Содержание
Введение
Природные факторы Туркменистана
Социально-экономическое развитие Туркменистана
Геополитическое предпосылки формирования внешнеполитического курса
Независимость Туркменистана
Цели и задачи внешней политики Туркменистана
Основные направления внешнеполитической деятельности туркменского государства
Экономическая модернизация Туркменистана
Выводы
Литература
Введение
Внешняя политика независимого Туркменистана представляет собой сложный и малоизученный предмет. Основным принципом изучения внешней политики Туркменистана является системный подход, включающий системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты. Через них конкретизируются требования системной методологии применительно к рассмотрению общественно-политических явлений. Системно-генетический, культурно-исторический и историко-географический аспекты включают в себя определенную последовательность познавательных этапов (процедур) рассмотрения внешней политики Туркменистана.
Природные факторы Туркменистана
Туркменистан расположен на юго-западе Центральной Азии. Его территория составляет 488,1 тыс. кв. км. Туркменистан занимает выгодное географическое положение. Страна объективно является "мостом" между Европой, европейскими государствами СНГ, центральной частью России, с одной стороны, и обширными регионами Центральной и Южной Азии, с другой стороны. На суше Туркменистан граничит с Казахстаном, Узбекистаном, Афганистаном и Ираном, имеет выход к Каспийскому морю.
Туркменистан богат различными полезными ископаемыми. В стране имеются большие запасы ртути, серы, озокерита, и что немаловажно для засушливого пустынного климата, источники пресной питьевой и минеральной лечебной воды. Туркменистан известен и другими природными богатствами, пользующимися огромным спросом на мировом рынке.
Фактором стратегического значения, способным определить исторические судьбы Туркменистана, является наличие в республике больших запасов нефти и газа. Поразведанным запасам газа Туркменистан занимал 2-е место даже в такой крупнейшей топливно-энергетической державе, которой являлся СССР. И в настоящее время по добыче газа Туркменистан занимает 4-е место в мире. На сегодня с уже эксплуатируемых месторождений ежегодно добывается более 80 млрд. кубометров газа, 6 млн. тонн нефти. Дополнительно к этому на территории республики открыты еще несколько крупных перспективных месторождений нефти и газа. Их разработка позволит в будущем увеличить добычу нефти втрое, а газа вдвое. Разведанные запасы золота позволяют республике создавать свой собственный золотой запас.
Туркменистан - небольшое государство по численности населения, которая по современным оценкам составляет несколько более 4 млн. человек, что, как известно, меньше половины населения Москвы. Некоторое представление о национальном составе населения, степени его однородности в сравнении с другими государствами региона позволяет иметь следующая таблица (данные переписи населения 1989 г.).
Демографический потенциал в республике считается благополучным. Показатели рождаемости (32,0 чел./тысячу чел. населения) значительно превышают показатели смертности (7,7). Ежегодный прирост населения составляет 24,3. При этом примерно половину населения составляют люди моложе 30-ти лет. Такие проблемы, как старение населения, остановка или отрицательный показатель естественного прироста, - республике практически не грозят.
В целом динамично развивается экономика Туркменистана, так, например, на сегодняшний день, объем экспорта сырья и различных товаров превышает объем импорта на одну четверть и составляет 8 млрд. долларов. Туркменистан - ведущий производитель не только в СНГ, но и в мире, ряда химических веществ: серы, йода, бромистого железа, редкоземельных металлов. Республика является крупным производителем электроэнергии.
Социально-экономическое развитие Туркменистана
Туркменистан является многонациональным государством, хотя и со значительным преобладанием коренной национальности (74 % общей численности населения в 1992 году). В то же время более 3 млн. туркмен проживают за пределами республики, в том числе в Иране - 1 млн. 100 тыс., в Афганистане - 900 тыс., в Ираке - 220 тыс., в Турции - 140 тыс. человек, в Узбекистане - 121,6 тыс., в Китае - 72 тыс., в России - 39,7 тыс. человек. Также имеются места компактного проживания туркмен в Таджикистане, Кыргызстане, Сирии, Иордании, Германии, Англии и Швеции.
Следует подчеркнуть особенности национального характера туркмен, общего восприятия ими общественной жизни. Туркмены - "...народ уравновешенный, стойкий, рассудительный, не поддающий паническим настроениям. Имеют склонность к сплочению вокруг одной личности - лидера, особенно в критических ситуациях". Подобные характеристики встречаются у многих исследователей, как в прошлом, так и в настоящем, и несомненно имеют под собой серьезные основания.
Существенные предпосылки внешней политики Туркменистана формируются в зависимости от особенностей религиозного сознания населения. Это особенно важно учитывать в региональном аспекте жизни туркменского государства. Представляется возможным утверждать, что религиозный фактор в Туркменистане имеет меньшее значение, чем в сопредельных ему мусульманских государствах. Ислам хоть и является наиболее распространенным религией среди туркмен, но преимущественно на бытовом уровне, без политико-идеологического и тем более государственно-политического воплощения.
