Смекни!
smekni.com

Использование альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий (стр. 2 из 7)

С тех пор изменилось многое. Радикально перестраивается внутренняя структура государства. Но нефть по-прежнему остается важнейшим источником дохода в валюте для всей страны: сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России, это означает, что отрасли ТЭК дают не менее 50% валютных поступлений в Россию, а это позволяет поддерживать курс рубля. Высоки доходы в бюджет страны и от акцизов на нефть и нефтепродукты.

В начале 90-х годов прошлого века в ситуации упадка производства, неплатежей, социальной напряженности и безработицы относительно стабильный и экспортно-ориентированный нефтегазовый комплекс стал поистине жизненно важным элементом в структуре экономики нашей страны, той отраслью, которая способна стать опорой более высокотехнологичных и наукоемких современных производств.

Велика роль нефтегазового сектора и в политике. Спрос на нефть и газ во всем мире достаточно стабилен, хотя и подвержен кризисам и снижениям цен. Регулирование поставок нефти в страны ближнего зарубежья является, по сути дела, важным политическим аргументом России в диалоге с новыми государствами – Украиной, Грузией, странами Прибалтики, а также со странами Евросоюза.

Таким образом, нефть для России это один из основных инструментов внутренней и внешней политики, и в то же время - это её богатство. Энергодобывающая промышленность РФ тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики. Поэтому в успешном развитии нашей нефтегазодобывающей промышленности заинтересованы практически все развитые государства мира и в первую очередь мы сами.

Большую часть потребляемой нефти мы сжигаем в виде топлива. Однако сотни вещей, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, сделаны с использованием продуктов нефтехимии. Сегодня мы не обращаем на это внимания, но не стоит забывать: когда мы едем в машине или летим в отпуск, то сжигаем ценное сырье, которое можно использовать для изготовления самой разной продукции, например:

Бытовых товаров: шариковых ручек, мешков для мусора, свечей, ковров, моющих средств, красок, эмали, линолеума, краски, щеток и валиков, подушек, кровельных материалов, небьющегося стекла, телефонов, водопроводных труб.

Предметов личного пользования: краски для волос, губной помады, шампуней, крема для бритья, дезодорантов, очков, контактных линз, лосьонов для рук, обуви, колготок, зубных щеток, зубной пасты, и др.

Медицинских изделий: обезболивающих средств, антисептиков, протезов, аспирина, бинтов, слуховых аппаратов, искусственных сердечных клапанов.

Товаров для отдыха: фотоаппаратов, удочек, футбольных мячей, лыж, стереосистем, теннисных ракеток, палаток.

Сельскохозяйственных товаров: удобрений, инсектицидов, консервантов.

Изделий иного назначения: антифризов, лодок, спасательных жилетов, клея, растворителей, парашютов, автопокрышек и много другого.

Но по прогнозам многих исследователей и ученых очередная эпоха развития человеческой цивилизации, подходит к своему логическому завершению. Запасы нефти иссякают, климат радикально меняется, и это чревато масштабными катастрофами: уже не за горами войны за скудеющие сырьевые ресурсы.

Сейчас самой актуальной глобальной проблемой, является разрешение вопроса, что делать человечеству, когда нефть закончится? Ни кто из заинтересованных в разрешении этой проблемы лиц, не сомневается, что если человечество не найдет альтернативы нефти, планета окажется на грани глобальной катастрофы. Расхождения заключаются лишь в сроках ее наступления, и в оценках предполагаемых последствий. Что касается альтернативы нефти, то большинство людей полагает, что нам удастся решить эту проблему за счет применения водородного топлива, ядерной и гидроэнергетики, а также силы ветра.

Относительно сроков начала катастрофы, то по самым оптимистическим прогнозам, запасов нефти нам хватит всего на 30-40 лет. Что же касается прогнозов пессимистических, то, специалисты из Упсальского университета в Швеции считают оценки имеющихся запасов нефти сильно завышенными, и делают вывод: эти ресурсы начнут истощаться уже через 10 лет. В результате шансы на то, что после этого срока люди еще долго смогут пользоваться самолетами, работающими на керосине, или автомобилями с бензиновыми двигателями, практически равны нулю. Задолго до того, как запасы нефти подойдут к концу, она подорожает настолько, что ее использование на такие цели, как передвижение по воздуху или земле, будет просто исключено[1].

По мнению бывшего менеджера нефтяной компании Яна Лундберга, кризис разразится внезапно. «Из-за паники на бирже цены буквально за несколько дней взлетят до небес, - утверждает он. - И рынок разобьет паралич: цены будут слишком высоки, чтобы поддерживать коммерцию и повседневные нужды. Так что забудьте о ценах на бензоколонках: когда нефть действительно окажется всем не по карману, вас куда больше будут беспокоить крах системы розничной торговли и отсутствие продуктов в магазинах по соседству»[2].

