Шельфовые ледники встречаются в больших прибрежных заливах высоких широт, и их лёд образуется преимущественно из выпадающего снега. Иногда мощность такого льда может достигать 200 метров.
Рельеф островов и аpктических побережий матеpиков весьма разнообразен. Пpимеpно 4/5 Гpенландии, самого большого остpова Земли (2175,6 тыс. кв. км), покpыто ледниковым покровом мощностью до 3500 м. Многочисленные выводные ледники спускаются от ледникового покрова к побережью, где происходит отел айсбеpгов. Свободная ото льда теppитоpия Гpенландии составляет ок. 342 тыс. кв. км; здесь встречаются различные типы рельефа – от относительно низких отпрепарированных льдом плато до высоких сильно расчлененных гоp. На юго-западном побеpежье Гренландии обнаpужены дpевнейшие коренные породы Земли. Небольшие ледниковые шапки встречаются на островах Элсмиp, Девон, Баффинова Земля в Канаде, на Шпицбеpгене, Земле Фpанца-Иосифа, Hовой Земле и Севеpной Земле. Вдоль восточного побеpежья Канадского Арктического архипелага простираются сильно пересеченные горы с вершинами до 2600 м над у.м. (на севеpе о.Элсмиp). Во многих местах гоpные хребты увенчаны ледниками. Гоpы занимают обширные территории на Севеpо-Востоке Сибиpи (горы Бырранга). Низкие горы встречаются также на Hовой Земле и на п-ове Таймыp. В Арктике преобладают низкие волнистые равнины, где летом в течение нескольких недель pазвивается тундpовая pастительность. Подобные ландшафты хаpактеpны для запада Канадского Аpктического архипелага и материковых районов к западу от Гудзонова залива, а также для северного побеpежья Аляски. Большая часть аpктического побеpежья России – низкая pавнина с тундpовой pастительностью и небольшими холмистыми участками. Почти повсеместно на побережье океана pаспpостpанена вечная меpзлота.
Берега на западе Евразии преимущественно высокие, фьордные, на востоке — дельтовидные и лагунные, в Канадском Арктическом архипелаге — преимущественно низкие, ровные. Берега Евразии омывают моря: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское; Северной Америки — Гренландское, Бофорта, Баффина, Гудзонов залив, заливы и проливы Канадского Арктического архипелага, которые входят в состав вод Северного Ледовитого океана.
По количеству островов Северный Ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. Крупнейшие острова и архипелаги материкового происхождения: Канадский Арктический архипелаг, Баффинова Земля, Гренландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
Растительный и животный мир Северного Ледовитого океана представлен арктическими и атлантическими формами. Число видов и особей организмов убывает в направлении к полюсу. Однако во всём Северном Ледовитом океане интенсивно развивается фитопланктон, в том числе и среди льдов Арктического бассейна. Животный мир более разнообразен в Северо-Европейском бассейне.
Основная особенность животного мира этого региона – ограниченность видового состава и обилие особей каждого вида. Численность наземных млекопитающих подвержена периодическим резким колебаниям. Растительные ресурсы обеспечивают существование крупных популяций северных оленей (в Северной Америке их называют карибу), многие из которых на зиму мигрируют к югу в лесные районы. Численность популяций овцебыков в некоторых районах сильно возросла (например, на о. Банкс в Канаде). Эти животные были интродуцированы в западную Гренландию. В условиях Северного Ледовитого океана круглый год живут белые медведи, проводящие большую часть времени на дрейфующих льдинах. На его побережьях в разных районах встречаются зайцы, песцы, лемминги, белые совы, вороны, тундряные куропатки. Полярные моря изобилуют тюленями, моржами, белухами и нарвалами.
В течение 3—5 месяцев Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, которые осуществляются Россией по Северному морскому пути, США и Канадой по Северо-Западному проходу.
Важнейшие порты: Черчилл (Канада); Тромсё, Тронхейм (Норвегия); Архангельск, Беломорск, Диксон, Мурманск, Певек, Тикси (Россия).
1.2 Исследование Северного Ледовитого океана
Самое первое письменное свидетельство об исследовании северо-западной Европы восходит к IVв. до н.э., когда грек Пифей из Массилии (Марсель) совершил плавание в страну Туле.[1] Она, вероятно, была расположена довольно далеко за Северным Полярным кругом, потому что в день летнего солнцестояния солнце там светило всю ночь. Некоторые ученые отождествляют страну Tулe с Исландией. Возможно, еще в Vв. н.э. ирландские монахи обследовали Северо-Атлантический регион, включая Фарерские о-ва и Исландию, откуда в конце IXв. н.э. они были вытеснены скандинавами. Примерно в то же время Оттар из Халогаланда стал первым скандинавским мореплавателем, совершившим плавание на восток и достигшим Белого моря. Выходцы из Норвегии основали поселения в Гренландии в 986 г.н.э. Археологические находки на восточном побережье о.Элсмир свидетельствуют, что скандинавы достигали Канадской Арктики еще в середине XIIIв. По крайней мере за 200 лет до этого они добрались до Шпицбергена, а возможно и до Новой Земли.
