УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»
Географический факультет
Кафедра географии Беларуси
Курсовая работа
ОРИГИНАЛЬНЫЕ КАРТЫ И АТЛАСЫ
Брест, 2010
Содержание
Введение
1. Принципы классификации оригинальных карт и атласов
2. Атласы-гиганты
3. Древнейшие картографические произведения
4. Оригинальные тематика и форма исполнения атласов и карт
5. Мастерство и дизайн в ранней картографии
Заключение
Список литературы
Введение
Картографические произведения - это уникальные документы, памятники конкретной исторической эпохи, в которых зафиксированы разнообразные сведения о территориях на определенный момент времени. Карты и атласы с полным основанием можно рассматривать не только как памятники мировой истории и культуры, но и как ценнейший материал для научных исследований. Во многом, поэтому мною была выбрана такая тема для изучения, как оригинальные атласы и карты.
Целью курсовой работы является накопление и обобщение знаний о нестандартных картографических произведениях. Главная задача написания работы – это выделение основных принципов для отнесения тех или иных карт либо атласов к оригинальным, а также подробное рассмотрение каждого из них.
Актуальность рассмотрения данной конкретной темы состоит, прежде всего, в интересе её изучения для любого потенциального исследователя, т. к. в процессе исследования раскрывается большое количество любопытных фактов из истории дизайна картографии и не только. Тема оригинальных атласов и карт мало кем рассматривалась и это даёт ещё один повод для её изучения. Своё видение данной темы я и попытался изложить в курсовой в следующих разделах: принципы классификации оригинальных карт и атласов, атласы-гиганты, древнейшие картографические произведения, оригинальные тематика и форма исполнения атласов и карт, мастерство и дизайн в ранней картографии.
1. Принципы классификации оригинальных карт и атласов
За долгую историю развития картографической науки карты и атласы прошли длительный процесс эволюции. Проходили столетия - менялись представления людей о Земле, появлялись новые материалы: на смену папирусу и пергаменту пришла бумага, было изобретено книгопечатание. Все эти перемены не могли не отразится и на картографии, поэтому атласы и карты так сильно изменились со времени их появления.
За всю историю картографии было создано огромное количество нестандартных и оригинальных картографических произведений, которые не вписываются в наши современные представления о картах и атласах. Очень трудно дать определённую и чёткую классификацию оригинальным картографическим произведениям, можно лишь попытаться выделить главные принципы и основания, по которым те или иные карты и атласы можно отнести к рангу оригинальных. Итак, основными принципами для отнесения атласов и карт к нестандартным могут быть их формат, возраст, материал на котором они изготовлены, оригинальная тематика, а также нестандартный способ изображения картографируемого объекта или территории. Итак, рассмотрим каждое основание для классификации в соответствующем разделе.
2. Атласы-гиганты
Среди огромного разнообразия оригинальных картографических произведений особенно выделяются нестандартные по формату атласы, которые поражают своими размерами. Некоторые из этих атласов занесены в Книгу рекордов Гиннеса как самые объёмные или самые крупноформатные атласы в мире. Абсолютное большинство этих атласов было создано ещё в XVII веке, который по праву называют веком атласов. Это столетие увидело появление атласа как доминантной картографической формы. Печатные формы карт для атласов кочевали от одного издателя к другому, по завещанию или за деньги, и использовались десятилетие за десятилетием, часто с очень маленькими изменениями или вообще без них. Поэтому XVII век отмечен появлением целого ряда семейных династий картографов, которые занимались изданием атласов. Среди них нужно выделить и династию Блау, двое представителей которой, братья Виллем Янсзон и Йоан Блау, изготовили по специальному заказу крупнейший по объёму атлас, ныне хранящийся в Вене и известный как «Атлас принца Евгения Савойского». Данный атлас насчитывает 46 томов. Он включает в себя не только печатные карты, выпущенные другими издателями, но и карты ручной работы, виды, календари и т. п.
В XVII веке большим спросом пользовались настенные карты, некоторые из них даже были объединены в два «суператласа», изготовленные в 1660 году для королевских персон. Первый был заказан принцем Йоханом-Морицем Нассауским для преподнесения Фридриху-Вильгельму, великому курфюрсту; он хранится в Германии, в Государственной публичной библиотеке Берлина. Его размеры поистине внушительны – 1,10 х 1,70 м, а весит этот уникальный атлас - ни много ни мало - 175 кг. На его переплёт пошло три телячьи шкуры, каждая половина переплёта изготовлена из ценной древесины и оправлена в латунный оклад. Атлас содержит 35 настенных карт и является самым большим из картографических изданий мира.
