На юге Корейского п-ова сложились племенные объединения «самхан», послужившие основой двух новых государств: Пэкче на юго-западе, на землях Махан (традиционная дата 18 до н.э.), и Силла на юго-востоке, близ современного города Кёнджу, на землях Пёнхан (традиционная дата – 57 до н.э.). Кроме того, в плодородной дельте р.Нактонган образовалось протогосударство Кая (Тэкая).
Период Трех государств (1 в. до н.э. – 7 в. н.э.). Когурё, Пэкче и Силла вступили в борьбу за господство на Корейском п-ове. Вначале казалось, что победителем окажется Когурё. Его вану (королю) Квангэтхо («Расширитель земель», 391–412) в начале 5 в. удалось лишить Пэкче владений в долине р.Ханган и во всей центральной области, известной ранее как Чинхан. Однако с переносом столицы Когурё в 427 в Пхеньян на полуострове окрепли силы, которые стали угрожать этому государству с тыла. К тому же Пэкче и Силла вскоре объединились, чтобы дать отпор общему врагу.
К 500 Когурё утратило земли в бассейне р.Ханган, контроль над которыми перешел к Силла. Это не только дало Силла стратегическое преимущество, но и позволило наладить прямые связи с Китаем через Желтое море. Теперь уже государство Силла было вынуждено столкнуться с противодействующей коалицией.
Силла оказалась в состоянии удержать свои владения и даже присоединила к себе государство Тэкая в 562, но не могло победить Когурё и Пэкче. Поэтому ему пришлось искать союзника в лице Танского Китая (618–907). Еще ранее императоры из династии Суй (589–619) предприняли два похода против Когурё, однако были разбиты предводителем когурёских войск Ыльчи Мундоком. Танские правители помнили об унизительном поражении и с готовностью откликнулись на предложение о союзе со стороны королевства Силла. Совместно действовавшие армии под командованием короля Мурёля, военачальника Ким Юсина и Танского Китая одержали победу над Пэкче в 660 и вынудили Когурё к капитуляции в 668.
Некоторые черты социального и политического устройства Силла уникальны. Хвараны («цветы-юноши») объединялись в отборные воинские подразделения, где проходили подготовку в качестве будущей элиты страны. Система кольпхум жестко делила аристократические роды по старшинству. Из высших выдвигались монархи, а места в служебной иерархии предоставлялись в строгом соответствии со степенью знатности. Этот чрезвычайно сильный аспект дополнительно подчеркивался наличием хвабэка («совета старейшин»). Первоначально в него входили главы племен, а затем совет превратился в собрание аристократов, наделенных правом определять порядок наследования престола и налагать (в крайних случаях) вето на королевские решения. Привилегии феодальных верхов при слабости королевской власти ощущались и на более поздних этапах корейской истории.
Наиболее утонченная культура среди Трех государств была, по-видимому, свойственна государству Пэкче, которому во многом обязана своим развитием раннеяпонская цивилизация. Ныне с главными достижениями искусства эпохи Пэкче можно ознакомиться в одном из центров древней японской культуры – Ямато (город Нара). В самой Корее также осталось немало памятников культуры Пэкче, среди которых великолепные декоративные изразцы, богатые гробницы, изделия из золота, буддийские скульптуры.
Величественные каменные гробницы правителей Когурё сохранили на своих стенах превосходные росписи. В захоронениях королей Силла обнаружены уникальные золотые короны.
Государство Объединенное Силла: 668–892. Свою систему государственного и общественного устройства Силла распространило на весь Корейский п-ов, за исключением самого северного района. Это привело к размыванию прежних, характерных для времени Трех государств различий в языке, обычаях и социальных институтах.
Несколько столетий доминирования Силла были ознаменованы синтезом китайских и корейских традиций. Административное управление в провинции и система землепользования были организованы по китайскому образцу. Столица Кёнджу напоминала главный город танской империи Чанъань. Для изучения классических конфуцианских текстов был основан национальный университет Кукхак (682), по образцу танского Китая были введены специальные экзамены для чиновников (788).
Другой характерной чертой этого периода было динамичное развитие экономики. Находки материальной культуры и письменные источники того времени свидетельствуют о благоденствии Кёнджу. Периферийные центры стремились бороться за лидерство со столицей. В один из таких центров в 9 в. превратился о.Вандо, находившийся во владении Чан Бого, знатока морских путей, соединявших Корею с Китаем и Японией.
Период Объединенного Силла отличало также интенсивное распространение буддизма и процветание искусства. Буддизм проник на Корейский п-ов в 4 в. и был быстро воспринят в Трех государствах. Примером буддийского искусства служат замечательные каменные скульптуры 8 в. в пещерном храме Соккурам близ Кёнджу. Каменные пагоды в храме Пульгукса, большие изящно орнаментированные бронзовые колокола и элегантные позолоченные бронзовые изваяния отражают творческие устремления и высокое мастерство творцов эпохи Силла. Именно в государстве Силла зародились поэтические произведения на корейском языке – короткие лирические стихотворения хянга.
