А. Г. Тедиашвили (1984) произвел весьма интересный эксперимент — попытался найти зависимость между количеством фитомассы в ПТК Марткопского стационара и среднемноголетней продолжительностью тех стексов, во время которых продуцируется эта фитомасса — т. е. гумидных состояний создания, усложнения и стабилизации фитогенной структуры. При этом не учитывались зимние и осенние состояния, в которых не наблюдается прирост фитомассы, а также семиаридные и плювиальные стексы, во время которых если и происходит прирост фитомассы, то крайне незначительный. Как видно из графика, связь между количеством сухой фитомассы и продолжительностью тех стексов, во время которых она продуцируется, очень тесная.
Большая разница в количестве фитомассы в различных природно-территориальных комплексах предгорно-степных ландшафтов объясняется тем, что, несмотря на то что эти ландшафты находятся приблизительно в одинаковых термических условиях и в них выпадает приблизительно равное количество осадков, отдельные фации из-за разной крутизны и экспозиции склона, а также разного положения в каком-либо микро- или мезорельефе сильно отличаются друг от друга условиями тепло- и влагообеспечения. Эти условия определяют существование наиболее приспособленных к ним растительных группировок. Последние, в свою очередь, имеют свой набор феносостояний, подчиненный не только внешним факторам, но и жизненному циклу отдельных растений.
Совокупность феносостояний, погодных условий, а также состояний почвы обусловливает наличие определенных стексов. Исследования показали, что в пределах одного ландшафта продолжительность стексов сильно различается от фации к фации. Так как с этой продолжительностью связано количество фитомассы, нет ничего удивительного в том, что фитомасса сильноразличается даже в пределах одного ландшафта.
Казалось бы, сложней должно обстоять дело с природно-территориальными комплексами с лесной растительностью. Однако это не так. Связь количества фитомассы с продолжительностью стексов, во время которых они продуцируются ("продукционных стексов"), в близких по характеру ПТК довольно тесная, и многие "странные" результаты, полученные при детальных исследованиях фитомассы ландшафтов Кавказа, легко объясняются. Например, то, что в среднегорных буково-темно-хвойных колхидских ландшафтах фитомассы больше, чем в лежащих ниже них ландшафтах с буковыми лесами (находящихся в более оптимальных условиях сочетания тепла и влаги), объясняется большей продолжительностью в них стексов, во время которых продуцируется фитомасса за счет более активного использования весенних и осенних периодов. В ландшафтах с буковыми лесами в эти сезоны года фитомасса не формируется, так как листовой аппарат или еще не образовался, или, напротив, уже разрушился. Определенное значение имеет и большое количество плювиальных стексов в ландшафтах с буковыми лесами. Во время этих состояний, если и происходит образование фитомассы, то относительно низкими темпами.
Длительно временные состояния ПТК еще слабо изучены. Но, вероятно, они будут зависеть от накопленного (аккумулированного) набора более кратковременных состояний и, в частности, от суммарного количества "продукционных" стексов. Поэтому логично ожидать не только качественную, но и количественную связь фитомассы с продолжительностью продукционных стексов, а через них — с еще не выявленными длительно временными состояниями ПТК (природно-территориальных комплексов).
Литература
1. Беручашвили Н.Л. Четыре измерения ландшафта. – М., 1986
2. Будыко М.И. Глобальная экология. – М., 1997
3. Зубов С.М. Основы геофизики ландшафта. – Минск, 1985
4. Исаченко А.Г. География сегодня. – М., 2003