Неравномерное распределение осадков, как в году, так и по территории Восточной Амазонии и пестрота ее геологического строения обусловливают большее разнообразие почвенно-растительного покрова по сравнению с типами гилей на западе.
1.3 Внутренние воды.
Япура-Какета, Иса-Путумайо, Напо, Маранъон с Уалъягой, Укаяли, Бении ряд других более мелких рек Западной Амазонии зарождаются в Андах.
Наряду с обильными осадками, орошающими восточные склоны Анд, эти реки получают питание и за счет таяния снегов, а частично и ледников, что обусловливает ах полноводность и сложность режима. Левые верхние притоки Амазонки, начинающиеся в Андах Эквадора, имеют паводок весной и в начале лета северного полушария, т. е. с апреля по июнь. Правые притоки и главные истоки, приходящие из Анд Перу и Боливии и протекающие в южном полушарии, разливаются с декабря по февраль. Соответственно в эти же два периода наблюдается подъем воды и разливы на низменности Мараньона и верхней Амазонки (от границы Бразилии до впадения Риу-Негру, носящей название Солимойнс. Но уже у устья Япуры время паводков на Амазонке смещается за счет длительности периода, который требуется, чтобы высокие воды притоков дошли до главной реки: наибольший подъем бывает с конца февраля по июль (конец дождливого сезона на правых средних притоках и начало на левых) и вторичный — меньший — с октября по январь (обратное распределение дождей). Более длинные и резче меняющие расход правые притоки оказывают и большее влияние на режим самой Амазонки. Подъем воды в ее среднем течении бывает на 12—15 м выше ординара, и разливы достигают десятков километров в ширину.Ширина в устье достигает 200 км, однако Амазонка не выглядит гигантской рекой, Рис. 2.Острова на Амазонке.
поскольку разбивается на множество рукавов, разделенных многочисленными островами (Рис. 2).
В восточной Амазонии Реки здесь не петляют лениво, едва углубляясь в поверхность, а врезаются в третичные отложения довольно глубоко и прямолинейно. Крутые коренные берега выделяются резкими уступами «барранкос», окрашенными в оранжево -
красные тона латерит ной толщи. На кристаллических «крыльях» нагорий долины рек более мелки, но зато продольный профиль очень изломан и русла изобилуют порогами и быстринами. Лишь затопленные широкие эстуарные низовья, как бы «окунувшиеся» в Амазонку или в океан (сама Амазонка и Токантинс), доступны для судоходства. Естественно, что и разливы рек не столь широки, не переобременены они мельчайшей мутью и несут свои воды по кристаллическому или песчаному ложу. В третичных породах глубины рек необычайно велики, что также указывает на продолжающееся погружение: притоки Амазонки имеют 20—25 м глубины, сама она у Обидуса (выше устья Тапажоса) достигает 90 м, и даже маленькие речушки поймы — «игарапес» очень глубоки. Эти глубокие реки с прозрачной водой, темноту которой усиливают разлагающиеся растения, получили название «черные реки» (риос негрос).
Большую часть своего пути они совершают не по постоянно-влажной низменности, а по Бразильскому нагорью с его сухой «зимой» или в пригвианском районе, на который экран одноименной возвышенности отбрасывает «тень засухи».
. В июне — августе и октябре — декабре расход Амазонки падает более чем вдвое по сравнению с половодьем (выше впадения Тапажоса соответственно 63 тыс. и 146 тыс. м3/сек).
Не только дожди обусловливают подъемы воды на Амазонке. В ее устья свободно входят морские приливные волны, в низкую воду отмечающиеся на 1400 км вверх по течению. На небольших глубинах (менее 7,5 м) в районе устья они движутся со страшным рокотом, слышимым за 5—10 км, в виде валов «поророка» высотой 4—5 км, разрушающих берега и ежедневно затопляющих пойму. Этот напор воды подпруживает устья притоков, усиливая наводнения. Именно нижнему течению Амазонки с резкими спадами и подъемами воды присущи двоякодышащие рыбы — лепидосирены, обладающие приспособленным для дыхания и похожим на легкое плавательным пузырем.
Широкая полоса «игапо» и «варзеа» резко выделяется, особенно в период засухи, среди безлесных участков. Берега же низменности не только вдоль океана, но и в глубь страны, вдоль русла нижнего течения реки, заросли манграми, еще более подчеркивающими сходство Амазонки — этого «средиземного моря» Бразилии — с настоящим морем.
1.4 Почвенно-растительный покров и животный мир.
Тип влажноэкваториальных амазонских лесов, затопляемых на длительное время, называется в Бразилии «каа-игапо».
