Смекни!
smekni.com

Право собственности супругов (стр. 15 из 18)

В соответствии со ст. 44 СК брачный договор может быть признан судом недействительным полностью или частично по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом для недействительности сделок.

Суд может также признать брачный договор недействительным полностью или частично по требованию одного из супругов, если условия договора ставят этого супруга в крайне неблагоприятное положение. Условия брачного договора, нарушающие другие требования п. 3 ст. 42 СК, ничтожны.

Гражданский кодекс делит недействительные сделки на оспоримые и ничтожные. В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

По общему правилу, изложенному в ст. 168 ГК, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Обычно недействительным признается не весь брачный договор целиком, а отдельные его положения. В брачном договоре ничтожными в первую очередь являются условия, ограничивающие правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулирующие личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривающие положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства[87].

Распространенной ошибкой, допускаемой при заключении брачных договоров, является включение в них условий о передаче в собственность детям супругов того или иного имущества. Эти условия ничтожны и не могут иметь правовых последствий, для передачи имущества супругам необходимо совершить сделку дарения, но оговаривать ее условия в брачном договоре нельзя. Супруги могут только определить общий порядок несения семейных расходов, но без привязки к содержанию детей.

Также имеются случаи включения в брачный договор условий, в соответствии с которыми ограничивается правоспособность одного из супругов, а именно: запрет на трудовую деятельность, запрет на проживание отдельно от супруга, запрет на заключение гражданско-правовых сделок и т.д.

Распространены случаи, когда условия договора ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение. Чаще всего это договоры, в которых для основного имущества семьи выбирается режим раздельной собственности и это имущество передается в собственность одного из супругов. Такие договоры чаще всего заключаются в семьях, где один супруг имеет существенный доход, а второй занимается ведением домашнего хозяйства. Если договором не предусмотрено никакой существенной компенсации для второго супруга, суды чаще всего признают такие договоры недействительными, причем нередко целиком, а не отдельные его условия.

Необходимо заметить, что условия договора, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение, не являются ничтожными, а только могут быть признанными недействительными полностью или частично по заявлению одного из супругов. В соответствии с п. 3 ст. 167 ГК, если из содержания оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время. Это означает, что если условия брачного договора предусматривают совершение тех или иных действий, то в случае исполнения этого условия суд может только ограничить обязанность совершения этих действий в дальнейшем.

Во всех остальных случаях недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом[88].

В том случае, если суд признает те или иные положения брачного договора недействительными, то все полученные проигравшим супругом вещи должны быть разделены в соответствии с требованиями законного режима имущества. Для того чтобы в течение судебного процесса указанные вещи не были отчуждены или уничтожены, супругу, обжалующему брачный договор, необходимо вместе с подачей искового заявления подать заявление о применении обеспечительных мер в виде наложения ареста на спорное имущество.

В последнее время появились случаи заключения фиктивных брачных договоров, т.е. заключенных не с целью урегулировать имущественные отношения супругов, а с целью избежать обращения взыскания на общее имущество. Нередко бывает так, что один из супругов занимается предпринимательской деятельностью и в ходе ее осуществления у него возникает обязанность по уплате налогов и сборов, уплате денежных средств кредиторам и т.п.

Законодатель, пусть и неуклюже, поставил барьер на пути таких лиц, путем включения в Семейный кодекс ст. 46, устанавливающей обязанность супругов уведомлять кредиторов о заключении, изменении и расторжении брачного договора. Основным недостатком этой нормы является ее краткость, то, что в ней не прописаны сфера и порядок ее применения. Из-за этого в ходе ее применения на практике неизбежно ее двоякое толкование.

В целом такие брачные договоры обладают одним общим свойством - они совершены с целью, противной основам правопорядка, т.е. в соответствии со ст. 169 ГК являются ничтожными. Основным признаком ничтожности в таких случаях является цель заключения сделки - уклонение от исполнения обязательства или обязанности платить налоги и сборы.

Кроме того, указанные сделки ничтожны еще по одному основанию, т.к. являются мнимыми. А в соответствии с п. 1 ст. 170 ГК мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. В данном случае у лиц, заключающих подобные договоры, нет намерения урегулировать имущественные отношения между собой как супругами. Есть только намерение ввести в заблуждение кредиторов либо фискальные органы.

Заключение брачных договоров с целью избежать обращения взыскания на общее имущество супругов в установленном законом порядке является уголовно наказуемым деянием. Ответственность за злостное уклонение гражданина от погашения кредиторской задолженности в крупном размере или от оплаты ценных бумаг после вступления в законную силу соответствующего судебного акта предусмотрена ст. 177 Уголовного кодекса (УК). Ответственность за сокрытие денежных средств либо имущества индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное индивидуальным предпринимателем в крупном размере, предусмотрена ст. 199.2 УК.

Недействительными будут и те брачные договоры, которые заключены лицами, признанными в установленном порядке недееспособными вследствие психического расстройства. Такие лица не могут вступать в брак, но заключение брака может состояться до того, как данное лицо будет признано недееспособным.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования были сформулированы положения, выносимые на защиту:

1. В целях регламентации и защиты прав супругов, в том числе в случаях совершения сделок по приобретению имущества, в частности, недвижимости, ценного движимого имущества, или иного дорогостоящего имущества, содержание которого может нанести ущерб общему благосостоянию семьи, обосновано внесение изменений в ст.35 СК РФ относительно распространения необходимости получения нотариального согласия супруга на совершение соответствующих сделок, и предложено изложить п.3 ст. 35 СК РФ в следующей редакции:

«3. Для совершения одним из супругов сделки по приобретению или распоряжению недвижимостью, ценным движимым имуществом и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга».

2. В результате анализа оснований приобретения права собственности на имущество определено, что в соответствии со ст.228 ГК РФ, если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в уполномоченный орган лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в уполномоченный орган, нашедший вещь приобретает право собственности на нее[89].

На основании проведенного исследования автором сделан вывод, что имущество, приобретенное лицом в результате совершения находки, за исключением вещей индивидуального пользования, является общей совместной собственностью супругов, что влечет распространение законного режима регулирования имущества супругов на данную вещь.

Исходя из представленного вывода, предложено дополнить п.2 ст.34 СК РФ абз. 2 следующего содержания:

«К общему имуществу супругов относится имущество, приобретенное одним из супругов в результате совершения находки, за исключением вещей индивидуального пользования».

3. Согласно общим положениям ст.234 ГК РФ о приобретательной давности лицо - гражданин, не являющийся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.