В британских областях изменения также ускорились. Начали появляться в больших количествах социальные, этнические и экономические партии. В Судане, разногласия между Египтом и Англией по суданскому самоуправлению толкали британцев ускорить темп, и в 1954 году Судан получил независимость. Гана получила независимость в 1957 году, Гвинея – в 1958 году.
К концу 1970-ых почти вся Африка была независима. В 1974–1975 гг. после долгих лет сильной борьбы, португальские колонии – Ангола, Гвинея, Мозамбик и др. – стали независимыми. Франция оставила Коморские острова в 1975. В 1976 Испания выдавала «испанскую» Пустыню Сахара, которая тогда была разделена между Мавританией и Марокко. Здесь, однако, за независимость последовала ожесточенная война. Мавритания уступила свою часть Марокко в 1979 году. Зимбабве получила законную независимость в 1980 году. Последняя получила независимость Намибия в 1990 году.
Молодые Африканские государства стоят перед рядом больших проблем. Один из наиболее важных – создание суверенного государства. Большинство африканских стран сохранили границы, сделанные Европейцами в XIX веке. Этнические группы могли быть разделены национальными границами, но лояльность к таким группам чаще всего сильнее, чем к государству. Когда Африканские государства достигали независимости, доминирующие националистические движения и их лидеры установили себя фактически в постоянную власть. Они призвали к национальному единству и инспирировали, чтобы многопартийные парламентские системы были отвергнуты в пользу единого государства. Когда эти правительства отказывались выполнять такие желания – курорт был часто – военное вмешательство. Новые военные лидеры изобразили из себя эффективных и честных общественных опекунов, но скоро они стали вести туже политику. Во многих африканских государствах в начале 1990-ых гг. возобновился интерес к многопартийной парламентской демократии.
Экономическое развитие также оказалось трудным. Хотя ряд Африканских государств имеет значительные природные богатства, немногие имеют финансы, чтобы добывать их. Иностранное частные предприятия часто расценивали вклад в такие слаборазвитые области слишком опасными, и это представление было оправдано во многих случаях. Главные альтернативные источники финансирования – национальные и многонациональные учреждения.
Ожидания Африканцев лучшей жизни увеличились. Цены потребителя и другие изготовленные товары сохраняли темп, но цены большинства африканских изделий – отстали. Всемирный спад в начале 1980-ых гг. умножил трудности, которые были инициализированы увеличениями цен на нефть 1970-ых гг. Серьезные валютные проблемы и «раздувающийся» иностранный долг ухудшили общее недовольство. Голод и засуха мучили северные, восточные и центральные регионы в 1980-ых гг., и миллионы беженцев оставили свои дома на поиске пищи, увеличивая проблемы стран, в которые они ушли. Медицинские ресурсы, уже неадекватные, были разбиты эпидемиями синдрома приобретенного иммунодефицита (СПИД), холеры и других болезней. СПИД продолжает быть очень серьезной проблемой в Африке.
В раннем и конфликты середин 1990-ых гг. в Алжире, Либерии, Судане, Сомали, Центральной Африке, Южной Африке и в других местах на континенте дестабилизировали правительства, приостановили экономическое развитие, и стоили жизни бесчисленных Африканцев. В апреле 1994 года давнишняя напряженность между двумя главными этническими группами Руанды – Хуту (Hutu) и Тутси (Tutsi), прорвался в насилие. Сотни тысяч Руандцев погибли только в течение нескольких месяцев. Этот конфликт создал серьезные проблемы беженца для окружающих стран. В соседнем восточном Заире (теперь Демократическая республика Конго, или DRC), присутствие большой массы беженцев из Руанды вызвало восстание в 1996 году, что привело к свержению правительства в 1997 году.