I. Подготовка исследования (14-20 января 2008 г.):
- определение объекта и предмета исследования, осознание проблемных моментов и формулировка гипотез; составление формы анкеты;
- организация процесса исследования – согласование целесообразности и содержания анкетирования с научным руководителем Казаковой С. П., возможности его проведения – с руководителем по месту практики – начальником Отдела по делам соотечественником, работе с беженцами и вынужденными переселенцами Муратовым Р. Н.;
- оценка финансовых затрат;
- правка и тиражирование анкет.
II. Сбор информации (21 января - 12 марта): раздача и получение анкет.
III.Обработка полученных данных (1 - 13 марта):
- ручная обработка анкет;
- систематизация и графическое оформление результатов с помощью программы MicrosoftExcel.
IV.Анализ полученных данных, сопоставление их с гипотезами исследования, формулирование выводов (13-17 марта).
Предлагаемая соотечественникам анкета состоит из 12 полузакрытых вопросов, в каждом из которых респондент может выбрать в качестве ответа один из предложенных вариантов или сформулировать свой собственный и лишь последний 13 вопрос («Ваши пожелания, рекомендации по усовершенствованию программы или механизму ее реализации») имеет открытый характер.
Анкета имеет вводную часть, в которой респондент информируется о цели проведения исследования, его разработчике, правилах заполнения анкеты.
Вопросы в анкете расположены по временному критерию – от тех событий и проблем, с которыми переселенцы столкнулись при ознакомлении с программой до момента своего непосредственного переселения и оценки текущих трудностей обустройства.
Наличие «паспортички» в данном случае не предполагается, поскольку практически все соотечественники, принимающие участие в Госпрограмме, равны по своему юридическому статусу – являются иностранными гражданами (гражданство РФ есть лишь у 5,2 %), относятся к единой возрастной категории – трудоспособных лиц, такие же их социальные характеристики как национальность, гражданская принадлежность не имеют определяющего значения при ответе на поставленные вопросы. Однако интересным представляется сопоставление мнений людей различного образовательного уровня, финансового положения, но ввиду малого объема выборки ее градация не является целесообразной. Возможно, структурированная по данным критериям выборка может послужить объектом для последующих аналогичных исследований.
По принципу распространения данное анкетирование совмещает черты раздаточного и почтового. Согласно схеме реализации Госпрограммы, соотечественник, прибывая в регион вселения, регистрируется в территориальном органе ФМС. Здесь он получает анкету с инструкциями по ее заполнению и указанием сроков возврата – 2 недели со дня получения; возврат анкеты осуществляется по почте, для чего респонденту выдается и почтовый конверт. Необходимость заполнения конверта, вероятно, может вызвать у респондентов сомнения в анонимности анкетирования, что в некоторой степени может повлиять на характер их ответов; тем не менее, при анализе полученных материалов их авторство не учитывалось.
Всего было роздано 36 анкет, а получено обратно – 15. Процент возврата - 42 %.
Материальные затраты на проведение анкетирования:
- стоимость 1 комплекта раздаточного материала (файл + анкета на 2 печатных листах + почтовый конверт) – 17 руб.;
- общая стоимость тиража – 612 руб.
4.2 Результаты исследования
4.2.1 Материалы типовых анкет
Прежде всего, следует отметить, что, поскольку анкета заполняется лишь лицами, претендующими на получение свидетельства участника Госпрограммы, а все члены их семьи вписываются в эту анкету с указанием лишь некоторых их характеристик – таких как возраст, гражданство, профессия, владение русским языком – то сведения по различным основаниям классификации будут представлены в ряде случаев по всем соотечественникам, а в иных случаях – только по данным лиц, имеющих свидетельство участника Госпрограммы.
Основаниями для изучения и классификации стали:
1. Возраст переселенцев и семейный состав;
2. Страна выбытия;
3. Национальность;
4. Вероисповедание;
5. Уровень образования;
6. Принадлежность к определенной сфере профессиональной деятельности;
7. а также видимые переселенцами возможности их постоянного и временного жилищного обустройства, наличие родственников в Калужской области.
Соотношение возрастных категорий мигрантов особенно важно в свете демографической ориентированности программы. Следует отметить, что многие ее участники первоначально приезжают без семей, чтобы обустроиться самим и подготовиться к переезду родственников, поэтому данные о составе семей не совпадают с данными о числе реально прибывших переселенцев. Тем не менее, и заявленные в анкетах, и реальные показатели имеют сходное соотношение; так, из 96 приехавших за 4 месяца реализации программы 77% составляют совершеннолетние трудоспособные лица (18-55(60) лет, согласно российскому законодательству), 20% - не достигшие совершеннолетия и 3% - пенсионеры.
