Необходимость перестройки обобществленного сектора алжирское руководство обосновывало требованием более эффективного использования вкладываемых в аграрный сектор средств, максимального использования машинной техники, интенсификации производства. Одновременно была выдвинута задача наиболее полной мобилизации ресурсов частного сектора в целях вовлечения его в решение общенациональных задач. На пленуме ЦК партии ФНО в 1981 г. было принято специальное решение об усилении роли частного сектора в производстве, что было затем закреплено в новой редакции Национальной хартии, в силу чего частный сектор был уравнен в правах с общественным.
В соответствии с установками государственных и партийных органов в 1980 г. началась перестройка самоуправляемого, а в 1982 г. - кооперативного сектора. Вначале было решено разделить слишком крупные хозяйства на более мелкие и потому лучше управляемые фермы, чтобы достигнуть их более высокой эффективности. Затем, в 1983 г., все самоуправляемые и кооперативные хозяйства были объединены и на их основе были созданы более 3,4 тыс. так называемых "социалистических сельскохозяйственных предприятий" общей площадью в 2,8 млн. га. При проведении структурной реорганизации обобществленного сектора большое значение придавалось реприватизации хозяйств, в первую очередь нерентабельных и малорентабельных. При этом в личное пользование было передано около 700 тыс. га земли. К концу 1987 г. в аграрном секторе было создано 3.264 "социалистических сельскохозяйственных предприятий" на площади 2,5 млн. га, деятельность которых регулировалась государством. В них было занято 138 тыс. постоянных и 200 тыс. сезонных работников.
С 1987 г. в Алжире началось осуществление экономической реформы на основе либерализации экономики и децентрализации управления народным хозяйством, а в сельском хозяйстве наступил новый этап реорганизации малорентабельного государственного по существу сектора. Его суть заключалась в реприватизации земель и создании небольших по размерам и самостоятельных в финансовом и экономическом отношении хозяйственных единиц, способных эффективно работать в условиях рыночной экономики. В сельском хозяйстве новая система управления вводилась законом № 87-19, предусматривавшим дальнейшую реорганизацию "социалистических сельскохозяйственных предприятий". В соответствии с его условиями земля, находившаяся в их пользовании, распределялась среди крестьян на правах долгосрочной аренды у государства (сроком до 99 лет) небольших участков размером по 2 и более га. При этом поощрялось их объединение в так называемые "коллективные предприятия", т.е. своего рода кооперативы. Минимальное число членов подобных объединений составляло 3, а максимальная площадь "предприятия" не должна была превышать 2 тыс. га. На малоплодородных землях или неудобьях закон допускал участие в "коллективных предприятиях" и меньшего числа членов или вообще индивидуальную обработку земли.
В соответствии с законом крестьяне, получившие землю в аренду, должны были личным трудом участвовать в производстве, однако при необходимости они могли нанимать дополнительных работников. Что касается "коллективных предприятий", то предполагалась их полная самостоятельность в хозяйственном отношении. Все вопросы производственного характера, в том числе найма дополнительных работников, севооборота, ассортимента высеваемых культур и др., относились к компетенции самих объединений и их членов. Государственные органы призваны были осуществлять лишь общее руководство предприятиями в рамках проводимой экономической политики. Создаваемые объединения формально считались коллективными, а по существу представляли собой небольшие фермерские коммерческие компании. По истечении пятилетнего переходного периода становления хозяйства, налаживания производства и получения прибыли арендуемая земля могла быть выкуплена у государства. Таким образом в ходе реорганизации обобществленного сектора более 2,8 млн. га принадлежавших государству земель было сдано в аренду. Быстро росло число небольших семейных ферм, значительная часть которых была объединена в "коллективные предприятия". К середине 1988 г. подобных предприятии насчитывалось уже более 2 тысяч.