Социально-экономические и социально-политические предпосылки внешней политики Туркменистана. Избранная стратегия политического развития Туркменистана как демократического, светского государства, общие содержательные контуры политического процесса в стране (и прежде всего его относительная устойчивость, отсутствие в республике политической конфронтации) создают прочную основу для формирования самостоятельного внешнеполитического курса Туркменистана. В стране обеспечивается некоторая экономическая стабильность, эволюционным путем осуществляется отдельные социально-экономические преобразования.
Разрыв внутрисоюзных интеграционных связей нанес болезненный удар по экономике. Почти 70% товаров народного потребления и продовольствия Туркменистан получал из других регионов. Им же взамен по заниженной в 5 - 7 раз реальной стоимости в другие республики поставлялись газ, нефть, хлопок и другие ценнейшие продукты. Туркменистан был практически полностью лишен возможности выходить со своими товарами на международный рынок, налаживать самостоятельные экономические отношения с сопредельными государствами. До сих пор в Туркменистане имеются глубокие диспропорции между развитием добывающих, сырьевых отраслей и состоянием перерабатывающей промышленности.
Имеются серьезные проблемы в добыче нефти и газа. За последние семь лет уровень добычи нефти в Туркменистане упал с 17 до 5 млн. тонн в год. Сохраняется расточительно высокая себестоимость туркменской нефти, зачастую недостаточна квалификация технического персонала.
Таким образом, сегодня возникает необходимость направить усилия, в том числе и внешнеполитические, на экономическую модернизацию, более полное и рациональное использование собственного потенциала Туркменистана и богатых ресурсов региона, интеграцию в региональное и международное социально - экономическое сотрудничество.
На сегодняшний день туркменская армия насчитывает около 40.000 человек, имеет 2.000 самолетов, 1.500 танков Т-72. Но из-за отсутствия специалистов высокой квалификации вынуждена полагаться в ее эксплуатации на российских офицеров. Туркменистан официально обратился в НАТО с просьбой о помощи в подготовке кадров для национальной армии республики.
Геополитическое предпосылки формирования внешнеполитического курса
Среди объективных условий формирования внешнеполитического курса Туркменистана следует особо выделить геополитические предпосылки. Они связаны со многими обстоятельствами, и прежде всего, с распадом СССР и образованием на его территории новых независимых государств. Существует также ряд факторов, в новом свете раскрывающих региональную ситуацию на Ближнем Востоке.
К ним относятся: уход Советской Армии из Афганистана и снижение влияния России в этой стране; появление претендентов на роль новых региональных лидеров (Турция, Иран, Узбекистан, Казахстан); качественные изменения состава определяющих факторов региональной обстановки: разгром иракской военной машины, начало процесса мирного урегулирования арабо-израильских отношений. Эти и другие изменения произошли на фоне кардинальной ломки стержневой оппозиции международной жизни по линии Восток - Запад, окончания "холодной войны". Перемены на глобальном и региональном уровне привели международные отношения к необходимости новой системы ценностей и целей и на базе к трансформации их общей структуры.
Сегодня геополитические положения Туркменистана резко изменилось. Если раньше республика была частью глобальной системы, которая во многом "автоматически" для страны определяла ее место в региональных отношениях с другими государствами (Ираном, Афганистаном), то теперь Туркменистан стал местом столкновения региональных центров силы: Ирана, Турции, Казахстана, Узбекистана. Каждый из этих центров, не говоря уже о России, включился в борьбу за преобладающее влияние в геополитическом и экономическом пространствах Туркменистана, контроль над которым позволит им приобрести несомненные выгоды.
Важным геополитическим резервом обеспечения относительной самостоятельности во внешней политики Туркменистана является перспектива налаживания его отношений с такими по-прежнему влиятельным субъектом глобальной геополитической системы мира, как Движение неприсоединения. Ныне в его состав входят свыше 100 стран Азии, Африки, Латинской Америки и Европы. Состоявшаяся в июне 1994 года в Каире 11-я конференция министров иностранных дел Движения неприсоединения констатировала одновременно сохранение важной роли неприсоединившихся стран в современном мире и необходимость глубокого обновления философии и концепции неприсоединения. В международных отношениях неприсоединение проявляется в трех видах: как внешнеполитическая доктрина большинства развивающихся стран, как конкретный внешнеполитический курс этих стран и как своеобразное межгосударственное политическое объединение независимых государств. Туркменистан, извлекая для себя немалые геополитические выгоды, мог бы активизировать усилия по встраиванию в многообразные процессы обновления Движения неприсоединения.