Такое распределение соотечественников по возрастным категориям показывает, что не имеет места нагрузка на социальную сферу пожилыми людьми, кроме того, ни в одной из рассмотренных анкет нет данных об инвалидности кого-либо из соотечественников (по данным Журнала регистрации соотечественников, один человек из членов семьи заявителей имеет инвалидность II степени). С другой стороны, вопросы обеспечения детей переселенцев местами в детских дошкольных и образовательных учреждениях однозначно имеют актуальность; некоторые из соотечественников откладывают переезд своих семей до окончания учебного года, что влечет отсрочивание решения данного вопроса.
Интересным представляется тот факт, что среди участников Госпрограммы, приехавших в Калужскую область без семей, есть несколько молодых людей только что или в недавнем прошлом достигших совершеннолетия (1989, 1987, 1985 гг.р.), что свидетельствует об их активной жизненной позиции, которая, безусловно, поможет лучшему вхождению в принимающее сообщество, а также о значимости данной программы, заинтересовавшей не только людей старших поколений, видящих общность с Россией как преемницей советского наследия или некогда живших здесь, но и молодежь, воспитанную уже в иных социальных условиях и ценностях.
Среди лиц, получивших свидетельство участника Госпрограммы, 29,6% составляют женщины, причем половина из них – главы неполных семей с детьми, не достигшими совершеннолетия. Этот факт имеет особую значимость для определения соответствующего уровня социальной поддержки наименее защищенных категорий граждан.
Анализ распределения соотечественников по странам выбытия показывает, что на данном этапе в Калужскую область приехали лишь соотечественники из стран бывшего СССР, преимущественно Украины и Молдовы (44% и 28% соответственно), хотя согласно данным о фиксируемых обращениях, принять участие в программе хотят и жители стран дальнего зарубежья – Германии, Португалии, Израиля и др.
Миграционный обмен со странами ближнего зарубежья является ведущим для РФ в целом и региона в частности, поэтому и здесь реализация программы не привнесла существенных изменений, лишь упорядочив процесс обретения гражданами нового правового статуса.
В национальном составе переселенцев бесспорно преобладают русские (53%) и представители национальностей стран-лидеров по числу отдаваемых переселенцев – украинцы (15%), молдаване и гагаузы (7% и 4%).
По показателю «вероисповедание» также преобладают приверженцы единой с русскими конфессии – православного христианства (69,1%), лишь 3,6% составляют мусульмане. Другая же значительная часть заполнителей – 27,3% либо признала себя атеистами, либо просто не заполняли данную графу.
В совокупности данные о национальном и религиозном составе дают нам основание считать, что на данный момент в Калужскую область действительно приезжают люди наиболее близкие в культурном отношении к коренным ее жителям, а, следовательно, проблемы их адаптации должны быть минимизированы, по крайней мере, в данном аспекте.
В этой связи показательна ситуация и опыт Тамбовской области, принявшей по программе переселения соотечественников из Грузии, русских, но принадлежащих к религиозной общине духоборов. Им были предложены варианты компактного расселения, позволяющего сохранить старые социальные связи; вместе с тем, выбранное поселение – микрорайон в составе большего села. Согласно материалам федеральных изданий, «местной прессе о факте их приезда власти посоветовали особо не распространяться - мало ли как печатное слово отзовется в общественном сознании», вследствие чего «местные жители, не имея информации, встретили гостей из Грузии недоверчиво. По округе поползли слухи о каких-то сектантах, о "мухоморцах"…» [].
С момента приезда переселенцев из Грузии прошло уже более полугода, и сегодняшние материалы СМИ, телеинтервью с местными жителями говорят уже об их позитивном отношении. Возможно, объективность этих суждений спорна, но существование самого варианта компактного расселения соотечественников (программой Калужской области не предусмотренного!) свидетельствует о попытке учета интересов мигрантов, решения потенциально конфликтной ситуации.
Не столкнувшись на настоящий момент с необходимостью решения подобных вопросов, не приходится говорить о возрастании религиозной или национальной напряженности в нашем регионе.
Следующий параметр оценки – уровень образования и профессиональная принадлежность прибывших соотечественников.
Согласно положениям региональной программы, «несмотря на наличие официально зарегистрированных безработных, область нуждается в самых разнообразных кадрах: от высококвалифицированных специалистов и управленцев до работников неквалифицированного труда». Столь разноплановые требования к потенциальным переселенцам и нашли отражение в реально сложившейся ситуации: полное и неполное среднее образование имеют 23% переселенцев трудоспособного возраста, средне-специальное и профессионально-техническое – 35% и высшее, в том числе неоконченное, - 42%. Интересен и профессиональный состав: преобладают работники сферы «промышленность и строительство» - 27% (из которых 17,2% - рабочие, 9,8% - ИТР), далее – работники сельскохозяйственной отрасли – 15%, отрасли «транспорт и автосервис», равно как и «финансовая деятельность», - по 12%. Столь же необходимые работники сферы медицины и здравоохранения – лишь 4%, образования – 7% (Данные сопоставляются с заявленными в региональной программе Калужской области показателями).