Введение
НЬЮ-ЙОРК (New York) (официально New York City, сокращенно N.Y. и N.Y.C., прозвище «Большое яблоко», Big Apple), город на северо-востоке США, штат Нью-Йорк. Крупнейший город страны, вместе с многочисленными пригородами образует одну из крупнейших в мире городских агломераций. Расположен в устье реки Гудзон с многочисленными заливами и протоками, образующими удобные гавани. Собственно Нью-Йорк занимает площадь около 800 км2, включая часть прилежащего острова Лонг-Айленд. Разделен на пять крупных административных районов (Манхэттен, Бронкс, Бруклин, Куинс и Стейтен-Айленд), границами которых служат проливы и протоки. Население 8,1 млн человек, Большого Нью-Йорка вместе с пригородами 21,2 млн человек, агломерация Большого Нью-Йорка вместе с Филадельфией (вторая в мире по численности после Токио) составляет 30,1 млн человек. Крупнейший экономический, политический, торгово-финансовый, научный и культурный центр США.
Нью-Йорк отличается своей многонациональностью, согласно переписи 2004 года в Нью-Йорке проживало около 200 различных национальных групп, здесь больше евреев, чем в Тель-Авиве, больше ирландцев чем в Дублине, больше пуэрториканцев чем в Сан-Хуане. Около трети населения составляют потомки европейских переселенцев, столько же испаноязычное население, одну четвертую – афроамериканцы и одну десятую – представители азиатских народов. В 1980–1990-е гг. город пополнялся прежде всего за счет доминиканцев, китайцев, эмигрантов из Юго-Восточной Азии, бывшего Советского Союза. Город знаменит своими национальными микрорайонами, среди которых самыми известными являются китайский «Чайнатаун», немецкий «Йорквилль», «Маленькая Италия», а также Испанский Гарлем и Черный Гарлем, поселение советских эмигрантов Брайтон-Бич.
1. История
Голландский период. В 1524 Джованни да Вераццано, флорентийский мореход, плававший под французским флагом, впервые вошел в обширную бухту Нью-Йорк. В 1609 эти места были более тщательно обследованы англичанином Генри Гудзоном, находившимся на службе в нидерландской Ост-Индской компании. Точная дата возникновения первого постоянного поселения на месте будущего Нью-Йорка неизвестна. Но обосновавшиеся в 1624 на о. Гавернорс голландцы уже летом 1625 пасли своих коров на о. Манхаттан. Вскоре на Манхаттане был построен форт, фигурирующий на перспективном плане Ост-Индской компании 1625. В 1626 Петер Минуит, первый генерал-директор, купил Манхаттан у местных индейцев из делавэрского племени лени-ленапи. Сразу же после этого началось возведение укрепленной фактории, получившей название Новый Амстердам.
Британское владычество. 8 сентября 1664 Новый Амстердам пал под натиском английских войск. Город и колония были переименованы в Нью-Йорк – в честь его нового владельца, Якова, герцога Йоркского. Английское завоевание способствовало превращению Нью-Йорка в англо-американский город, хотя и с заметным голландским колоритом. Британское владычество было подорвано в 1673, когда голландцы отбили город и дали ему новое имя – Нью-Ориндж, но уже в 1674 Англия восстановила над ним свой контроль. За время более чем векового британского правления численность населения Нью-Йорка выросла до 25 тыс. человек, а жилые кварталы города продвинулись до нынешнего Сити-Холла (Ратуши). Благосостояние города зиждилось главным образом на труде ремесленников и торговле. Тем не менее многие жители занимались производством муки и сахара, перегонкой спирта, кораблестроением, изготовлением корабельного инвентаря и провианта. Большой спрос на свои изделия нашли здесь портные, шляпники и обувщики. Корабли нью-йоркских купцов бороздили прибрежные воды Северной Америки и возили товары в Вест-Индию и к берегам Европы. К середине 18 в. внутренняя торговля расширилась от ближайших пригородов Нью-Йорка до Коннектикута и Нью-Джерси. В пору острейшей борьбы за сферы влияния между Францией и Англией, начавшейся в этом регионе еще в конце 17 в., каперство, контрабанда и государственные контракты способствовали развитию городской экономики.
Экономическая экспансия. С 1785 по 1790 Нью-Йорк оставался столицей молодых Соединенных Штатов, до 1796 он оставался также и столицей штата. Его население выросло с 12 тыс. в 1783 до более чем 900 тыс. к моменту окончания Гражданской войны. Жителей же тогдашнего Большого Нью-Йорка насчитывалось ок. 1,5 млн. Столь впечатляющему прогрессу немало содействовали торговля и ремесла. С начала 1790-х до 1807 местные судовладельцы делали деньги на импорте товаров из Европы, ставших доступными для американцев в эпоху наполеоновских войн. После сооружения канала Эри в 1825 и прокладки железных дорог, связавших Нью-Йорк с Олбани, Буффало, Чикаго, а к 1870 и с Тихоокеанским побережьем, весь материк стал для Нью-Йорка выгодным рынком сбыта. Тем временем город превращался и в крупный международный торговый порт; этому способствовали регулярное морское сообщение между Нью-Йорком и Европой, бурное развитие банковского и страхового бизнеса, благодаря чему нью-йоркские купцы стали влиятельными посредниками в экспорте хлопка с американского Юга в Новую Англию и Европу. Вдобавок 1850-е годы были отмечены бурным развитием легкой промышленности.
