Правоотношения в части владения, пользования, распоряжения совместным имуществом, возникающие после смерти одного из супругов, регулируются нормами части третьей Гражданского кодекса РФ, вступившей в действие с 1 марта 2002 года.
После смерти одного из супругов другой (переживший) супруг имеет права на долю (1/2) в общем имуществе супругов (супружескую долю) и как наследник по закону – на долю в наследственном имуществе своего умершего супруга. В состав наследственного имущества входят доля умершего в супруга в общем имуществе супругов после выделения из нее супружеской доли, а также имущество умершего супруга, принадлежавшее ему на праве личной собственности.
Размер доли пережившего супруга в наследственном имуществе зависит от количества наследников умершего супруга, призываемых к принятию наследства.
При наследовании по закону, согласно ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди в равных долях наряду с супругом являются:
· дети (в том числе усыновленные);
· родители (усыновители) умершего;
· ребенок умершего, родившийся после его смерти.
К числу наследников по закону, которые наследуют наравне с наследниками первой очереди, относятся и нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее года до его смерти ( ст. 1148 ГК РФ). Например, несовершеннолетний пасынок (падчерица), престарелая свекровь (теща), дедушка (бабушка) со стороны как одного, так и другого супруга.
Для оформления своего права на супружескую долю в общем имуществе переживший супруг может обратиться к нотариусу по месту открытия наследства (по месту жительства наследодателя, а если оно неизвестно – по месту нахождения имущества) и получить свидетельство о праве собственности на долю в общем имуществе супругов.
Выделение супружеской доли является сугубо добровольным актом, поэтому переживший супруг вправе отказаться от получения такого свидетельства. Если же супружеская доля выделяется, переживший супруг получит большую по сравнению с другими наследниками умершего часть имущества.
В случае оспаривания наследниками имущественных требований пережившего супруга (или прав пережившего супруга на полученное по свидетельству о праве собственности на супружескую долю) они вправе обратиться за разрешением спора в суд.
Несколько иной порядок установлен при наследовании по завещанию, основа которого – воля завещателя. Супруг еще при жизни может завещать другому супругу все принадлежащее ему имущество или определенную его часть (например, дачу, автомашину, а другую часть – сыну, дочери, внуку, сестре или другим лицам, не связанным с ним узами родства (другу, любимой женщине и т.п.). А может вообще лишить другого супруга наследства. Однако если супруг является нетрудоспособным (по старости или инвалидности), он не может быть полностью лишен наследства и наследует независимо от содержания завещания определенную долю в имуществе – так называемую обязательную долю. Ее размер составляет не менее 2/3 доли, которая причиталась бы супругу при наследовании по закону.
При определении размера обязательной доли в наследстве учитываются все наследники по закону, которые были бы призваны к наследованию при отсутствии завещания. Например, муж завещал все свое имущество сыну. На день открытия наследства были живы нетрудоспособная жена, две совершеннолетние дочери и сын, в пользу которого было сделано завещание. Их право на обязательную долю имеет только нетрудоспособная жена. Размер ее обязательной доли будет определяться следующим образом. Все наследственное имущество делится на четверых наследников по закону, и доля каждого будет составлять 1/4. Обязательная доля жены составит 2/3 от 1/4, то есть 2/12 или 1/6 доли.
Определяя обязательную долю, нотариус исходит из всей массы наследственного имущества – как завещанного, так и незавещанного ( в том числе учитывает и стоимость предметов обычной домашней обстановки и обихода – мебель, посуду и др.).
Если завещана часть имущества, обязательная доля выделяется пережившему супругу из незавещанной части, а остальная часть незавещанного имущества делится поровну между остальными наследниками по закону. В том случае, если незавещанного имущества недостаточно для покрытия обязательной доли, возмещение в недостающем объеме производится из завещанного имущества.
Переживший супруг вправе просить выдать ему свидетельство о праве на наследство на обязательную долю с указанием конкретного наследственного имущества, на которое в указанной доле выдано данное свидетельство.
Переживший супруг имеет право отказаться от обязательной доли. В этом случае он должен подать нотариусу заявление о том, что он ознакомлен с содержанием завещания своего умершего супруга.
В законе выделена категория лиц, которые вообще не могут допускаться к наследованию. Это так называемые недостойные наследники. В их число входят те, кто своими противоправными действиями содействовали призванию их к наследству. Не может быть, например, наследником супруг – убийца своего мужа (жены) или супруг, который подделал завещание умершего супруга в свою пользу.
Чтобы служить основанием для лишения права наследовать, указанные обстоятельства должны быть установлены судом.
