При определении правового статуса добрачного имущества необходимо доказать, что конкретное имущество принадлежало на праве собственности одному из супругов до вступления в зарегистрированный брак. Супруг, утверждающий, что спорное имущество принадлежало ему до вступления в брак, должен подтвердить это соответствующими документами или иными доказательствами, например, свидетельскими показаниями.
Во-вторых, имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам.
Первым вопросом о квалификации данного имущества как собственности каждого из супругов, является относимость приданого,свадебных подарков, включая подарки, которые один супруг сделал другому при регистрации брака. По общему правилу считается, что приданое относится к имуществу невесты и принадлежит только ей.
При отсутствии допустимых законом доказательств, подтверждающих наличие договора дарения имущества одному из супругов, это имущество должно быть отнесено к общей совместной собственности супругов. При этом должно быть учтено также хозяйственное назначение подаренного имущества, например, посуда, постельное белье, столовые приборы, подаренные супругу, с высокой долей вероятности будут использованы обоими супругами.
При наличии веских доказательств того, что даритель имел в виду интересы одного из супругов, имущество, полученное в дар, признается paздeльным.
Приобретение в порядке наследования имущества одним из супругов установлено в части третьей ГК РФ.
Наследование представляет собой порядок безвозмездной передачи имущества от одного лица к другому. Безвозмездными же сделками, совершаемыми при наследовании, являются завещание и принятие наследства.
Среди иных безвозмездных сделоквыделятся следующие:
- сделки, направленные на безвозмездную передачу государственного и муниципального имущества в частную собственность граждан, и, прежде всего, жилых помещений, в которых граждане проживают;
- приобретение работниками акций при приватизации государственных и муниципальных предприятий посредством передачи рабочему коллективу;
- бесплатное предоставление в собственность члену некоммерческого садоводческого, огороднического и дачного объединения земельного участка (п. 4 ст. 14 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»). Земельный участок предоставляется в собственность члену объединения, а не супругам. При определении размеров земельного участка, приеме в члены объединения состав семьи во внимание не принимается;
- получение имущества по договору ссуды, а именно права пользования вещью, полученной по договору ссуды, только одному из супругов, поскольку этот договор является безвозмездной сделкой (ст. 689 ГК РФ).
Наиболее интересным представляется рассмотреть более подробно сделки, связанные с передачей в собственность жилых помещений в порядке приватизации.
Порядок и условия приватизации установлены в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в ст. 1 которого установлено, что приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
При этом осуществление прав и обязанностей собственника жилого помещения будет осуществляться на основании ст. 30 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), а именно: по своему усмотрению предоставлять во владение и пользование, принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
По нашему мнению, необходимо ограничить собственность одного из супругов относительно приватизированной жилой недвижимости, передаваемой на безвозмездной (бесплатной) основе из государственного и муниципального жилищного фонда, и защитить права другого супруга на используемое совместно жилое помещение.
Поэтому предлагается внести изменения в п.1 ст.36 СК РФ, изложив его в следующей редакции:
1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), за исключением приватизированных жилых помещений, является его собственностью».
В-третьих, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, которыми пользовался один из супругов, несмотря на приобретение в период брака за счет общих средств супругов.
По мнению некоторых авторов, к личному имуществу относятся не только одежда, обувь и другие предметы личного обихода, но также орудия и предметы профессионального труда (музыкальные инструменты, фотопринадлежности, персональный компьютер и т.д.). Они исходят из того, что включение любых вещей индивидуального пользования в общее имущество, а, следовательно, и их раздел противоречит сущности брака, природе супружеских отношений, даже в условиях их прекращения. Юридические последствия развода не способны объявить несуществующими все, что ранее было связано с браком.
Кроме того, В.П. Никитина полагает, что личной собственностью супругов являются вещи индивидуального пользования, т.е. обслуживающие потребное и одного супруга, предметы же профессиональной деятельности служат целью добывания средств существования всей семьи, следовательно, обслуживают не одного, а обоих супругов и потому не могут рассматриваться вещами индивидуального пользования.
В то же время утверждается, что профессиональные вещи в большей части имеют значительную ценность, наличие их у одного супруга не предполагает наличие подобных вещей у другого и, поэтому, оставление их в пользование супруга без соответствующей компенсации поколеблет принцип экономического равенства прав супругов.
Другие авторы к личному имуществу относят только вещи, обеспечивающие повседневные нужды, но не содействующие супругу в осуществлении своей профессиональной деятельности.
Представляется более верной вторая точка зрения. Действительно, имущество, относящееся к профессиональной деятельности супруга, и по роду занятий, деятельности, навыкам, умениям, профессии, средству заработка имеет значение только для одного из супругов.
Важным критерием, по нашему мнению, для отнесения такого имущества к собственности одного из супругов, является ограниченность использования другими членами семьи, поскольку речь идет о профессиональной деятельности, не хобби, не увлечении, не общебытовом пользовании.
Таким образом, предлагаем изложить п.2 ст.36 СК РФ в следующей редакции:
2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), а также предметы профессиональной деятельности супруга, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался».
В четвертых, кроме имущества отнесенного статьей 36 СК РФ к имуществу каждого из супругов, к их индивидуальной собственности относятся денежные выплаты, имеющие специальное целевое назначение.
В ст. 8 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлены следующие виды обеспечения по страхованию: 1) пособие по временной нетрудоспособности, 2) страховые выплаты (единовременные и ежемесячные), 3) в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая (например, лечения, приобретения лекарств, медицинская реабилитация, изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов и т.д.).
В.А. Рясенцев рассматривал выплаты, полученные одним из супругов по случаю увечья, как личное имущество, поскольку они предназначаются потерпевшему персонально для восстановления его здоровья.
Предъявляется, что суммы, которые выплачены в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья,и предназначены для оплаты или возмещения уже понесенных расходов на лечение, в том числе санаторно-курортное, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование посторонний уход, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии (ст. 1085 ГК РФ), а также в возмещение морального вреда, следует относить к личному имуществу потерпевшего, поскольку они определенно имеют специальное назначение.
В то же время регулярные выплаты в возмещение заработка, утраченного вследствие повреждения здоровья, как и суммы материальной помощи, цель использования которых заранее не установлена, подлежат включению в супружескую общность, ибо они призваны возместить заработок, который являлся бы (является) об1цей собственностью супругов. Тем более, если вследствие причинения вреда один из супругов стал нетрудоспособным и, несмотря на получение от причинителя вреда платежей в его возмещение, нуждающимся, то другой супруг обязан предоставлять первому содержание.
Представляется возможным отнести к собственности одного из супругов также суммы возмещения морального вреда, а также вреда, причиненного имуществу, принадлежавшего одному из супругов,поскольку в первом случае будет иметь место целевое назначение подобной выплаты, а во втором - отношение только к имуществу одного из супругов.