Прирост населения. К концу 1860-х годов, в немалой степени благодаря кипучей деятельности адвоката и общественного деятеля Эндрю Грина, усилились призывы создать Большой Нью-Йорк, что облегчило бы управление мегаполисом и укрепило позиции Нью-Йорка как крупнейшего города страны. Эта цель была наконец достигнута в подписанной губернатором 4 мая 1897 специальной хартии, по которой Бруклин, Куинс и о. Статен становились районами Нью-Йорка, в состав которого еще в 1874 и 1895 вошли крупные районы округа Уэстчестер (ныне Бронкс). Население города в 1900 насчитывало 3,4 млн. человек, а в 1920 – более 5,6 млн. Стремительный рост населения Нью-Йорка происходил не только за счет сельских и городских жителей США, но и за счет притока иммигрантов. В 1840–1850-х годах из Европы прибыло столько людей, что к 1860 едва ли не половину горожан составляли выходцы из других стран. Самой многочисленной колонией была ирландская. Кроме того, много немцев обосновалось в Маленькой Германии в Бауэри.
Развитие городского хозяйства. Модернизация городской инфраструктуры и успехи в развитии социальной и культурно-бытовой сферы во многом и создали всемирную славу Нью-Йорка в 1820–1920. Уже в 1825 в городе было газовое освещение, а в 1880-х годах на смену газовым фонарям пришло электричество. Кротонский акведук, возведенный в 1842, дал городу современную систему водоснабжения. В 1859 был открыт Центральный парк. Совершенствование системы городского транспорта – в том числе внедрение конок к 1850-м годам, надземных электропоездов к 1870, электрических троллейбусов в 1890-х годах и, наконец, пуск первой линии подземки в 1904 – помогло разгрузить перенаселенные кварталы южных и центральных микрорайонов города. Дефицит жизненного пространства перестал быть столь острым с началом строительства многоэтажных жилых домов (ок. 1870), а также «небоскребов», возведение которых стало возможным благодаря использованию стального каркаса – как это было сделано при строительстве «Утюга» (1902). В 1870 был создан музей Метрополитен. Книжные собрания Астора и других городских библиотек были объединены в фонд Нью-Йоркской публичной библиотеки (1895). К концу 1860-х годов каждый вечер шли представления на 20 сценических площадках. Опера, с которой ньюйоркцы познакомились еще в 1825, после открытия Академии музыки (1854) и «Метрополитен-опера» (1883) обрела широкую популярность.
2. Культурная жизнь, увеселения, развлечения
Своей притягательной силой как для местного населения, так и для гостей города Нью-Йорк обязан множеству разнообразных центров культурного досуга и увеселительных заведений. В Нью-Йорке больше, чем в каком-либо другом городе Америки, театров, музыкальных коллективов, балетных трупп, спортивных площадок, музеев и художественных галерей. Нью-Йорк – театральная столица США. Осенью и зимой открыты двери 38 театров только в районе Бродвея и Западных 40-х и 50-х улиц. В середине 1980-х годов насчитывалось 200 небольших «внебродвейских» театров – главным образом в Гринвич-Виллидже и в Челси. В городе насчитывается примерно 400 кинотеатров – от исполинского зала Радио-Сити мюзик-холла на 6200 мест до местных кинотеатров и совсем крошечных зальчиков, где демонстрируется элитарное кино или порнография. Манхаттанская индустрия развлечений немыслима также без сотен баров, кафе, ночных клубов и дискотек. Линкольновский центр исполнительских искусств (Линкольн-сентер) в районе на Амстердам-авеню, между 62-й и 66-й Западными улицами, что в северной части Театрального района, включает три здания вокруг площади с фонтаном: Эйвери Фишер-холл (бывшая Филармония, построен в 1962), где дает концерты Нью-Йоркский филармонический оркестр, Нью-Йорк стейт тиэтр (1964) – сценическая площадка «Нью-Йорк Сити балле» и всемирно известный «Метрополитен-опера» (1966). В Линкольновский центр также входят театр «Вивиан Бомон», Театральная библиотека и Музей исполнительских искусств, Джульярдская музыкальная школа и камерный концертный зал Алис Талли-холл. Другие крупнейшие концертные залы – Карнеги-холл (1891), славящийся своей великолепной акустикой, и Нью-Йорк сити-сентер (оба – в центральном Манхаттане), а также Бруклинская музыкальная академия в центре Бруклина. Музей Метрополитен, расположенный в Центральном парке в районе Пятой авеню и 80-х улиц, обладает богатейшим в мире собранием произведений живописи и скульптуры всех времен и народов. Музей Клойстерс в парке Форт-Трайон в северном Манхаттане занимает несколько построек, в залах которых экспонируется коллекция средневекового искусства музея Метрополитен, в том числе знаменитые гобелены. На углу Пятой авеню и 70-й улицы в 40-комнатном особняке Генри Клея Фрика располагается художественный музей Коллекция Фрика, в котором собраны произведения европейского искусства. В фонде библиотеки Пирпонта Моргана на Восточной 36-й улице хранится множество редких рукописей и авторских оригиналов литературных произведений. Исключительно искусству 20 в. посвящены три собрания: Музей современного искусства (1939) на Западной 53-й улице, с чудесным садом парковых скульптур (1951), музей Соломона Гуггенхейма (1959) на Пятой авеню между 88-й и 89-й улицами – цилиндрическое здание, возведенное по проекту Франка Ллойда Райта, и Музей американского искусства Уитни (1966) на углу Медисон-авеню и 75-й улицы. Обширное и разноплановое собрание произведений изобразительного искусства экспонируется в Бруклинском музее на Истерн-Паркуэй близ парка Проспект.