Согласно действующего законодательства к имущественным правам и обязанностям супругов относятся их права (обязанности) на имущество и права (обязанности) на взаимное материальное содержание (алименты). В дипломной работе подробно рассмотрены все вопросы, связанные с правовым режимом совместной собственности супругов.
Имущество супругов делится по закону на две части : общее и личное. Обычно в семье имущество фактически не разграничивается на «мое» и «твое» и не возникает необходимость его деления на личное и общее. Имущественные споры между супругами, как правило возникают в случае развода, внутрисемейных конфликтов. Именно в этих случаях и прибегают к нормам закона, с тем, чтобы определить, какое имущество кому из супругов принадлежит.
В нашей работе был проведен анализ процесса формирования и развития института имущественных правоотношений супругов, на основании которого можно сказать, что семейное право имело маятниковое развитие: сначала (в советский период) шел резкий отрыв семейного права от гражданского, во всяком случае декларируемый, то есть маятник качался в сторону самостоятельности, и акцент делался в том числе и на какие-то идеологические понятия, а теперь, в связи с изменением общеэкономической ситуации, маятник пошел в другую сторону. Наблюдается тесная взаимосвязь двух отраслей права. Имущественные вопросы собственности супругов почти полностью стали гражданско-правовыми. Однако считаю важным отметить, что содержанием семейных отношений все-таки являются личностные начала. Если допустить преимущество имущественных отношений, то со временем это приведет к имущественному неравенству сторон и нарушению одного из основополагающих принципов семейного права, принципа равенства супругов.
Историческая эволюция имущественных прав и обязанностей супругов, внимание к данному институту со стороны законодателя нам кажется естественным, так как нормальное существование и возникновение семьи невозможно без его минимального экономического фундамента. Именно поэтому, полученные мною в процессе написания работы результаты исследования говорят о длительном развитии имущественных правоотношений в нашем государстве, в ходе которого у нас сложился стереотип, традиционный подход к данным нормам семейного права. А теперь произошло перемещение, перестановка акцентов. В результате, появление в новом СК РФ брачного договора, заимствованого из зарубежного законодательства, считаем важным, но достаточно непривычным для наших граждан. Как мне кажется, с точки зрения психологического аспекта, брачный договор может стать для семьи катализатором развода. Поскольку в брачном договоре супруги вправе определить имущество, которое будет передано каждому из них в случае расторжения брака, то есть прогнозируется возможность такого результата, возникает опасение, не станет ли развод ожидаемым результатом брака. Необходимо отметить еще одну отрицательную сторону брачного договора, так называемый этический аспект, заключающийся в невозможности превращения самого брака лишь в средство для заключения брачного договора. Договор не может быть доминирующим основанием вступления в брак. Недопустимо, чтобы имущественный интерес в браке взял вверх над эмоционально-доверительной стороной. Но тем не менее, брачный договор – цивилизованный способ урегулирования имущественных отношений в браке или в случае развода.
В результате исследования правоприменительной практики, можно сделать вывод о наличии в нормах права, регулирующих как законный, так и договорной режимы имущества супругов, достаточного количества неточностей и противоречий. Считаю, что для устранения данной проблемы, заключающейся в противоречии между придуманным содержанием правовой нормы и безупречным, с точки зрения законодательной техники, ее оформлением, когда она превращается в закон, необходима научно обоснованная экспертная оценка любого законопроекта.
В соответствии со ст.34 СК имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. Из этого следует, что при возмездном приобретении одним из супругов с согласия другого супруга недвижимого имущества (при условии, что между ними не заключен брачный контракт), это имущество поступает в общую совместную собственность этих супругов. Возникшее право в соответствии со ст.164 ГК, ст.ст.4, 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом в реестр наряду с прочими данными должна быть внесена информация о правообладателях. Таким образом, в указанном случае нотариус должен удостоверять договор, по которому возникает право общей совместной собственности (это должно быть отражено в тексте договора), а регистрирующий орган должен зарегистрировать право общей совместной собственности с указанием в качестве правообладателей обоих супругов. На практике же происходит оформление договора, в котором в качестве собственника (титульного) указан только один из супругов. Регистрация производится только права частной (или общей долевой) собственности того из супругов, который подписал договор. Таким образом, титульным собственником является только один супруг, а реальным - оба. Такая практика, во-первых, не соответствует законодательству, во-вторых, порождает проблемы при дальнейшем распоряжении приобретенным имуществом, связанные с тем, что при отсутствии у нотариуса, удостоверяющего последующую сделку, или у регистрирующего органа сведений о заключенном браке продавца могут быть ущемлены права супруга, согласие которого не будет получено, что может привести к признанию сделки недействительной в порядке п.2 ст.35 СК.