Смекни!
smekni.com

Население России (стр. 3 из 4)

Численность населения в возрасте 62-63 года гораздо меньше, чем в соседних возрастных группах. Во второй половине 30-х гг. демографические процессы несколько стабилизировались: об этом свидетельствует большое число живущих в возрасте 58-59 лет в 1998 г.

Следующий «обвальный» спад рождаемости на 1942-1945 гг., в результате чего пирамида 1998 г. имеет самый сильный «шрам» в возрасте 52-55 лет. Поколения военных лет рождения стали образовывать семьи во второй половине 60-х гг., что вызвало очередное снижение рождаемости. В свою очередь, родившиеся в конце 60-х гг. вступают в брак в начале 90-х, что вызывает новый спад рождаемости, усиленный к тому же экономическими кризисом и снижение уровня жизни.

Возрастной состав населения регионов России отражает их демографическую историю: территории с длительными оттоками населения чаще всего имеют более старое население, и наоборот, наименее молодое население сосредоточенно в районах пионерного освоения. Особенностью последних является минимальная доля пожилых возрастов. Наименьшую долю пожилых (5-10%) имеют Камчатка, Магаданская область и автономные округа севера Сибири. Другой полюс – южные регионы (Краснодарский и Ставропольский края), где велика как доля детей, так и доля пожилых людей, многие из которых переехали сюда на пенсию. В итоге а этих регионах минимальная доля трудоспособных.

А наибольшая доля пожилых – в областях с многолетним оттокам населения, образующих «кольцо» вокруг Москвы. Здесь особенно «постарело» сельское население, «ослабленное» длительными оттоками и в другие регионы (особенно в Санкт-Петербург и Москву), и в городах своих областей.

Доля детей максимальна в тех регионах России, где ещё не завершился демографический переход: Тува, Дагестан, ряд других республик Северного Кавказа. Помимо высокой рождаемости, этому способствует и слабый отток молодёжи. Особенно «молодым» является здесь сельское население, где в большей степени сохраняется традиционный образ жизни и где рождаемость выше, чем в городах.

Таким образом, различия в возрастной структуре сельского и городского населения могут быть разнонаправлены: в районах оттока населения, давно завершивших демографический переход, село более «старое», чем город, а в районах высокой рождаемости и слабого оттока населения село более «молодое».

Для регионов Крайнего Севера разница между городским и сельским населением почти нет, поскольку оно здесь в основном не местное по рождению, а непостоянное – приезжающее лишь на срок контракта.

5. Расселение и урбанизация.

Слово «расселение» имеет два значения: 1) процесс заселения территории; 2) результат этого процесса – совокупность населённых пунктов* на данной территории. В географии обычно используется лишь второе значение.

Под поселением обычно понимается компактно застроенный участок с необходимым оборудованием для жизни и работы людей.

Особый случай – так называемое дисперсное расселение – односемейные жилые точки, которых очень много в аграрных районах, заселяющихся при частной собственности на землю: в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. В ряде других стран Западной Европе и в России такое расселение – следствие распада деревенской общины.

Обычно выделяются два основных типа поселений – городские и сельские. Между ними, конечно, нет чёткой границы, что хорошо иллюстрируется концепция «сельско-городского континуума*». В её основе лежит представление о двух «полюсах» расселения – сельском и городском, между которыми существует непрерывная совокупность поселений. По мере приближения к городскому «полюсу» (крупнейшему городу) степень урбанизированности возрастает, т.е. происходит следующие изменения: 1) уменьшается доля с/х-ых и увеличивается доля промышленных функций; 2) увеличивается плотность застройки, её этажность; 3) возрастает число учреждений сферы услуг, они становятся более специализированными; 4) растёт разнообразие мест приложения труда (число профессий), специализация работников становится более узкой; 5) усиливается социальная и территориальная подвижность населения и вообще меняется образ жизни и их система ценностей.

Термином «урбанизация» часто обозначают просто рост доли городского населения, но более точной будет трактовка этого термина как процесс распространения городского образа жизни. Ещё более точно урбанизацию можно определить как процесс концентрации интеграции и интенсификации деятельности.

Остановимся более подробно на изменении образа жизни в процессе урбанизации. Для сельского образа характерна «традиционность», связь с природными ритмами, персонификация общения, преодоление соседского и родственного общения, жёсткий внешний контроль за всей жизнью. Для городского образа жизни характерна динамичность. Это быстрое изменение форм деятельности, в том числе создание новых «образцов» – в поведении, технологии, духовной культуре. Это жёсткий, неприродный и более интенсивный ритм, деперсонифицированное общение. Это крайне слабый внешний контроль за поведением и необходимость внутреннего контроля («нормы поведения» должны быть привиты с детства).

