Смекни!
smekni.com

Миграция (стр. 14 из 17)

По изложенным критериям мы имели возможность оценить состав переселенцев как носителей совокупности социальных статусов. Но типовые анкеты участников Госпрограммы позволяют получить и некоторые сведения аналитического плана, косвенно свидетельствующие об их материальном положении.

Родственники в Калуге и области есть лишь у 2,1% переселенцев, таким образом, подавляющее их большинство рассчитывают либо на самостоятельные ресурсы при временном и постоянном обустройстве, либо на содействие работодателей. В частности, на получение места в общежитии или иного варианта временного размещения от работодателя претендуют 59,2% мигрантов; постоянное обустройство за счет работодателя отмечено у 9,3%. В целом же, в долговременной перспективе свыше 75% переселенцев ориентированы на самостоятельное решение жилищного вопроса за счет использования собственных средств или ипотечного кредита. Однако те варианты, которые изначально планируются людьми, как правило, не всегда оказываются жизнеспособными в реальных условиях, о чем будут свидетельствовать далее представленные материалы обработки собственных анкет и опыт непосредственного наблюдения их поведения при прибытии в регион и ознакомлении с реалиями калужской действительности.

Начало реализации Региональной программы лишь с конца октября 2007 года не дало объективной возможности выполнения запланированных масштабов переселения – вместо 3472 человек, которых готова была принять область согласно расчетам, приводимым в программе, приехало лишь 34 человека, чуть меньше 1% заявленной численности. Масштабы переселения в текущем 2008 году дают основания полагать, что здесь конечный результат будет гораздо выше – за 2 месяца уже приехали 62 человека, с учетом того, что первый месяц года – праздничный; а соотношение переселенцев по месяцам за весь период реализации программы выглядит следующим образом: 11-23-20-42 человека; и, тем не менее, представляется, что и здесь общее запланированное число переселенцев (4690 человек) вряд ли будет принято, особенно с учетом той градации по территориям вселения, которая была предложена переселенцам изначально. Сегодня ряд переселенцев остаются в городах и районах области, вступление которых в программу планировалось лишь с 2009 года, зато ни один из приехавших соотечественников не избрал территорией вселения город Ворсино, проект заселения которого относится к категории первоочередно вступающих в реализацию программы.

К числу проявивших себя на данный момент негативных фактов реализации программы можно отнести и пропуск факта судимости одного из участников при согласовании типовых анкет, что повлекло за собой отказ в предоставлении ему гражданства РФ, невозможность запланированного трудоустройства. Тщательный анализ данных документов на всех этапах работы – от согласования анкет до получения обобщающих сведений по их материалам – значимые звенья в общем процессе реализации программы, способный помочь избежать описанных выше казусов и предвидеть развитие будущей ситуации, в том числе, и в отношении обозначенных проблемных моментов – жилищного и профессионального устройства соотечественников, возможностей их социальной адаптации.

4.2.2 Сведения, полученные в ходе проведения собственного анкетирования

Как было отмечено выше, в результате проведенного анкетирования мы располагаем материалами лишь 15 анкет, что составляет 41,7% заданной выборочной совокупности и 20,3% генеральной совокупности. Следовательно, однозначная экстраполяция полученных данных оказывается неправомерной, но, тем не менее, некоторые из них могут дать представление об общих взглядах и оценках соотечественниками Госпрограммы и своего положения в связи с фактом участия в ней. Далее мы будем приводить числовые данные о количестве тех или иных ответов, поскольку процентное соотношение их в данном случае не показательно.

Ряд вопросов анкеты был направлен на выявление источников и качества информационного обеспечения соотечественников в странах их прежнего проживания (вопросы 1, 5). Наибольшее число из приславших заполненные анкеты – 10 человек – отметили роль СМИ в стране исхода в качестве источника получения первичной информации о факте утверждения Госпрограммы, трое в качестве такого источника указали родственников и соседей в стране своего прежнего проживания. Сведениями сети Интернет воспользовался лишь один из респондентов, что дает основание полагать, что и узнать об особенностях территорий вселения и порядка участия в Госпрограмме также могли лишь единицы из прибывших, большинство же могло получить соответствующую информацию лишь при обращении в Представительства ФМС за рубежом и другие уполномоченные органы. Качество их работы соотечественники оценивают в половине случаев как удовлетворительное, дающее минимально необходимые сведения о программе (7 человек) и хорошее, характеризующееся высоким уровнем информационного обеспечения (7 человек). Лишь один из респондентов дал негативную оценку – и случай его действительно показателен, т. к. получив свидетельство участника и приехав на территорию Калужской области он не знал категории территории вселения, рассчитывая на получение подъемных.