С 780 в Силла началась междоусобная борьба. Один из местных лидеров Ван Гон назвал созданное им государство Поздним Когурё и в ходе длительного конфликта подчинил себе основного противника – «Позднее Пэкче». Но еще ранее, в 935, Силла мирно перешла под покровительство первого правителя новой династии Корё, основанной Ван Гоном.
Династия Корё (918–1392). Победа Корё не означала полного разрыва с наследием государства Силла. Значительная часть правящей элиты сохранила свои позиции. Система административного управления и порядок назначений на официальные должности претерпели лишь незначительные изменения. Буддизм не только сохранил, но и укрепил статус государственной религии и стал весомой политической силой.
В отличие от Силла, Корё находилось во враждебном окружении. Вековой конфликт с государством киданей Ляо сменился чередой вооруженных конфликтов с чжурчжэнями. Созданная этими кочевыми племенами империя Цзинь пришла на смену власти киданей в Северном Китае и в Маньчжурии. Войска и династии Ляо, и династии Цзинь неоднократно завоевывали столицу Корё город Сондо (ныне Кэсон). Однако после появления монголов в 1232 столицу Корё пришлось перенести на о.Канхвадо. Монгольские конники не смогли завоевать о.Канхвадо, однако в 1258 правители Корё вынуждены были просить мира.
В течение 100 лет Корея оставалась вассалом монгольской династии Юань. Заложники из королевских семей привозились в Пекин, где их женили на местных принцессах. В самой Корее монгольские чиновники надзирали за административным аппаратом, собирали дань и облагали население дополнительными налогами.
Из-за вторжений извне и зависимого статуса страны корейское общество переживало глубокий кризис. Экономика пришла в крайний упадок. Высшее сословие в столице погрязло в интригах и занималось расхищением государственной казны. Почти 90 лет (1170–1258) на политической сцене Корё главенствовали кланы могущественных военачальников, что превратило монархов в номинальные фигуры.
Последний период в истории державы Корё отличают упор на систему служебных экзаменов, укрепление института полицейского надзора и появление отряда толкователей неоконфуцианского учения. В Корё были изданы два ценнейших произведения: Самгук саги (Исторические записи Трех государств) Ким Бусика (1145) и Самгук юса (Дополнение к истории Трех государств) буддийского монаха Ирёна (1281), ставшие важным источником знаний об истории Кореи. При дворе Корё дважды увидел свет полный свод буддийских священных книг Трипитака. В Южной Корее в храме Хэинса до сих пор хранятся 81 137 деревянных блоков-ксилографов, с помощью которых печатались эти буддийские тексты.
В области прикладного искусства период Корё выделяется прежде всего изготовлением светлозеленых фарфоровых изделий – селадона. Вдохновленные совершенными китайскими образцами периода империи Сун, местные мастера сумели создать настоящие шедевры.
Государство Корё ненамного пережило империю Юань. Корейский военачальник Ли Сонге, получивший королевский приказ двинуться на помощь Пекину, против которого поднялась возникшая в Китае династия Мин (1368–1644), повернул армию с берегов р.Амноккан и установил контроль над правительством. Ли Сонге, пользовавшийся широкой популярностью за победы над японскими пиратами (вэгу), провел реформу системы землевладения и только после этого позволил своим сторонникам возвести себя на трон. В 1392 в Корее воцарилась династия Ли, а государство получило название Чосон.
Династия Ли (1392–1910). При Ли буддизм был отвергнут как официальная религия, и на смену ему пришло неоконфуцианство. В следовании конфуцианскому учению проявлялись догматичность и нетерпимость, велись бесконечные дискуссии по явно второстепенным вопросам, например о продолжительности похоронных обрядов. Конфуцианские взгляды на семейную мораль были интерпретированы в Корее таким образом, что замужество вдов было запрещено. Служба надзора, которая помогала китайскому императору бороться с преступными действиями чиновничества, в Корее стала подлинным несчастьем для честных администраторов. Конфуцианское требование гражданского контроля над военными привело к назначению на высокие армейские должности малоподготовленных гражданских лиц. Система экзаменов на занятие административных должностей была перенесена из Китая таким образом, что по-прежнему к экзаменам допускались лишь члены знатных семей янбанов.
Самым славным периодом истории государства Ли было первое столетие его существования. Определились его отношения с империей Мин, зависимость от которой была признана добровольно. Новой столицей стал Хансон (ныне Сеул). Страна, наконец, обрела спокойствие, и корейцы смогли заняться мирными делами. Был составлен унифицированный судебный кодекс Кенгук тэджон. В 15 в. появились другие официальные канонические труды, например история династии Корё (Корё са), фундаментальная географо-историческая энциклопедия Тонгук ёджи сынным и энциклопедия национальной музыки Акхак квебом.