Суд первой инстанции не принял во внимание, что из учредительных документов ИЧП "КВТ" и других материалов дела не усматривалось выполнение К. функции (обязанности) органа управления данным предприятием. Поэтому ее согласия на совершение оспариваемой сделки не требовалось.
Суд не учел, что, если предприятие было создано во время брака и с использованием совместной собственности супругов, истица имеет с супругом равное право совместной собственности в отношении доходов, полученных от деятельности ИЧП "КВТ", а не право собственности на имущество предприятия.
Поскольку юридически значимые обстоятельства по делу не установлены и неправильно истолкован и применен материальный закон, принятые по делу судебные постановления подлежат отмене.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение и определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа отменила, дело направила на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Хочется особо выделить некоторые пробелы в нашем законодательстве. Так в СК нет специальной нормы о праве супругов заключать между собой сделки. Однако такое право у супругов безусловно существует как у субъектов, наделенных гражданской правоспособностью и дееспособностью (ст.17,18,21 ГК).
Они могут совершать друг с другом любые сделки, не противоречащие закону. Обычно это безвозмездные сделки (договор дарения, договор поручения), что объясняется спецификой семейных отношений.
Не совсем правомерна одна сторона вопроса освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц.
Согласно ст.220 ч.II Налогового кодекса от 05.08.2000 № 117-ФЗ[35]: имущественный налоговый вычет, не применяется в случаях, когда сделка купли - продажи жилого дома или квартиры совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с п.2ст.20 части I Налогового Кодекса от 31.07.98 № 146-ФЗ[36], т.е. между лицами, которые состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
Как мы понимаем, основанием признания лиц взаимозависимыми являются отношения брака, родства, свойства, а также попечительства. Естественно, основным вопросом будет установление круга родственников, между которыми образуется налоговая взаимозависимость.
Семейное законодательство не содержит общего указания на то, какие лица являются родственниками, а какие - нет. Ст. 14 СК РФ указывает лишь на то, какие лица являются близкими родственниками, в связи с чем между ними не допускается заключение брака. В частности, заключение брака невозможно между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).
Однако руководствоваться указанным перечнем представляется необоснованным, поскольку, во-первых, он определяет круг не просто родственников, а близких родственников, а, во-вторых, устанавливает его для конкретной цели - ограничения возможности вступления в брак.
Следовательно, данный перечень не дает ответа на вопрос о степени родства, которая влечет возникновение налоговой взаимозависимости.
Здесь мы имеем дело с недоработанностью норм сразу двух отраслей законодательства. Безусловно, семейное законодательство должно было бы содержать перечень лиц, являющихся родственниками. Отсутствие такого перечня - явное упущение законодателя. Упущением является и отсылка в Налоговом кодексе РФ к норме семейного законодательства, которая в нем заведомо отсутствует.
Что касается отношений свойства, то такое понятие вообще не содержится в семейном законодательстве. Остается только догадываться, имеются ли в виду только отношения между одним супругом и родственниками другого супруга или они включают также отношения между родственниками одного супруга и родственниками другого. И здесь опять же необходимо указание, какая степень родства с одним из супругов вызывает установление взаимозависимости с другим супругом.
С другой стороны, для прекращения отношений взаимозависимости достаточно расторжения брака. Причем взаимозависимость прекращается не только между супругами, но и между всеми лицами, у которых она основывалась на отношениях свойства.
Таким образом, возникновение и прекращение взаимозависимости между значительным кругом лиц может быть связано с формальным актом заключения или расторжения брака. При этом не будет приниматься во внимание ни то, что эти лица могут быть между собой даже не знакомы, ни то, что факт расторжения брака зачастую не изменяет характера отношений с родственниками бывшего супруга.[37]
Законодателю по этому вопросу еще необходимо поработать.
Законный режим имущества супругов предполагает, что супругам во время брака принадлежит не только совместная собственность, но и личная (частная, раздельная) собственность каждого из них.