Высокая пойма сильно расчленена, образует нечеткие гряды и полосы, возвышающиеся на несколько сантиметров над уровнем обычных разливов и являющиеся по-видимому, останцами четвертичных террас — свидетелями недавних колебаний базиса Амазонки. Наиболее высокие паводки затопляют целиком и высокую пойму. Тип растительности гилей, затопляемых лишь на короткий период и даже не ежегодно, также носит название «варзеа»). Часто этот термин распространяют на весь ландшафт затопляемых долин, иногда достигающих 200 км ширины, Леса варзеи — этой «прихожей» амазонских дебрей — изучены довольно хорошо вследствие их доступности. Они значительно выше и гуще, чем игапо, и наиболее богаты по видовому составу. Воды паводков разносят семена самых различных растений, осаждающиеся при спаде в плодородную аллювиальную почву. Богат и разнообразен и растительный мир Амазонии. Здесь и деревья, славящиеся своими плодами - папайя, разнообразнейшие пальмы, и деревья, ценимые Рис.3. Виктория Регии.за красивую древесину, и
хинное дерево, главной ценностью которого является кора или гевея, которая является главном каучуконосом современного мира. А на глади спокойных стариц и заливов в бесчисленных рукавах Амазонки покачиваются полутораметровые листья самой большой кувшинки на свете — Виктории Регии. Такой лист, напоминающий огромную зеленую сковородку, может выдержать вес двенадцатилетнего ребенка (рис. 3).
Преобладают так называемые «белые» породы с относительно мягкой древесиной. Уже на низких участках деревья достигают 30 м высоты, появляются пальмы (среди них преобладает пальма жавари), фикусы, представители молочайных — ассану, плоды которого
при созревании лопаются с силой револьверного выстрела, 8аршт с ядовитым млечным соком и ряд других растений, образующих обычно три яруса, Растительность более высоких участков
имеет все характерные черты влажноэкваториальных лесов: многоярусность (до четырех), тенистость, обилие видов лиан и эпифитов, развитие громадных деревьев с дощатыми подпорками, наличие многих ценных растений. Естественно, что еще более пышна растительность междуречных пространств, не затопляемых во время самых сильных разливов, — «твердых земель», или «этэ» — основного ландшафтного типа Западной Амазонии.
Не удивительно, что кора выветривания, претерпевшая длительное развитие, имеет десятки метров мощности. Почвенный слой, который, как указывалось, трудно отделим от собственно коры выветривания, в результате постоянного промыва в верхних горизонтах очень сильно выщелочен, оподзолен, имеет, кислую реакцию и даже белесоватую окраску. Остаточные окислы железа и алюминия вынесены в нижние горизонты, которые и приобретают характерный оранжево-красный цвет. Верхний же горизонт обычно обогащен кварцем, придающим почвам терра фирма песчаный характер, Только постоянный опад, разложение отмирающих растений, жизнедеятельность микроорганизмов могут поддерживать во влажноэкваториальных лесах плодородие почв, представление о котором часто весьма преувеличено. Сведение лесов приводит к быстрому выносу, минерализации или обугливанию гумуса, потере структуры и плодородия. Леса этэ Западной Амазонии почти не тронуты человеком; вырублены или уничтожены лишь наиболее ценные деревья (например, гевея) вблизи рек. Флора гилей, как и климат, мало отличается от третичной, а некоторые виды по происхождению относятся даже к меловому периоду. Большинство родов и видов терра фирма те же, что и в варзее.
Вся эта громада амазонского леса «этэ», смыкающая свои кроны на высоте 30—35 м и достигающая отдельными экземплярами 50—60 ж, облеплена многоцветными душистыми орхидеями и перевита бесчисленным множеством лазящих лиан различной длины и толщины.
Несмотря |на богатство видов, число животных, обитающих, в гилеях, не особенно велико. Кто же может жить в этих дебрях? На земле места мало. Надо приспособиться либо к постоянному существованию на деревьях, либо к длительному пребыванию в воде. И для Амазонии очень характерно обилие цепкохвостых жителей, лазящих по стволам и ветвям.
Лучше всего себя чувствуют на деревьях, конечно, обезьяны. Амазонии, как и всей Южной Америке, свойственны эндемичные небольшие широконосые обезьяны, большинство которых обладает длинным цепким хвостом.
Пожалуй, самым ярким примером влияния среды на животное являются ленивцы — представители одного из трех семейств эндемичного и характернейшего для Южной Америки отряда неполнозубых. Подобно многим обезьянам ленивцы очень редко спускаются на землю и постоянно висят, уцепившись всеми четырьмя лапами за ветвь дерева, брюхом вверх и спиной вниз. В их грубой длинной грязно-пепельной шерсти, направленной от брюха к спине, во влажном воздухе гилей поселяются водоросли, придающие животным зеленоватую окраску. Ленивцы живут как в этэ, так и в игапо, главным образом на цекропиях, питаясь их листьями и плодами, крайне медленно передвигаясь с ветки на ветку и в течение длительного времени обходясь совсем без пищи.