В результате столь сильных различий сельские жители, впервые попав в город, могут испытать что-то вроде «культурного шока». А горожане в первом поколении (родившиеся в деревни и переехавшие в город) теряют ориентиры, и им очень трудно воспитывать своих детей – горожан во втором поколении (родители которые выросли в городе) могут являться настоящими носителями городской культуры. Но для этого нужно, чтобы города на самом деле являлись центрами городской культуры, а не просто очень большими «рабочими посёлками», которые часто появляются в странах со стремительными темпами индустриализации, в том числе и в России.

Урбанизация – мощный фактор воздействия на окружающую среду. Большие города являются крупными потребителями природных ресурсов и загрязнителями окружающей среды. Современный крупный город напоминает действующий вулкан, выбрасывающий в окружающую среду вредные химические соединения, сажу, пыль. Загрязнители оказывают влияние на здоровье людей, поэтому так актуальны сегодня проблемы охраны городской среды.

6. Национальный и религиозный состав населения России.

По переписи населения (1989г.), большинство населения России (88%) принадлежит к народам индоевропейской языковой семье, в основном к её славянской группе. Русские составляют 82,5% всего населения России (120 млн. человек), ещё 4% приходится на украинцев

(4,4 млн. человек) и белорусов (1,2 млн. человек). Русские расселены по всей территории Росси: ведь, как вы уже знаете, именно заселение русскими новых земель обеспечило территориальный рост нашего государства. Из 89 регионов – субъектов Российской Федерации – в в 80 русских составляют большинство населения.

Из представителей других групп индоевропейской семьи наиболее многочисленны немцы (их было в 1989г. более 800 тыс. человек, но это число уже значительно уменьшилось вследствие эмиграции в Германию) и осетины (было около 400тыс. человек), но их число возросло из-за эмиграции осетин с территории Грузии вследствие военного конфликта в Южной Осетии.

Следующая по численности языковая семья – алтайская (около 12млн. человек), в основном это народы тюркской группы (11,2млн. человек). Самый крупный после русских народ России – татары (5,5млн. человек), из которых в самом Татарстане проживало 1,8млн., в соседнем Башкортостане 1,1млн., а остальные были рассеяны по территории Урала, Поволжья, Сибири.

Следующие по численности тюркские народы – чуваши (1,8млн. человек) и башкиры (1,3млн. человек), проживающие главным образом в пределах своих республик (908тыс. чувашей и 864тыс. башкир). Таким образом, наиболее крупные тюркские народы сосредоточены в Урало-Поволжье. Другие тюркские народы расселены по югу Сибири (алтайцы, шорцы, хакасы, тувинцы) вплоть до Дальнего Востока (якуты).

Третий ареал расселения – Северный Кавказ: кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы.

Вдоль границ с Казахстаном, в областях Южной Сибири, Урала и Поволжья, расселены казахи.

Народы уральско-юкагирской семьи, главным образом финно-угорской группы, проживают в основном в Урало-Поволжье и на севере Европейской части России. Самый крупный из этих народов – мордва – около 1млн. человек, из которых лишь 1/3 живёт в пределах своей республики, а остальные – на территории других регионов Урало-Поволжья.

Народы северокавказской семьи расселены в наиболее компактном ареале, главным образом на территории республик Северного Кавказа.

Мозаичность, пестрота «этнической карты» России приводит к тому, что, с одной стороны, значительная часть народов России расселена за пределами своих республик, а с другой – в пределах республик «титульные» народы чаще всего не составляют большинства населения. Из 21 республики России лишь в 7 «титульные» народы составляют более половины всех жителей. Это большинство северокавказских республик: Дагестан (более 80%), Чечня и Ингушетия (в 1989г. более 70%), Кабардино-Балкария (57%) и Северная Осетия (52%), а также Тува (68%) и Чувашия (68%). Минимальные значения – в Карелии (10%) и Хакасии (11%). Из 10 автономных округов лишь в двух !титульные» народы составляют более половины жителей – Коми-Пермяцком (около 60%) и Агинском Бурятском (55%). Минимальные значения из-за притока новосёлов в последние десятилетия имеют Ханты-Мансийский (1,5%) и Ямало-Ненецкий (около 6%) округа.

Рассредоточенность размещения многих народов, их интенсивные контакты между собой и особенно с русскими способствовали прогрессам ассимиляции*. Среди угро-финских народов наиболее рассредоточена этническая территория мордвы: лишь 1/3 её живёт на территории Мордовии. Среди всего населения Мордовии мордва составляет лишь около 1/3, остальное население в основном русские, немного татар и чувашей. Ещё меньше доля «титульной» нации в