Относительно последствий катастрофы, также существуют различные предположения. Некоторые пророчат, что исчезновение нефти станет «апокалипсисом». Так, Брайан Эппльярд, предполагает, что когда нефть закончится - 5 миллиардов людей обречены на голодную смерть[3]. Майкл Мичер, шесть лет занимавший пост министра экологии Великобритании, явно в ужасе: «Последствия просто уму непостижимы. Цивилизации грозит самый резкий, а возможно и самый жестокий срыв за последние столетия». В 2003г. Мэтью Симмонса, финансиста, специализирующегося на топливно-энергетической промышленности и работающего советником у Джорджа Буша, спросили, есть ли решение данной проблемы. Он ответил: «Решение? Молиться»[4].

Эти люди отнюдь не безумцы. По мнению оптимистов, рынок - законы спроса и предложения - сам все отрегулирует. Когда нефть подорожает, мы найдем какой-то другой источник энергии. Но действительно ли высокие цены приводят к падению спроса? С начала 1999 г. цены на нефть увеличились на 350%. При этом в 2004 г. спрос на нее рос самыми высокими темпами за последние 25 лет. Это означает, что законы рынка не заставят ТЭК искать новые источники энергии, пока цены на нефть не взлетят еще выше, причем намного. А тогда будет уже слишком поздно.

Но не все полагают, что мы обречены. Тот же Брайан Эппльярд, предполагает, что будущее будет скорее напоминать обстановку на Кубе в 1990-е гг. Тогда из-за американского торгового эмбарго остров лишился источников импорта. Из-за нехватки нефти общественный транспорт не работал, а телепередачи заканчивались до темноты, чтобы сэкономить электричество. Совхозам необходимы были топливо и запчасти, пестициды и удобрения - вот только взять их было негде. В результате пищевой рацион среднестатистического кубинца снизился с примерно 3000 калорий в 1989 г. до 1900 калорий в 1993. По необходимости страна перешла на экологически чистое земледелие, заменяя искусственные удобрения натуральными, и используя быков вместо тракторов. В стране и сейчас сохраняется дефицит мяса и молока, но со временем кубинцы сумели восполнить недостающие калории. А экологи приветствовали их великое достижение: в стране удалось создать самый масштабный в мире образец «устойчивого» сельского хозяйства, в основном не зависящего от нефти[5].

Может ли весь мир последовать примеру кубинцев?Скорее всего, нет. Мишель Серр философ, профессор Стэндфордского университета в Калифорнии, отмечает, что по современным оценкам, для того чтобы вернуться к древним схемам, одной только Франции понадобится семь миллионов работников сельского хозяйства (эквивалентно количеству нефти, необходимой для того, чтобы вспахать, посеять и собрать урожай). И какой бы многообещающей не казалась электрическая машина, она численно не заменит машин с топливным двигателем, потому что, к сожалению, не существует никакого источника энергии аналогичного нефти. Количество автомобильных поездок, так же как и перелетов по воздуху, начнет сокращаться. Значит, мы идем навстречу глубочайшей реструктуризации времени, пространства, экономики[6]

Многие исследователи прогнозируют в ближайшем будущем войны за скудеющие сырьевые ресурсы планеты, в которой ключевыми игроками будут страны ЕС, Россия, Индия, Китай, и, конечно же «мировой жандарм» - США. Но как нам представляется, эти войны уже активно ведутся, хотя и разными методами. Где-то с помощью коррупции и финансовой агрессии, где-то с помощью политического шантажа и угроз нанесения ядерного удара, а в Ираке с помощью новейших вооружений.

И не смотря на то, что война в Ираке называется борьбой с международным терроризмом, еще до нападения США на Ирак, В. Красильников, называл истинные причины этой агрессии. Первая - провести очередную военную репетицию. Комплексная отработка новой стратегической системы вооружений, новой космической системы управления, а также испытание новейших образцов оружия. Вторая - опустить цены на нефть. Дела США, не на подъеме. Душит экономику, в том числе и дорогая нефть. Захват Ирака позволит опустить мировые цены на нефть вдвое, а то и втрое. Полный контроль над нефтью второй страны в мире по разведанным запасам! А рядом Саудовская Аравия - тоже гнездо терроризма и первая страна в мире по разведанным запасам. Ведь и с ней после 11 сентября тоже обещали разобраться. Нефть - не только энергетический ресурс для нужд собственной страны. Полный контроль над нефтью - это контроль над всем миром. Но важно контролировать ее всю, много ее в данном регионе или мало, нужна она тебе или нет. Третья - дозировано придушить Россию. Падение цен на нефть нанесет жестокий удар по нетвердо стоящей на ногах России. А для ее ВПК и Стратегических Сил это будет удар смертельный. Создать систему для противостояния новой американской угрозе ресурсов уже не останется. Ну и о многомиллиардных экономических договорах с Ираком и его долгах можно будет забыть навсегда. Откажутся ли США от удара, даже если Ирак выполнит все, что только мыслимо выполнить? Вряд ли. Речь ведь идет о выживании Америки в XXI в. Ирак потребовался исключительно, как объект для очередной репетиции и доступа к нефти. Кто же следующий после Ирака? А вот это уже неважно. Причина для нападения найдется сама собой[7].