Положение женщин. По сложившейся традиции афганские женщины не имеют права участвовать в общественной жизни. Попытки изменить ситуацию «сверху», предпринимавшиеся перед Второй мировой войной, встретили сопротивление общества. В 1959 правительство призвало к добровольному отказу от ношения чадры в городах. Энергичные усилия марксистского руководства следовать путем эмансипации стали одной из причин массовых волнений консервативно настроенного населения.
В районах, где талибы одержали верх, установлен жесткий контроль за исполнением женщинами традиционных норм поведения. В Афганистане закрылись школы для девочек, женщинам запрещается работать вне дома. Девушки могут обучаться только в одном Балхском университете в Мазари-Шарифе.
Социальная сфера. После Второй мировой войны заметные позитивные сдвиги произошли в медицинском обслуживании населения. Во многих городах были построены больницы и клиники, и упор был перенесен с профилактической медицины (кампаний по борьбе с малярией, оспой и тифом) на лечебную. Однако система здравоохранения рухнула из-за боевых действий, и современный Афганистан имеет один из самых высоких в мире показателей младенческой смертности (15,6 на 1000 новорожденных), крайне низкой остается средняя ожидаемая продолжительность жизни (45 лет).
Жилище. Население Афганистана живет преимущественно большими семьями в деревнях. Преобладают прямоугольные в плане дома с плоскими или куполообразными крышами, построенные из сырцового или обожженного кирпича и обмазанные глиной. Усадьба обносится стеной из сырцового кирпича. В горах возводят также строения из камня, а в крупных городах появились здания современного типа. Кочевники возят с собой шатры из шерстяной ткани, имеющие четырехугольную форму.
Пища. К традиционным блюдам относятся плов с мясом или овощами, жареное мясо (кебаб), мучные изделия (ашак, или манты) и выпекаемые в традиционных печах-тандурах пресные лепешки. Значительную долю в пищевом рационе составляют овощи - томаты, картофель, горох, морковь и огурцы. Большая часть населения не может себе позволить регулярное потребление мяса. Зеленый или черный чай, кисломолочные продукты, свежие и сушеные фрукты и орехи также входят в повседневный рацион.
Одежда. Главные элементы костюма почти всех этнических общин Афганистана - длинная, до колен и ниже, рубаха и плотно подпоясанные кушаком широкие штаны (камис). Поверх мужчины надевают безрукавку с четырьмя карманами и застежкой и халат. Характер головного убора, например чалмы, тюбетейки или войлочного колпака, нередко отражает принадлежность мужчин к определенной национальной группе и географическому району. Многие отпускают бороду, особенно с тех пор, как талибы запретили бриться.
Женщины в сельской местности носят длинную, вышитую по вороту рубаху из цветной хлопчатобумажной ткани и длинные, до щиколоток, штаны. Женщины из среды кочевников поверх рубахи надевают несколько широких юбок. Женщины носят серебряные украшения с сердоликом и лазуритом, бусы и ожерелья из монет.
Семейные обычаи. У афганцев обычны большие семьи. Родственные отношения создают фон для проявления социальной, экономической и политической деятельности. Браки, часто заключаемые между двоюродными братьями и сестрами, как правило, организуют старшие в своих семьях женщины. При сватовстве и помолвке договариваются о калыме, приданом и устройстве свадебного пиршества. Разводы случаются редко.
Система образования. Наиболее примечательной особенностью культурной жизни Афганистана в 20 в. стало расширение сети учебных заведений. Прежде работали лишь традиционные деревенские школы (мактабы), в которых местные муллы вели преподавание по сложившимся канонам ислама. Особенно много современных начальных и средних школ, базирующихся на западных образцах, появилось в 1970-е годы. Тогда же заметно упрочилось положение Кабульского университета, основанного в 1932. Долгие годы войны разрушили налаженную систему просвещения в Афганистане. В 1999 грамотными числились 47% мужчин и 15% женщин.
Литература и искусство. В феврале 1979 была основана Академия наук Афганистана (AHA), созданная по модели Академии наук СССР. Она включала Афганскую академию языка и литературы «Пашто толына», Историческое общество и связанные с ними научно-исследовательские учреждения. Большинство художественных произведений 1978-1992 носило пропагандистский характер, и было направлено на защиту правившего режима. Крупные прозаические произведения редко встречаются в афганской художественной литературе, но поэзия достигла совершенства. Главные книгохранилища страны - Публичная библиотека Кабула и библиотека Кабульского университета.
Столичный Национальный музей располагает богатыми археологическими и этнографическими коллекциями, охватывающими период от палеолита до становления мусульманского государства. Особенно ценными были материалы первобытного, древнегреческого и буддийского периодов. Однако в 1993 музей попал в зону боев, и в последующие два года свыше 90% коллекций было разграблено.
Народная музыка сопровождает пение и танцы и выступает также как самостоятельный вид искусства. Популярны струнные (домбра), духовые (флейта и сурна) и ударные (барабан) инструменты.
Пресса и массовая культура. Главный печатный орган движения Талибан - «Шариат» («Путь к Аллаху»). Оппозиционные организации, включая эмигрантские, имеют свои издания на местах.
В годы правления НДПА выходило несколько подконтрольных властям ежедневных газет общим тиражом ок. 95 тыс. экземпляров, среди них - печатавшийся на дари «Голос саурской [Апрельской 1978] революции»; «Анис» («Собеседник») и «Хивад» («Отечество») - обе на дари и пушту, а также «Кабул нью таймс» на английском языке. Издавались также еженедельник для женщин «Жвандун» и ряд провинциальных газет. Министерства, факультеты Кабульского университета и такие учреждения, как банки, выпускали раз в месяц или в квартал специальные периодические издания. В 1979 все издательства были национализированы.
Официальное радио талибов «Голос шариата» передавало новости, религиозные программы и вело образовательные передачи на местных языках.
Карательные акции движения «Талибан» негативно отражались на массовой культуре. Популярная музыка запрещена, было уничтожено множество аудиокассет и большое количество видеотехники. Музыку изгнали также со свадебных и праздничных мероприятий, а в 1996 были закрыты кинотеатры. Все это вернулось после краха режима талибов.
Спорт и праздники. Афганцы увлекаются футболом, хоккеем на траве, волейболом и особенно пахлавани (местный вариант классической борьбы). На севере практикуется игра «бузкаши», в которой соревнующиеся команды всадников должны как можно быстрее доставить тушу теленка за условную линию. В районах к югу от Кабула распространены местные конноспортивные соревнования. Азартными играми увлекаются почти все группы населения. Практически все афганцы играют в шахматы. Среди подростков популярны бои воздушных змеев.
Национальные праздники - День победы мусульманского народа (28 апреля), День поминовения мучеников (4 мая) и День независимости (19 августа).