Второй «суператлас», хранящийся в настоящее время в Британском музее, был преподнесён Йоханом Кленке и другими амстердамскими купцами королю Англии Карлу II по поводу восстановления его на престоле в 1660 г. Атлас имеет размер в высоту почти шесть футов и состоит из 40 больших настенных карт, выпущенных знаменитыми амстердамскими издателями [1, 5].
3. Древнейшие картографические произведения
Долгие годы многих учёных, не только картографов, но и археологов, интересовал вопрос о том, какая же карта является самой древней в мире. До 1978 года древнейшей из известных географических карт считалась карта, начертанная на глиняной дощечке, найденная в Северной Месопотамии (ныне Ирак), на которой изображены рельеф и поселения этой территории. Некоторые исследователи датируют её 2800 годом до нашей эры, однако она немного «моложе» карты, обнаруженной в конце 1970-х годов в Иордании. Об истории открытия и исследования этой иорданской карты и пойдёт речь далее.
Чуть заметная тропка серой змейкой вьётся вверх по склону среди фиолетово-чёрных растрескавшихся камней. Может быть, вовсе и не тропка это, а проплешины голой рассохшейся земли, пристроившись одна к другой, имитируют заброшенный путь... Немилосердно печёт знойное аравийское солнце. Короткий роздых и — снова вверх. Кажется, прямо в белёсое, раскалённое небо. И вдруг — внезапная остановка.
— Они, «краеугольные камни»…
На относительно ровной крохотной площадке заметен геометрически правильный контур. При желании его можно принять за остатки фундамента какого-то древнего строения, может быть, жилой хижины.
Предположение становится уверенностью, когда идущий впереди группы, перешагнув через этот каменистый контур, наклоняется и из небольшой кучки краеугольных осколков кремня, упрятавших свой первоначальный цвет под плёнку тёмного пустынного загара, берёт небольшую уплощённую пластину. Протягивает её своим спутникам. Кремневая пластина с явными следами обработки упорной, но не очень умелой руки. Да, сомнения рассеялись: восходители ступают среди сколов, скребков, отщепов и других орудий первобытного человека. Здесь целая мастерская. Стало быть, исследователи действительно находятся в доисторическом селище. Теперь уже глазом можно охватить его размеры. Они невелики: селение насчитывало всего с полдюжины миниатюрных, круглых в плане строений.
— Ну-ка, посмотрим, нанесено ли оно на карту. Вот наша долина Вади-Ктайе. Эта линия, как мы и полагали, обозначает тропу, по которой мы сюда поднялись. А вот и кружок, соответствующий селению. Что ж! Составители карты оказались точны.
И снова в путь. Опять вверх по ускользающей от взгляда тропе, пока она не упирается в отвесный обрыв высотой в полсотни метров.
— А что на карте?.. Смотрите, линия, обозначающая, как мы знаем, тропу, обрывается вскоре за деревней. Видимо, таким способом неизвестный нам картограф показал своим современникам, что тропа тупиковая и дальше по ней не пройдёшь...
Пора объяснить, что дело происходит на юго-западе современной Иордании, в нескольких десятках километров от залива Акаба. На этой выжженной солнцем, забытой аллахом и людьми гористой земле итальянский исследователь Эдоардо Борцатти фон Лёвенштерн и его товарищи проводили в полевой сезон 1987 года идентификацию необычной, быть может, древнейшей в мире карты...
Слухи о том, что скальные ущелья Южной Иордании богаты рисунками доисторических людей, проникли в учёный мир давно. Однако исследователи не спешили проложить свои маршруты в этот труднодоступный пустынный район, где среди однообразия красноватых песков скалистыми островами горбятся гранитные останцовые горы: Джебел-Амуд, Джебел-Ум-Ишрин, Джебел-Эль-Каз-Али… Конечно, совсем безлюдным этот район не назовёшь: его в разных направлениях пересекают караванные тропы, а по окраинам попадаются кочевья бедуинов, но только в середине 70-х годов, после того как поблизости создали государственное земледельческое хозяйство, возникла возможность организовать систематические научные экспедиции.
Борцатти впервые появился в иорданской пустыне в 1974 году. Целый сезон ушёл на общую разведку: геологические, геоморфологические, ботанические, гидрологические изыскания. Тогда же выяснилось, что почти в каждом ущелье стены были покрыты многослойными изображениями. Древние художники наносили эти рисунки в течение нескольких тысячелетий, нередко перечёркивая, а отчасти и замазывая произведения своих предшественников. Разная техника была у древних живописцев, разный уровень мастерства, но научная оценка наскальной живописи Вади-Рамм и Вади-Ум-Ишрим ещё впереди.