Смекни!
smekni.com

Особенности естественного, миграционного и брачного движения сельского населения в Польше и Беларуси (стр. 3 из 3)


Рис. 7. Динамика коэффициента воспроизводства сельского населения в Польше (1) и Беларуси (2)

Как видно, в обоих случаях коэффициент естественного движения населения с годами уменьшается, однако в Польше этот коэффициент в настоящее время остается положительным, в то время как в Беларуси он стал отрицательным еще во второй половине 70-х гг. В дальнейшем уменьшение данного коэффициента продолжилось и в 2003 г. он составил уже -1,84. Это является очередным подтверждением кризисного положения с воспроизводством сельского населения в Беларуси.

Браки, разводы, устойчивость брака в сельской местности. Динамика заключения браков в обеих республиках в целом повторяет динамику рождаемости населения (рис. 8, кривые 1, 2 и рис. 6, кривые 1, 2). На начальном этапе (1960-1970 гг.) также наблюдается интенсивный спад показателя брачности, вызванный тем, что браки в основном заключали малолюдные поколения первой половины 40-х гг. Далее с годами (после 1965 г.) идет нарастание показателя брачности – главным образом по причине увеличения абсолютного числа браков, так как в брачный возраст уже вступают многолюдные послевоенные поколения. После 1975 г. (Польша) и 1980 г. (Беларусь) показатель брачности вновь снижается. Принимая во внимание социально-демографическую природу брачности и, следовательно, чувствительность ее к изменениям социально-экономических, социально-культурных, социально-психологических и демографических условий, очевидно, что этот спад связан с политическими преобразованиями в жизни двух стран, о которых говорилось выше. Процессы трансформации экономики во времена перестройки и перехода к рыночным отношениям и сопутствующие им нестабильность социально-экономической системы, а также изменение социальных ценностных приоритетов, перенятие некоторых сторон западного образа жизни и возможный сдвиг к, так называемой, современной европейской модели брачности (относительно низкие суммарные коэффициенты брачности, высокий возраст вступления в брак, высокая доля окончательного безбрачия и др.), модифицировали брачное поведение населения. К 2000 г. показатель брачности сельского населения в Польше (5,7‰) превысил соответствующий показатель в Беларуси (4,3‰).

Рис. 8. Динамика показателей брачности и разводимости сельского населения в Польше (2, 4) и Беларуси (1, 3)

Динамика показателей разводов представлена на рис. 8 кривыми 3, 4. Для Польши характерным является относительно низкий уровень числа разводов (в 1960 г. – 0,2‰) – сказывается влияние церкви (рис. 8, кривая 4). С годами показатель числа разводов в республике медленно увеличивался (к 1986 г. – 0,6‰), затем наступил небольшой спад и к настоящему времени уровень разводимости стабилизировался на значении 0,5‰.

Беларусь в 1960 г. имела одинаковый с Польшей показатель разводимости, но к 1999 г. он увеличился до 2,8‰ (рост в 14 раз). Далее с годами произошло уменьшение числа разводов (в 2003 г. – 1,8‰), но это, скорее всего, показатель того, что неблагополучие из брачной сферы ушло в область внебрачных отношений. Если же не обращать внимания на снижение показателя разводимости после 1999 г. то можно считать, что динамика разводов в республиках (рис. 8, кривые 3, 4) схожа с динамикой смертности населения (рис. 6, кривые 3, 4).

Нами была предпринята попытка, использовать комплексный показатель, который включал бы в себя характеристики обеих демографических процессов– браки и разводы, и был бы достаточно чувствителен к их изменению. По аналогии с относительным коэффициентом естественного движения населения был введен относительный коэффициент устойчивости брака. Численно он равен отношению разности между характеристиками брачности и разводимости за год к величине показателя брачности за этот же период. Этот показатель является относительной величиной и при его расчете можно использовать как абсолютные (число браков и разводов), так и относительные (коэффициенты брачности и разводимости) характеристики процессов. Важно, чтобы эти характеристики измерялись в одних величинах. Относительный коэффициент устойчивости брака может изменяться в пределах от 0 (показатели брачности и разводимости совпадают) до 1 (показатель разводимость равен 0). На практике не случаются такие случаи, при которых характеристика разводимости превышает характеристику брачности, то есть когда показатель устойчивости является отрицательной величиной, хотя теоретически такой вариант возможен. Если показатель устойчивости равен 1, то можно считать, что мы имеем дело с обществом, в котором 100%-ная устойчивость брака (нет разводов). И второй, крайний случай – показатель устойчивости равен 0. В этом обществе нулевая устойчивость брака (число заключаемых браков равно числу разводов).

На рис. 9 показана динамика относительного коэффициента устойчивости брака в Польше (кривая 1) и Беларуси (кривая 2).


Рис. 9. Динамика коэффициента устойчивости браков среди сельского населения Польши (1) и Беларуси (2)

В 1960 г. показатели устойчивости сельских браков в исследуемых странах были практически одинаковыми: 0,98 в Беларуси и 0,97 в Польше. В дальнейшем с годами в Беларуси происходило интенсивное уменьшение этого показателя (особенно в 90-е гг.). К 2000 г. коэффициент устойчивости брака в Беларуси достиг своего минимального значения (0,4), снизившись более чем в два раза. В последние годы происходит увеличение показателя устойчивости брака (рис. 9, кривая 2) и это, на наш взгляд, свидетельствует об оздоровлении обстановки в области семейных отношений, оформляемых в виде официальных союзов.

За прошедшие годы сельский брак в Польше практически сохранил свою устойчивость – с 1960 г. по 2000 г. коэффициент устойчивости снизился с 0,97 до 0,90, то есть менее чем на 10%. В этом глубоком различии показателей устойчивости сельских браков в соседних странах сказывается огромное влияние католический церкви.


Заключение

Таким образом, в ходе исследований изучена динамика (с 1960 г. по настоящее время) показателей естественного, миграционного и брачного движения сельского населения в Польше и Беларуси. Выявлено, что изменение показателей рождаемости и брачности в странах является схожим и находится под влиянием происходящих социально-политических преобразований. Динамика показателей смертности и разводимости в Польше и Беларуси существенно отличается. В Беларуси произошло глубокое изменение показателей: смертность выросла с 7,2‰ до 23,9‰, разводимость – с 0,2‰ по 2,8‰ в 1999 г. В Польше увеличение этих показателей шло гораздо медленнее (смертность с 8,0‰ до 11,5‰ и разводимость с 0,2‰ до 0,5‰), что на наш взгляд, объясняется значительным влиянием на процессы католической церкви.

Введены относительные комплексные коэффициенты естественного движения населения и устойчивости брака. Изучена динамика этих коэффициентов в странах, показано значительное изменение коэффициентов в Беларуси по сравнению с Польшей. Выявлена деформация половозрастной структуры сельского населения, вызываемая разноскоростной миграцией из села мужчин и женщин. Сопоставлены уровни деформации структуры в Польше и Беларуси.


Литература

1. Демографический энциклопедический словарь / Редкол.: Валентей Д.И. и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1985. – 608 с.

2. Состояние и тенденции демографического развития Беларуси. – Мн.: Право и экономика, 2003. – 61 с.

3. Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Ожидать быстрого снижения смертности в России не приходится // Вопросы статистики. – 2003. – № 11. – С. 23.

4. www.stat.gov.pl