К началу 90-х годов создание новых структур в сельском хозяйстве Алжира в основном завершилось. К 1992 году в аграрном секторе было создано 22.З56 "коллективных предприятии" со 156.548 членами на площади 2.232,6 тыс. га и 5.677 индивидуальных хозяйств на 55,969 тыс. га
Значительную роль в вовлечении новых земель в сельскохозяйственный оборот и укреплении прослойки самостоятельных крестьянских хозяйств сыграл принятый в 1983 г. закон относительно освоения засушливых земель в предсахарских и сахарских районах страны. Он определил условия продажи частным лицам ранее не обрабатывавшихся земель в этих районах. Он также предоставил частным лицам право приобретения земельных участков при условии их освоения в течение пяти лет. Государство обязывалось оказать помощь крестьянам, получившим наделы в соответствии с новым законом. Вместе с тем оно сохраняло за собой право расторгнуть договор о продаже земли, если в определенный государством срок участок не будет освоен и с него не будет собран урожай. Крестьяне, получившие земельные участки, в течение 5 лет освобождались от уплаты сельскохозяйственного налога.
Этот же закон восстановил свободу сделок с обрабатываемыми землями и землями сельскохозяйственного назначения, находившимися в частном владении, приостановленную во время проведения аграрной реформы в начале 70-х годов. Этой мерой была фактически снята преграда на пути возможной концентрации земельной собственности в руках отдельных частных предпринимателей. В 1990 г. в северных, степных и южных районах Алжира между 1.086 крестьянами в соответствии с указанным законом было распределено 338 тыс. га земли, из которых 95,7 тыс. га было освоено и 74,5 тыс. га засеяно. Предполагается, что таким образом будет дополнительно освоено и вовлечено в сельскохозяйственный оборот около 2 млн. га земли, что расширит сельскохозяйственный потенциал страны и будет содействовать росту производства продовольственных культур.
Государство стимулирует освоение новых земель путем предоставления феллахам кредитов на льготных условиях, а также других финансовых льгот. В 1982 г. специально для финансирования аграрного сектора был создан Банк сельского хозяйства и аграрного развития. Этим была ликвидирована многоступенчатая бюрократическая система финансирования самоуправляемых и кооперативных хозяйств и частных лиц, а условия предоставления кредитов были значительно упрощены.
Государство принимает активные меры к обеспечению производителей сельскохозяйственными машинами и другими орудиями труда. В последние годы значительно расширилась механизированная обработка участков мелких крестьян-единоличников, не владеющих техникой, специальными сельскохозяйственными кооперативами услуг и снабжения.
Некоторые льготы были предоставлены частный хозяевам и в сфере торговли сельскохозяйственной продукцией и импорте товаров производственного назначения. С декабря 1983 г. частные лица получили разрешение на беспошлинный ввоз некоторых видов машин и других орудий производства, а также автомобилей. В интересах крестьян были изменены и условия торговли сельскохозяйственной продукцией: феллахам было предоставлено право самостоятельно сбывать полученный ими урожай, минуя государственную торговую сеть. Был также разработан более гибкий механизм закупочных цен, обеспечивший повышение прибыли земледельцам. Были, в частности, увеличены закупочные цены на многие продовольственные культуры, в том числе на зерновые и бобовые, томаты, табак, а также на продукцию птицеводства.
Осуществление реформ в сельском хозяйстве столкнулось со значительными трудностями как технического, так и политического характера. Перед специально созданными комитетами, занимавшимися организацией "коллективных предприятий" на местах, встали сложные экономические и социальные проблемы, связанные с размежеванием земель, интегрируемых в предприятия, разделом между ними сельскохозяйственной техники бывших самоуправляемых хозяйств и кооперативов, трудоустройством части постоянных работников, не получивших землю, а также сезонных работников, желавших вступить в создававшиеся предприятия, но которых туда не принимали, и т.д. Ясно, что все эти затруднения встречали недовольство крестьян, затронутых реорганизацией.
Существовала оппозиция политике либерализации и децентрализации и в политической сфере. Она исходила как от бюрократии, разросшейся на базе многочисленных государственных экономических организаций и управленческого аппарата, не желающей терять своих привилегий, так и со стороны части партийных кадров старшего поколения, опасавшихся, что они могут остаться не у дел и что новый курс, направленный на развитие рыночных отношений, может привести к потере завоеваний социального характера, достигнутых в годы проведения курса на социалистическую ориентацию. Меры государства по либерализации аграрного сектора активизировали лиц, земли которых подверглись национализации в ходе аграрной реформы и которые всеми возможными средствами стремились вновь завладеть отторгнутыми у них участками, а также всякого рода спекулятивных элементов в городе и деревне.