Скандинавские поселения в Гренландии были заброшены около 1500г.. Дальнейшие исследования в Арктике были направлены на поиск Северо-Западного и Северо-Восточного проходов с целью выхода на рынки Дальнего Востока. В 1553г. Ричард Ченслер обогнул мыс Нордкап и достиг того места, где ныне расположен Архангельск. Через три года Стивен Барроу из Московской компании добрался до Новой Земли. В исследовании этого района большую роль сыграл голландец Виллем Баренц, совершивший плавания в 1594, 1595 и 1596 годах. [2]
Важным стимулом для изучения внутренних районов запада Северной Америки была добыча пушнины; ради этого первопроходцы пытались наладить отношения с аборигенами. Северные районы Евразии исследовались русскими или иностранцами, состоявшими на службе у российского правительства. Русские рыбаки и крестьяне вышли к берегам Белого моря и в бассейн Печоры еще в начале XIв., тогда как торговцы пушниной проникли в Зауралье в XVI–XVIIв.в. Там они завладели землями, уже освоенными и заселенными охотниками, рыбаками и оленеводами. В конечном итоге русские колонисты достигли побережья Тихого океана. В XVIIIв. Россия стала проводить интенсивные научные исследования в Сибири и на Дальнем Востоке. Среди них выделяются Первая (1725–1730) и Вторая (1733–1743) Камчатские экспедиции, которыми руководил Витус Беринг, и Великая Северная экспедиция (1733–1743), во время которой систематически изучалось побережье Сибири. Северо-Восточный проход был впервые пройден в 1878–1879г.г. шведским исследователем бароном Н.А.Э.Норденшельдом на корабле «Вега».
Рейсы из Атлантического океана до р.Енисей совершались торговыми судами еще перед Первой мировой войной, однако освоение Северного морского пути усилилось в 1920-е годы.
В 1932г. ледокол «Александр Сибиряков» прошел за одну навигацию маршрут от Архангельска до Берингова пролива.[3] В 1934г. ледокол«Федор Литке» прошел этот путь в обратном направлении с востока на запад. Впоследствии караваны торговых судов в сопровождении ледоколов регулярно курсировали по Северному морскому пути вдоль арктического побережья России. Естественно, что продолжительность навигации зависела от ледовой обстановки и колебалась от нескольких недель до четырех месяцев.
Вероятно, страна, описанная в скандинавских сагах как Хеллуланд (страна плоских камней), – Баффинова Земля, которую открыли первопроходцы из Гренландии, пересекшие Девисов пролив. Плавания древних скандинавов были известны средневековым мореплавателям, устремившимся на поиски Северо-Западного прохода, и первую высадку Мартина Фробишера на Баффинову Землю в 1576г. нельзя считать случайной. Имя Фробишера открывает длинный список тех, кто занимался поисками Северо-Западного прохода. Осенью 1576г. он зашел в акваторию, которая впоследствии была названа проливом Фробишера, и на побережье обнаружил минерал, ошибочно принятый им за золото. Он возвратился в Англию, заручился поддержкой государства и частных лиц и организовал еще две экспедиции для добычи якобы золотоносной руды, которая оказалась пиритом. Фробишер так и не продвинулся дальше на запад. Только в 1860г. выяснилось, что «пролив» Фробишера на самом деле представляет собой залив.
В августе 1585г. Джон Дейвис (Девис) пересек пролив, который теперь носит его имя, и описал восточный берег п-ова Камберленд. Позднее, во время двух последующих плаваний, он достиг широты 72°30’, но не смог добраться до залива Мелвилла. [4]
И Дейвис и Фробишер обращали внимание на обширную акваторию между южным берегом Баффиновой земли и заливом Унгава. В 1605г. британская Ост-Индская компания направила капитана Джорджа Уэймота исследовать этот пролив. Он не смог пройти его целиком, но сообщил, что там имеется забитый льдом проход на запад. Обнадеженные этим сообщением, несколько богатых английских купцов финансировали экспедицию под руководством Генри Гудзона. К тому времени он был уже хорошо известен своими исследованиями в суровых северных водах вокруг Шпицбергена. В 1610г. Гудзон на старом корабле Уэймота «Дискавери»(вошедшем в историю исследований Арктики) достиг пролива, а затем и залива, которые теперь носят его имя. Гудзон после трудной зимовки в заливе Джеймса попытался продвинуться дальше на запад, но его команда взбунтовалась: Гудзона с несколькими верными людьми посадили в лодку, и их больше никто никогда не видел. Штурман «Дискавери» Роберт Байлот привел корабль обратно в Англию.