры с природой является украшение зданий, особенно их куполов изразцами голубого цвета, символизирующего небесную обитель. Помимо голубого цвета, конечно, используются и плитки других цветов, особенно семицветные, как бы отражающие небесную радугу.

Исламская архитектура отражает единство человека не только с окружающим его миром природы, но и в большей степени также с обществом. В декоре зданий проявляются единство и гармония зеркальных украшений, лепнины и изразцовые кладки, и это достигается благодаря искусству и мастерству исполнителей, умело сочетающих в своем творчестве точность моделей и геометрических форм. Единство и гармония блестяще воплощены в облике мечетей, гробниц имамов и их потомков. Зодчий или художник руководствуется в своем творчестве как желанием использовать элементы украшения (декора), чтобы сделать здание красивым, так и намерением придать ему достойный облик и соблюсти пропорциональность и соразмерность форм, то есть воспроизвести то, что мы наблюдаем в природе.

Употребление изразцовых плиток, помимо декоративного, носят еще и утилитарный характер, в частности, для обеспечения прочности здания, сохранения кирпича-сырца от дождя, ветра и солнца, защиты самой плитки от воздействия температуры, осадков и звуковых волн.

Купол, выполняя функцию потолка, защищает внутреннее пространство помещения от жары и холода. Форма свода напоминает небесный свод, через который как бы проходит "ось мира". В этом образе олицетворяется суть связи существующего мира с Единым Господом. Внутри куполов некоторых мечетей, например, в соборной мечети города Йезда свод украшен декоративными звездами, что напоминает небесный свод. И, конечно, это не только имитация видимого нами неба, но и намек на невидимый духовный, потусторонний мир. Квадратное же основание - отражение мира земного, материального, а изогнутые линии свода - отражение линий купола небесного, окружность которого опустилась на землю. Внешняя форма купола - символ красоты, а минарет - знак божественного великолепия.

В исламской архитектуре использование света - особый феномен. Свет определяет, благоприятствует строительству сооружений белого цвета, олицетворяющих чистоту пустыни, что отрицает множественность перед лицом Единого Бога в духе его повеления: "Нет Бога кроме Бога" ("Аллаха"). И в то же время использование многоцветных зданий как бы олицетворяет рай на земле. Свет сияет, создавая впечатление присутствия Бога рядом с человеком. Таким образом, в исламской архитектуре, в особенности в Иране, использование фактора света приобрело важное значение: помимо освещения и особой энергетики, свет являет эффект "присутствия Бога", и тогда правоверному мусульманину, находящемуся в освещенной мечети, невольно приходит на память аят из суры "Ан - нур": "Аллах есть свет земли и неба".

Персидская классическая поэзия по праву занимает одно из ведущих мест в мировой литературе. Прославленные персидские поэты - Фирдоуси, Хайям, Анвари, Моулави, Саади, Хафиз, Насир Хосров и другие внесли неоценимый вклад в развитие цивилизации и культуры. Их произведения покоряют читателя высоким уровнем поэтического строя, мудрым смыслом содержащихся в них мыслей, проникнуты идеями гуманизма и человеколюбия.

Творчество персидских поэтов-классиков оказало большое влияние на развитие мировой поэзии, породило во многих странах немало подражаний. Современные персоязычные поэты черпают вдохновение в творчестве своих прославленных предшественников.

Жемчужиной персидской поэзии является эпическая поэма Абулькасима Фирдоуси "Шахнаме". Он работал над своей поэмой, содержащей около 5 тысяч бейтов (двустиший) 35 лет и закончил ее в 401 году хиджры, то есть в 1011 году. И сегодня выдержки из "Шахнаме" часто появляются в изделиях мастеров художественного ремесла Ирана.

Иранские ковры - лучшие ковры в мире

Ковроткачество - долгий, сложный и трудоемкий процесс. С недавних пор в Иране внедрены в производство ковров моющие, красящие и прядильные аппараты. Шерсть окрашивают естественными красителями. После этой операции шерсть промывают в чистой воде и развешивают для сушки. Красители получают из корней марены, оболочки грецких орехов, листьев винограда, стеблей спаржи, кожуры гранатов, из кошенили, прокисшего молока. Для крашения используются также минеральные и химические вещества в сочетании с каустической содой, лимонной кислотой и др.

Дизайнер рисует эскиз на листе бумаги в одну четверть всего ковра, а затем путем симметричного наложения завершает весь рисунок. Этот эскиз раскрашивается и поступает к оператору, который в соответствии с ним ткет ковер.

В Иране существуют два метода ковроткачества: турецкий и персидский. Турецкие ковры ткутся с помощью крючкообразной иглы. По персидскому методу завязывают внутренние узелки вручную. Ковры, изготовленные по турецкому методу, прочнее по текстуре. Это зависит от способа завязывания узлов, который отличается от персидского. У персидского ковра ровная поверхность изнанки благодаря своеобразному способу завязывания узлов.

Станок представляет собой деревянную раму, на которую между верхней и нижней перекладиной натягивают полотно. Оно состоит из продольных нитей, расположенных близко друг к другу . На этих нитях завязаны шерстяные пучки, которые формируют ворс ковра. Когда один ряд узлов по ширине ковра завершается, вводится дополнительная поперечная нитка для того, чтобы придать узлам и всему изделию прочность и форму. Этот процесс повторяется ряд за рядом до тех пор, пока не сформируется весь ворс ковра. Затем следует последняя часть операции: стрижка ворса. Он должен быть пострижен по всей длине до толщины объема шерстяных нитей. Таким образом, формируется плотный и густой ворс. От плотности узлов зависит четкость рисунка.

Узлы должны быть ровными, а расположение их упорядоченно. Если вы посмотрите на изнанку ковра ручной работы, рисунок и цвета будут чистыми. Такой ковер выгодно отличается от ковра машинной работы, который имеет размытый рисунок.