В ст.36 СК и п.2 ст.256 ГК определено, какие виды имущества относятся к личной (раздельной) собственности супругов:
· Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступление в брак (добрачное имущество).
· Имущество, полученное супругом во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам.
· Вещи индивидуального пользования, хотя и приобретенные во время брака за счет общих средств.
· Суммы материальной помощи, суммы, выплаченные одному из супругов в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, а также иные выплаты специального целевого назначения (помощь в связи со смертью близких родственников и пр.)
Определяющим в отнесении имущества к раздельной собственности супругов в двух первых вышеназванных случаях является время и основания возникновения права собственности на конкретное имущество у одного из супругов (до брака или в браке, но по возмездным сделкам).
В то же время к имуществу одного из супругов может быть отнесено имущество, приобретенное во время брака по возмездным сделкам, но на его личные средства, принадлежащие супругу до вступления в брак или полученные в браке по возмездным сделкам.
Доказательствами принадлежности имущества одному из супругов могут быть: свидетельские показания (с учетом положений 158-165 ГК о форме сделки и правовых последствиях ее несоблюдения); квитанции, чеки, документы, указывающие, в частности, на дату приобретения имущества и на самого приобретателя; договоры на приобретение имущества; завещание и свидетельство о праве на наследство; сберегательная книжка, сберегательный сертификат и т.п.
Необходимо отметить, что применяемый в ст.36 СК и п.2 ст.256 ГК термин «дар» шире понятия «дарение». К имуществу, полученному одним из супругов во время брака в дар, относится как то, что приобретено по договору дарения, так и награды, поощрения за успехи в трудовой, научной, общественной и иной деятельности[38]. Поэтому, например, Государственная премия РФ в области литературы и искусства, за достижения в сфере науки, а также международная премия и т.п., полученная одним из супругов, будет являться его собственностью.
Рассматривая вещи индивидуального пользования, как личную собственность супругов, можно сказать, что они признаются собственностью того супруга, который ими пользовался. В СК дан примерный перечень таких вещей: одежда, обувь и т.п. К ним, в частности, можно также отнести предметы личной гигиены, украшения и другие вещи, обслуживающие индивидуальные нужды супругов.
Исключением из этого перечня являются только драгоценности и другие предметы роскоши. Данные вещи не признаются собственностью того супруга, который ими пользовался, а подлежит включению в состав общего имущества супругов.
К драгоценностям относятся драгоценные камни (природные алмазы, сапфиры, изумруды, рубины и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде). К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования и изделия из драгоценных металлов – золото, серебро, платина, металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).[39]
В законе не определено, что следует понимать под предметами роскоши. Это объясняется тем, что предметы роскоши – понятие относительное, так как неразрывно связано с уровнем жизни всего общества в целом и каждой семьи в отдельности.
По словам Л.М.Пчелинцевой, в судебной практике к ним относятся наиболее ценные вещи супругов: одежда из дорогостоящего меха или одежда, изготовленная известными модельерами по индивидуальным заказам, и т.п.[40]
В случае спора между супругами по этому вопросу он решается судом с учетом конкретных обстоятельств дела и доходов семьи. Вполне возможно, что в одном случае суд может признать, например, норковую шубу предметом роскоши (а значит – совместной собственностью супругов), а в другом случае – исходя из уровня доходов супругов- вещью обычной, т.е индивидуального пользования (личной собственностью супругов).
В целях определения собственности и качественных характеристик спорных предметов не исключено участие в судебном разбирательстве экспертов. Нельзя отнести к личному имуществу супруга те вещи, которыми он пользовался только один (музыкальный центр, видеокамера, автомашина и т.п.), если им не присущ критерий индивидуального пользования и в случае необходимости соответственно эти вещи могли обслуживать нужды всех членов семьи.
И, перечисленные в п. 4., выплаты также являются личной собственностью супругов.
Как уже отмечалось ранее, супруги вправе заключать между собой любые сделки, не противоречащие закону. Поэтому они могут по соглашению передать любую вещь из состава общего имущества супругов в личную собственность одного из них[41].