Министерство внутренних дел Российской Федерации
Белгородский юридический институт
кафедра государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа по теории государства и права
Тема: «Правовая культура личности»
Выполнил:
курсант 113 взвода
рядовой милиции
Шумский Р.И.
Научный руководитель
преподаватель кафедры ГосПД
кандидат юридических наук
капитан милиции
Крамской И.С.
Белгород-2008.
Содержание
Введение
1. Понятие, структура и функции правовой культуры
2. Виды правовой культуры
3. Российская правовая культура на современном этапе
Заключение
Список литературы
Приложение
Тема настоящей работы имеет значительную актуальность, особенно в современных условиях построения в России правового государства. Важнейшим признаком правового государства, обязательным условием его построения является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и других должностных лиц. Значимость данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом. Затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов построения правового государства и общества.
Цель настоящей работы - комплексное изучение такого многопланового явления, как правовая культура. В задачи работы входит сопоставление мнений различных авторов относительно сущности и содержания рассматриваемого понятия, анализ структурных компонентов и современных тенденций развития российской правовой культуры.
Объект исследования: правовая культура как феномен общественной жизни. Предмет исследования: теоретические и практические аспекты сущности, содержания, формирования и развития правовой культуры.
Многоплановость темы предполагает использование самых разнообразных источников - это литература по теории государства и права, философии права, а также культурологии и социологии, таких авторов, как Е.В. Аграновская, Н.Н. Вопленко, О.С. Демко, И.А. Иванников, Н.И. Матузов, А.В. Малько, Т.Н. Наумова, М.Б. Смоленский и др.
1. Понятие, структура и функции правовой культуры.
Понятие «культура» берет свое начало от латинского слова «cultura» («возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, выращивание, обрабатывание»), которое обозначало функцию, связанную с приобретением знаний, опыта, с целенаправленным воздействием человека на природу.
Понятие культуры многозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы. Социологический подход дает понятие культуры как совокупности всех духовных ценностей. Философский подход определяет культуру как исторически сложившийся определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. С точки зрения антропологического подхода культура понимается как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа.
С позиции необходимости обобщения различных подходов
представляется интересным определение, которое дает А.А. Радугин:
«Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека
через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл, человеческой жизни в соотнесении его со смыслом сущего. Культурапредстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, профессиональную группу и т.д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей»[1].
Мы рассматриваем правовую культуру как разновидность общей культуры. Так, Д.А. Керимов отмечает: «тысячами нитей правовая культура связана с общей культурой. Ее мощное благотворное влияние на правовое сознание, мышление, мировоззрение творящих законы, на их ценностныеправовые установки непосредственно (или опосредованно) определяет характер законодательства, обусловливает его адекватность историческому и национальному духу народа, потребностям и интересам людей»[2].
На наш взгляд, правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Она находится в органичном единстве и взаимосвязи с остальными областями культуры - политической, этической (нравственной), эстетической. Между тем, в юридической науке, как и в культурологии, нет единого понимания ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры в частности.
Так, Е.В. Аграновская представляла правовую культуру в виде «системы взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение»[3] В.И. Каминская и А.Р. Ратинов под правовой культурой предлагали понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».[4]
Авторы учебника под редакцией В.М. Корельского, В.Д. Перевалова определяют понятие правовой культуры через перечисление факторов, влияющих на нее, и элементов, составляющих ее структуру: «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), атакже степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека».[5]
На современном этапе развития социолого-правовой мысли наряду с указанными элементами правовой культуры, исследователи в рамках ее содержания выделяют оценочный компонент. Так, Т.Н. Наумова считает, что «правовая культура - одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений, выраженная в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений».[6]
И.А. Иванников определяет, что «правовая культура - это одна из форм социально-значимой творческой деятельности людей в сфере государственно-правовых отношений. Она выражена в правовых нормах, институтах и способности оценки данных явлений».[7]
Н.И. Матузов, и А.В. Малько не формулируют определения понятия правовой культуры, отмечая лишь, что в широком плане правовая культура охватывает все правовые ценности, существующие в данное время в данной стране... выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическими феноменами.[8]
И.В. Ковалева рассматривает понятие правовой культуры, исходя из следующей предпосылки: для чего создаются, чему служат правовые установления. «Одно дело, - говорит И.В. Ковалева, - если они созданы и используются в интересах государства, общества, подавляющего, подравнивающего индивидуальности. То есть, если право представляет собой, например, «возведенную в закон волю господствующего класса», как это трактовалось марксистами. И совсем другое, - если правовые установления защищают человека, живущего в обществе, государстве, в томчисле и от произвола того же государства, как власти. В последнем случае они и могут рассматриваться в качестве феноменов культуры. Тогда правовая культура - это обработка, оформление, облагораживание жизни людей посредством и с помощью реализации правовых отношений, установлений, учреждений».[9]
Как видно из приведенного выше, добиться сколько-нибудь единообразного определения понятия правовой культуры вряд ли возможно, да, наверное, и не нужно, поскольку это слишком широкое и неоднозначное понятие, чтобы быть однозначно определенным.
Своеобразное отражение феномена широты и «неопределяемое™» рассматриваемого понятия дает философия права. «Право как культурный феномен - часть общечеловеческой культуры. Правовая культура - это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность...» - говорит B.C. Нерсесянц.[10]
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие правовой культуры можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную
(аксиологическую) категорию и как категорию содержательную. В первом
случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности.
Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как части общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности.данного общества: уровню правосознания, режиму законности иправопорядка, состояния законодательства, юридической практики.[11]
Содержательный анализ правовой культуры предполагает пониманиеее как системы овеществленных и идеальных элементов, относящихся ксфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей.