Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
На Тему: «Право собственности Физических лиц»
Подготовил:Слушатель 345 группы
Конев П.Л.
Проверил: Преподаватель кафедры
Стеклов И.А.
Белгород 2008
1. В Российской Федерации признаются и равным образом защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции; п. п. 1, 4 ст. 212 ГК). Право собственности физических лиц наряду с правом собственности юридических лиц относится к частной форме права собственности.
До принятия 12 февраля 1990 г. закона Литовской ССР "Об основах собственности" в законодательстве бывшего СССР понятия "частная собственность" не существовало. Вместо этого использовался термин "личная собственность граждан". По действовавшему в тот период законодательству право собственности граждан распространялось главным образом на предметы потребления, а также на мелкие средства производства, необходимые для использования в личных подсобных хозяйствах и на садовых участках. Все остальные виды имущества могли принадлежать на праве собственности государству, кооперативам и общественным организациям.
Отличия между указанными категориями заключаются не только в объективном составе, но и в основаниях приобретения права собственности. Так, к примеру, запрещалось использование наемного труда, приводящего к возникновению продукции, плодов и доходов. Долгое время существовала и презумпция права государственной собственности на res nullius - бесхозяйное имущество.
Суть данной презумпции сводилась к тому, что пока не доказана иная принадлежность имущества, предполагается, что его собственником является государство. Данное предположение было закреплено в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 29 июля 1925 г. "О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество". Такое положение особенно активно применялось на практике в первые годы Советской власти, а также после Великой Отечественной войны. Позже оно стало терять свое значение, и окончательно презумпция государственной собственности на бесхозяйное имущество утратила силу с введением в гражданское законодательство института приобретательной давности.
На сегодняшний день приобретение имущества в собственность гражданами, как и использование уже принадлежащего имущества, может осуществляться индивидуально и ассоциированно (совместно) с другими лицами (например, по договору простого товарищества (ст. 1041 ГК), посредством совершения общегражданских сделок (к примеру, договора розничной купли-продажи, ст. 492 ГК) или путем осуществления предпринимательской деятельности (с использованием наемного труда или без такового). При этом собственник вправе использовать любое имущество, принадлежащее ему на праве собственности для личного потребления и для ведения предпринимательской деятельности. В литературе в связи с этим предлагалось выделять две разновидности права частной собственности граждан: первая имеет потребительское значение, а вторая используется в сфере предпринимательства. Нетрудно заметить, что критерием деления при этом является назначение имущества, принадлежащего гражданину.
2. Основания возникновения права собственности физических лиц, как и иных субъектов гражданского права, традиционно подразделяются на первоначальные и производные (см. § 5 гл. 15 учебника). Однако следует отметить, что существуют и такие основания, которые обнаруживают специфическую принадлежность только к отдельным субъектам гражданского права. Например, физические лица не могут как государство приобрести право собственности на имущество посредством его национализации или как юридическое лицо стать собственником имущества (или его части) в результате реорганизации другого юридического лица. Вместе с тем право собственности у физических лиц может возникать в силу таких юридических фактов, существование которых невозможно ни в отношении юридических лиц, ни в отношении государственных образований.
Прежде всего, следует назвать общесоциальные способы приобретения права собственности, к которым относятся различные стипендии, пенсии, а также иные социальные пособия и выплаты. В законе предусмотрены и иные особые основания возникновения права собственности физических лиц. Так, в соответствии с п. 4 ст. 218 ГК член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопление (например, супруг или иной член семьи пайщика, его наследники), полностью внесшие паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на данное имущество.
Специфика иных оснований возникновения, как и прекращения права собственности физических лиц, может быть обусловлена различными характеристиками данных субъектов и особенностями отдельных объектов гражданских прав, поэтому внимание на нее будет обращено в следующих параграфах данной главы.
Гражданское право регулирует рассматриваемые отношения по приобретению имущества в собственность физическими лицами, осуществлению ими владения, пользования и распоряжения этим имуществом, а также по защите их возможностей осуществлять непосредственное фактическое господство над имуществом своей властью и в своем интересе.
