В то же время необходимо согласиться с тем, что к договорам, направленным на изменение правового режима, относятся договоры (соглашения) об определении долей в общем имуществе и о разделе общего имущества. Последний, разумеется, кроме случаев, когда раздел производится при расторжении брака или после развода. Эти соглашения уже упоминались в предыдущей главе настоящей работы, в связи с осуществлением супругами своих прав на имущество. Правовая природа этих сделок, порядок и последствия их совершения достаточно подробно исследованы в литературе. Здесь же следует еще раз отметить, что результатом заключения этих соглашений является изменение режима тех предметов супружеского имущества, по поводу которых заключается соглашение, - общая совместная собственность прекращается, трансформируясь в общую долевую (при определении долей) или превращаясь в раздельную собственность каждого из супругов (при разделе имущества). Естественно, в отличие от брачного договора эти соглашения могут заключаться только по поводу уже имеющегося, нажитого, но не будущего имущества.
В заключение хотелось бы привести еще один довод в пользу утверждения о том, что брачный договор является полноценным гражданско-правовым договором. Дело в том, что брачный договор, как в принципе и любой иной гражданско-правовой договор, характеризует еще одна существенная черта, которая по каким-то причинам не нашла свое отражение в дефиниции термина "гражданско-правовой договор", но которая считается в цивилистической науке общепринятой и, более того, аксиоматичной. Речь идет о юридическом равенстве участников договорных правоотношений. Пункт 1 ст. 1 ГК РФ прямо гласит, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых отношений. Данный постулат является не просто законодательной нормой, а важнейшим правовым принципом всего частного права, пронизывающим как бы насквозь все цивилистическое законодательство. Равенство участников договорных правоотношений, да в принципе и вообще
Рассмотрев оба режима имущественных отношений супругов, можем сделать следующие выводы:
Все существующие режимы имущества подразделяются на две группы: режимы общности и режимы раздельности.
Режимы общности включают в себя режимы, при которых имущество супругов полностью или частично находится в их общей собственности и подлежит разделу при прекращении брака. Режимы общности могут значительно отличаться друг от друга. Основные отличия связаны с составом имущества и объемом прав и обязанностей супругов по распоряжению и управлению этим имуществом.
1. Необходимо предусмотреть в Семейном кодексе возможность восполнения отсутствующего согласия супруга не только на совершение сделки, для совершения которой в силу п. 3 ст. 35 требуется нотариально удостоверенное согласие, но и на совершение любой сделки по распоряжению общим супружеским имуществом.
2. Представляется разумным и оправданным внести изменение в п. 3 ст. 38, заменив слово "может" словом "должна". Тогда суд будет обязан, присуждая одному из супругов имущество, превышающее по стоимости размер его доли, присуждать другому компенсацию. И если компенсация не может быть предоставлена немедленно, суд может установить достаточно длительный срок ее выплаты и вынести решение о ее выплате путем периодических удержаний из заработной платы или иных доходов должника либо путем обращения взыскания на его имущество - как на то, которое принадлежало ему лично согласно ст. 36 Семейного кодекса, так и на то, которое он получил в результате раздела общего имущества супругов.
3. Необходимо присоединиться к высказанному в литературе мнению, что исчисление срока исковой давности по общим правилам применительно к требованиям о разделе общего супружеского имущества не является оправданным. Это дает возможность сохранения режима общности имущества в течение длительного времени после прекращения самого брака, тогда как режим совместной собственности установлен для супругов - лиц, состоящих в браке и живущих одной семьей. В связи с этим предлагается установить, что требование о разделе общего имущества может быть предъявлено только в течение трех лет с момента расторжения брака, а не с момента, когда бывший супруг узнал о нарушении своего имущественного права. Кроме того, чем более продолжительным является отрезок времени между расторжением брака и разделом имущества бывших супругов, тем сложнее представление доказательств и сохранение самого имущества. К этому остается добавить, что установление сокращенного срока исковой давности отвечало бы интересам добросовестных приобретателей, способствовало бы стабильности, устойчивости гражданского оборота, исключая предъявление бывшим супругом притязаний на имущество через много лет после развода. Да и самих супругов (бывших супругов) установление специального срока исковой давности стимулировало бы к скорейшему урегулированию своих имущественных отношений, что отвечает интересам их самих и членов их семей.
4. В целях согласованности норм законодательства и во избежание толкования, противоречащего самой идее брачного договора, необходимо, во-первых, внести изменение в Семейный кодекс, изложив п. 3 ст. 43 в следующей редакции:
"Действие брачного договора прекращается с момента прекращения брака (ст. 16 настоящего Кодекса), за исключением тех прав и обязанностей, которые предусмотрены брачным договором на случай расторжения брака, а также тех положений брачного договора, применение которых к имущественным правам и обязанностям, связанным с прекращением брака, разумно вытекает из содержания брачного договора (положений о режиме имущества супругов и других)".
5. Во-вторых, следует путем издания соответствующих руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ указать судам на необходимость толкования и применения ст. 40 и п. 3 ст. 43 Семейного кодекса РФ в их взаимосвязи, т.е. при наличии брачного договора осуществлять раздел общего имущества супругов и определение долей в этом имуществе, выдел доли пережившего супруга, признавать конкретные предметы общей или раздельной собственностью супругов, взыскивать суммы, не внесенные своевременно на покрытие семейных расходов, и т.д., основываясь на не противоречащих закону положениях брачного договора.
6. Представляется, что было бы целесообразным дополнить требование нотариального удостоверения брачного договора обязанностью государственной регистрации той его части, которая касается прав супругов на уже имеющуюся у них недвижимость. Это позволило бы избежать противоречия между брачным договором и документами, удостоверяющими право на недвижимое имущество, и оградить как интересы супруга-собственника, так и публичные интересы при совершении сделок с таким имуществом.
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 [Текст]: офиц. текст // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [федер. закон: принят 30.11.1994, по сост. 26.06.2007] // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [федер. закон: принят 26.01.1996, по сост. 27.07.2007] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) [Текст]: [федер. закон: принят 26.11.2001, по сост. 29.12.2006] // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон № 223-ФЗ: принят 29.12.1995, по сост. 29.12.2006] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст.16.
6. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Текст]: [федер. закон № 122-ФЗ: принят 21.07.1997, по сост. 18.12.2006] // Собрание законодательства РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3594.
7. Об утверждении методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации [Текст]: [приказ Минюста РФ № 91: принят 15.03.2000]// Бюллетень Министерства юстиции РФ. - 2000. - № 4.
8. Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах [Текст]: [приказ Минюста РФ № 99: принят 10.04.2002]// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2002. – № 20. – С. 37.
Научная и учебная литература
9. Андреева Л.А., Медведев О.М. Недействительность брака по семейному праву Российской Федерации [Текст]. М., БЕК, 1996. – 234 с.
10. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву [Текст]. М., Юристъ, 1995. – 641 с.
11. Антокольская М.В. Брачный контракт [Текст]. // Закон. - 2004. - № 4. - С. 66.
12. Астахов С. О разделе имущества [Текст]. //ЭЖ-Юрист.- 2005.-№ 35.- С.5.
13. Бондов С.Н. Брачный договор [Текст]. М., Юрайт, 2000. – 134 с.
14. Белякова А.М. Вопросы семейного права в судебной практике [Текст]. М., Юридическая литература, 1989. – 189 с.
15. Бессонов В., Султанских Н. Молчание - знак согласия [Текст].//ЭЖ-ЮРИСТ.-2007..-№ 19.- С.3.
16. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения [Текст].. Издание 3-е, стереотипное .М., Статут, 2001. -672 с.
17. Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР [Текст]. М., Госиздат, 1972. – 457 с.
18. Генкин Д.М., Новицкий И.Б., Рабинович Н.В. История советского гражданского права [Текст]. М., Изд-во НКЮ, 1949. – 678 с.
19. Граве К.А. Имущественные отношения супругов [Текст]. М., Госиздат, 1960. – 76 с.
20. Гражданское право [Текст]: Учебник / Под ред. Суханова Е.А. Т. 1. М., Инфра-М, 2004. – 678 с.
21. Данилин В.И. Ответственность по советскому семейному праву [Текст]. Уфа, УГУ, 1980. – 124 с.