Вместе с тем, Госпрограммой изначально предусмотрена необходимость различных вариантов информационного обеспечения соотечественников. Оказавшийся невостребованным респондентами ресурс сети Интернет на целом ряде официальных государственных и негосударственных сайтов содержит информационный пакет Государственной программы (сайты ФМС РФ, МИД РФ, информационно-аналитического портала постсоветского пространства «Материк» и др.), а также полная информация о региональных программах, сведения о вакансиях представлены практически на всех сайтах администраций пилотных-регионов участников, в том числе, официальном сайте Администрации Калужской области, сайте Цетра занятости населения города Калуги и др. Отсутствие возможности доступа или невнимательность самих участников, таким образом, также выступают фактором ограничения информированности прибывших соотечественников.

Следующий блок вопросов связан с выявлением значимости программы для соотечественников и их мотивации к переезду (вопросы 2, 3). Интересен тот факт, что большинство опрошенных – 9 человек – настроились на переезд из страны своего прежнего проживания в любом случае, рассматривая Госпрограмму лишь в качестве подспорья (вспомним в данной связи предположение ряда авторов о том, что потенциально не готовых к возвращению в Россию соотечественников такая программа вряд ли заинтересует, а активизирует она, скорее всего, тех, кто и без заявленных привилегий миграционно мобилен, может быть, не раз приезжал в Россию в качестве трудового мигранта), двое респондентов охарактеризовали ее как равноценную альтернативу любым другим формам своего дальнейшего жизнеустройства и лишь оставшиеся четверо соотечественников отметили, что не отважились бы на переезд в Россию без наличия условий, предоставляемых Госпрограммой.

Ведущими причинами переезда стали в равной мере отмеченные неудовлетворенность условиями жизни в стране прежнего проживания и – вероятно, поэтому столь привлекательные – сообщения СМИ об устойчивом экономическом развитии России (по 10 ответов). Однако в качестве отрицательных аспектов жизни в странах исхода отмечена, по большому счету, лишь нестабильность политической ситуации, а вот о проблемах трудоустройства и невостребованности своей профессии респонденты не сообщили, хотя материалы типовых анкет свидетельствуют о том, что для многих из них такая проблема существовала и вынуждала квалифицированных работников заниматься случайными приработками. Мотив тоски по родине отмечен тремя респондентами, впрочем, для большинства респондентов Калужская область, да и Россия в ее современных границах в целом действительно не являются родиной. Таким образом, преобладающим мотивом миграции можно признать выделенное С.К. Бондыревой «стремление к лучшей доле», относящееся к группе социально-экономических причин миграции, и, в меньшей степени, стремление к безопасности.

Вопросы 4 и 6 призваны отразить разные параметры оценки характера реализации программы. Отмеченный выше факт нарушения первоначально установленных временных рамок программы ни для кого из опрошенных участников не стал основанием формирования стойкого недоверия к проводимой Россией миграционной политике и отказа от участия; сомнения в жизнеспособности программы отметили 5 респондентов, большинство же – 9 человек – оказались готовы ждать возможно не скорого, но продуманного варианта вступления в действие Региональных программ переселения.

Второй момент – оценка особенностей работы исполнительных органов принимающего региона; большинством она отмечена как положительная – 12 человек – оставшиеся трое высказались за более четкую и оперативную работу – основания таких оценок помогут понять высказанные респондентами при ответе на 13 вопрос анкеты пожелания, например, «не собирать одни и те же документы несколько раз», «наладить работу по принципу «единого окна»» (который действительно был изначально заявлен в тексте Региональной программы, но на сегодняшний день не нашел реального отражения), организовать первичное размещение и хранение багажа и т. п.