Система норм, регламентирующих эти отношения, представляет собой право собственности физических лиц в объективном смысле. Понятие права собственности физических лиц в субъективном смысле вытекает из общего определения права собственности (см. § 1 гл. 15 учебника) с тем лишь отличием, что это предусмотренная законом возможность именно физических лиц своими действиями осуществлять правомочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим им имуществом в пределах, установленных законом.
1. Содержание права собственности (в том числе права собственности физических лиц), как и любого другого абсолютного права, составляют входящие в его состав правомочия, которые могут быть трех видов: а) право требования; б) право на положительные (активные) действия; в) притязание.
Решающее значение для характеристики содержания права собственности имеет возможность его обладателя самому совершать юридически значимые положительные действия. Такие действия, как уже отмечалось, в российской цивилистике традиционно характеризуют через принадлежащие собственнику правомочия: владение, пользование, распоряжение. При этом собственнику принадлежит вся полнота возможного господства в отношении его имущества (см. § 3 гл. 15 учебника).
Однако каким бы полным ни было право, оно не может быть неограниченным.
Само определение права собственности через традиционную (и весьма условную) указанную выше триаду правомочий, как, впрочем, и посредством любого иного перечня - это уже знак ограничения права. А.В. Венедиктов приводил по этому поводу мнение Пухты, который возражал против перечисления правомочий собственника, поскольку о правомочиях можно говорить лишь постольку, "поскольку собственность подлежит... ограничениям, благодаря которым от нее отделяются известные правомочия". Здесь же дается и высказывание Вольфа: только ограниченное вещное право "можно описать. Для собственности же нельзя исчерпать перечислениями полноту возможного господства".
Например, установлен перечень вещей, по поводу которых ограничен объем действий гражданина-собственника. Эти ограничения могут касаться как действий по приобретению и прекращению права собственности, так и отдельных правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Так, оружие, наркотические средства, сильнодействующие яды могут приобретаться в собственность лишь по специальным разрешениям. Распоряжение личным оружием граждан посредством его продажи, дарения и пр. осуществляется с обязательной регистрацией в органах внутренних дел. Предъявляются особые требования к порядку владения таким имуществом - нарезное огнестрельное оружие должно храниться в металлических сейфах. И совсем очевидными выглядят ограничения по пользованию такого рода вещами. На территории РФ ограничен оборот валютных ценностей: иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов и природных драгоценных камней в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий. Для приобретения ряда вещей не требуется особого разрешения, однако необходимо выполнение предусмотренных законом условий. Так, отчуждение и приобретение памятников истории и культуры осуществляются с соблюдением правил о преимущественном праве их покупки государством, а при вывозе культурных ценностей за пределы РФ подтверждением права собственности на них признаются только письменные сделки.
2. Установленный Конституцией РФ и ГК принцип равной защиты всех собственников (в том числе и граждан) является одной из важнейших гарантий свободного развития имущественных отношений в современной России. Вместе с тем указанный принцип не означает единства содержания, а также оснований возникновения и прекращения права собственности различных субъектов. Поэтому другие ограничения права собственности, а, следовательно, и специфику его содержания следует искать не столько в самой собственности, сколько в правосубъектности, ибо именно характер и объем последней определяют частные пределы и сферу возможной реализации субъекта права вовне.
Объем имущественной правосубъектности физических лиц отличен от объема имущественной правосубъектности иных участников гражданских правоотношений. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, принадлежит ли оно физическому или юридическому лицу, Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию, могут устанавливаться только законом (п. 3 ст. 212 ГК). Так, только физические лица могут быть наследодателями и распоряжаться, согласно ст. 1118 ГК, принадлежащим им на праве собственности имуществом посредством совершения завещания. Только в отношении физических лиц, наследующих имущество умершего по закону (приобретающих тем самым право собственности на это имущество), существует очередность призыва к наследованию (ст. ст. 1141 - 1145 и ст. 1148 ГК). Ни в отношении юридических лиц, ни в отношении государственных и муниципальных образований закон подобной дифференциации не содержит. Причем в качестве решающего фактора, влияющего на очередность наследования, выступает степень родства умершего и его наследников. Следовательно, и здесь такие характеристики правосубъектности, которые могут относиться только к физическим лицам. В зависимости от степени родства наряду со стоимостью имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, установлена и дифференцированная ставка налогообложения (ст. 3 Закона РФ от 12 декабря 1991 г. "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения").