Смекни!
smekni.com

Северный Ледовитый океан (стр. 3 из 3)

Через месяц после возвращения, он умер в возрасте тридцати пяти лет в Авхангельске.

В Кронштадте высится бронзовая фигура Петра Кузьмича Пахтусова, в руке которого карта Новой Земли. Девиз его: «Польза, отвага, труд».

В 1837 году на Новой Земле побывал Август Карлович Цивилько (бывший здесь в последней экспедиции Пахтусова) и Степан Андреевич Моисеев. Они существенно дополнили карту Новой Земли. В этом же году на Новой Земле побывал академик Карл Максимович Бэр.

Яркий вклад в исследование Арктики внес русский геолог и путешественник Владимир Александрович Русанов (его яркая и удивительная жизнь знакома нам по книге «Два капитана»).

За участие в социал-демократическом движении его несколько раз подвергали аресту, а затем последовала двухгодичная ссылка (1901–1903 гг.) в Зыряновский край (ныне Республика Коми). Там он изучал быт, нравы и экономику народа коми, результатом чего стала монография «Зыряне», опубликованная в 1905 году в Париже. После ссылки Русанов обучался на естественном отделении Сорбонны – университета в Париже. В 1907 году он блестяще окончил теоретический курс по специальности геология, что давало ему право на защиту докторской диссертации. Его же интересовали малообследованные острова Новой Земли. Начиная с 1907 года В.А. Русанов в течение пяти лет ежегодно летний сезон посвящал исследованиям на Новой Земле. Он исходил ее берега вдоль и поперек, нанес на карту неизвестные ранее заливы, бухты, острова, исследовал ледники и горы. Во время экспедиций были проведены наблюдения по распределению льдов и морских течений, собраны богатые коллекции по геологии, палеонтологии, ботанике, зоологии.

В 1912 году в министерстве внутренних дел России состоялось совещание по поводу организации экспедиции на Шпицберген для обследования запасов каменного угля и установки российских заявочных столбов на перспективные свободные участки земли. В качестве начальника экспедиции был назначен В.А. Русанов как «человек выдающихся нравственных качеств, смелости и увлечения делом, а также большой расчетливости в средствах при снаряжении экспедиции».

Экспедиция на судне «Геркулес» с капитаном Кучиным успешно дошла до Шпицбергена, где была проведена колоссальная работа. За полтора месяца было обследовано в геологическом отношении около 1000 км. побережья Шпицбергена, составлена карта каменноугольных месторождений, что закрепило право России на разработку угля на этих участках, где и в настоящее время действуют совместно с норвежскими и российские рудники. Русанов и горный инженер Самойлович собрали богатую коллекцию горных пород и палеонтологических образцов. Велики были зоологические сборы, наблюдали за течениями, брали пробы морской воды, измеряли ее температуру на различных горизонтах; добывали пробы грунта с дна. Отправили с Самойловичем, зоологом-препаратором Сватошом и боцманом Поповым весь собранный материал на попутном судне.

Экспедиция Русанова намеревалась «как можно дальше пройти на восток». Русанов на «Геркулесе» решил пройти Северным морским путем до Тихого океана. 18 августа 1912 года Русанов передал телеграмму для организаторов экспедиции в Петербурге. «Юг Шпицбергена, остров Надежды. Окружены льдами, занимались гидрографией. Штормом отнесены южнее Маточкина Шара. Иду к северо-западной оконечности Новой Земли, оттуда на восток. Если погибнет судно, направляюсь к ближайшим по пути островам: Уединения, Новосибирским, Врангеля. Запасов на год. Все здоровы. Русанов». Из этой последней экспедиции Русанов не вернулся. Следы экспедиции затерялись во льдах Арктики. Все поиски пропавшей экспедиции в 1914–1915 годах окончились безрезультатно. При плавании Амундсена в 1918–1920 годах по трассе Северного морского пути никаких следов экспедиции Русанова обнаружено не было. Только через двадцать два года в 1934 году у западных берегов Таймыра были обнаружены ее следы. Теперь известны три стоянки участников экспедиции: О. Вейзель (сейчас Геркулес) в архипелаге Мона, где был найден столб с надписью «Геркулес 1913 г.», подле него лежали остатки сломанных нарт и крышка от патронного ящика. (Столб сейчас находится в музее Арктики в Санкт-Петербурге).

Вторая стоянка была найдена в шхерах Минина. Здесь были найдены патроны, фотоаппарат, кружки, ложки, компас, а также некоторые документы, остров назвали о. Попова-Чукчина. Третья стоянка – мыс Русановцев к западу от полуострова Михайлова и о. Попова-Чукчина. Останки людей нигде не были обнаружены. Остается спорной гипотеза об открытии экспедицией Русанова в 1912–1913 годах архипелага Северная Земля (с запада).

Несмотря на непродолжительный период научной деятельности, В.А. Русанов оставил значительное научное наследие. Он внес вклад в современное представление о геологии Новой Земли, провел картографирование значительной части острова, исследовал ледники Новой Земли, что позволило наблюдать за их изменениями. Особое место в исследовательской деятельности В, А. Русанова занимала проблема освоения Северного морского пути. Его предложения имели практическое значение для развития этого пути. Он предлагал: организовать службу льда и погоды, причем с широким использованием радио; построить специальные транспортные суда для плавания во льдах. Ему принадлежит идея создания специализированной морской полярной организации, которая позднее была создана (Главсевморпуть). Всю жизнь Русанов руководствовался словами девиза: «Мной руководит только одна мысль: сделать все, что я смогу, для величия Родины». Так он и прожил свою яркую, но короткую жизнь. В г. Орле, на родине исследователя открыт Дом-музей Русанова.