Ржавоземные почвы формируются на грядах и увалах, сложенные баскарбонатными песками. Их развитие совершается под влиянием буроземного процесса. От бурых лесных почв отличаются меньшим содержанием оксида железа, ила и органоминеральных компонентов.
Тип дерновых почв является процессом гумуобразования, совершающегося под травянисто-луговыми сообществами суходолов.
Тип дерновые заболоченные объединяет категории почв, формирующихся под воздействием сочетания или последовательной смены процессов гумусообразования и глееобразования в условиях избыточного увлажнения местообитаний фитоценозов. Поэтому в их профиле выражены гумусовый горизонт с дерниной, под ним оглеенный ржавобурый горизонт, еще ниже голубовато-синий глеевый горизонт.
У дерново-гелеевых почв, развитие которых совершается под воздействием временного избытка водных масс возникают ржаво-охристые пятна и корочки гидрооксидов железа. Зато в профилях дерново-глеевых почв, испытывающих непрерывный избыток водных масс, появляются новообразования в виде конкреций и прослоев гидрооксидов железа. В долине Вихры, на участках, где избыточное увлажнение обусловливают выходы вод подземных, формируются дерново-глеевые железисто-карбонатные почвы. На их поверхности возникают студенистые новообразования в виде «ржавца».
У дерновых заболоченных почв содержание гумуса более 3%, реакция от сильнокислой до нейтральной насыщенности основаниями кальция и магния от 60–70 до 80–90%.
Высокая плотность сложения, недостаток кислорода и подвижных форм биофильных элементов ограничивают плодородие дерново-глееватых и дерново-глеевых почв.
Высокая эффективность плодородия этого типа почв достигается лишь созданием оптимального водно-воздушного режима и последующего управления их физико-химическими свойствами.
Тип дерново-подзолистые заболоченные объединяет дерново-подзолистые глееватые и дерново-подзолисто-глеевые категории почв. Они формируются под воздействием сочетания или последовательной смены процессов гумусообразования. Поэтому в профиле почв выражены гумусовый и подзолистые горизонты, признаки оглеения или сплошной глеевый горизонт. (Бартош Т.Д., Столбова Э.Я. Рига, 1974.)
Деоново-подзолитсые глееватые почвы составляют группу почв временного заболачивания, а дерново-подзолисто-глеевые почвы-длительного. Вследствие преувложнения во всех заболоченных почвах происходит резкое ухудшение водно-физических и биохимических свойств.
Временно избыточное увлажнение влечет за собой недостаток кислорода и подавление жизнедеятельности аэробных микробов, образование соединения железа и подвижного алюминия, а также и сильнокислой реакции. В почвах длительного заболачивания эти ухудшающие свойства выражены еще в большой мере.
Для улучшения дерново-подзолистых почв временного заболачивания эффективны углубления пахотного горизонта, глубокое рыхление и щелевание. Улучшение состояние дерново-подзолистых почв длительного заболачивания может достигаться только с помощью осушительных мелиораций.
Тип пойменных дерновых почв составляют собственно дерновые и деоново-глеевые их категорий.
Аккумулятивная направленность биологического круговорота химических элементов под пологом луговых трав, а также эффективность водно-минирального питания обуславливают активность гумусообразования и обогащение химического состава пойменных. В отличие от внепойменных почв эти почвы обладают богатством гумуса (от 3–5 до 7% и более), и водопрочной зернисто-комковатой структурой гумусового горизонта.
На разобщенных ареалах пойм Вихры и отдельных ее притоков самой природой создаются наилучшие условия для развития луговых трав. Поэтому и служат благоприятным местом для размещения сенокосов и пастбищ.
Органогенные типы почв являются функцией от действия сочетаний прцессов торфообразования, глееобразования и гумусообразования или последовательной их смены.
Химическое состояние органогенных почв находится в прямой зависимости как от ботанического состава торфа, так и водно-минерального питания болота. Поэтому почвы верховых болот, испытывающих только атмосферное питание, кислые и бедные биофильными элементами. Зато почвы низинных болот, размещаясь в глубоких понижениях рельефа, претерпевают обогащение минеральными солями, которые доставляются водами подземными.
Органогенные почвы низинных и пойменных болот обладают гуманным составом органического вещества, нейтральной и слабо кислой реакцией. Они обогащены еще и микроэлементами.
Плодородная сила органогенных почв низинных болот проявляется только при оптимальном состоянии их физических и биохимических свойств.
Обеспечивается это лишь в том случае, если после осушения уровня грунтовых вод оказывается на глубине 80–100 см. Еще одно условие состоит в том, что необходимо исключить интенсивную минерализацию органических веществ торфа. Максимальное ограничение потерь органических веществ достигается при возделывании многолетних трав. Для создания улучшенных сенокосов целесообразно использовать почвы, торфяных горизонтов которых менее одного метра. Если у почв торфяной горизонт дольше метра, то после осушения они используются в системе севооборотов, сочетающих зерновые, пропашные культуры и многолетние травы. (Бартош Т.Д., Столбова Э.В. Рига, 1974.)
3.3 Климат
Термин «климат» происходит от греческого слова» climatos», что означает наклон. Древние греки полагали, что смена климата от места к месту обусловлена различными наклонами солнечных лучей к земной поверхности.
Уместен очевидный вопрос: чем отличается понятие «климат» от понятия «компонент» природы? Понятие «климат» не является выражением физического тела или компонента природы. Это абстракция, с помощью которой отражаются свойства атмосферы. Это следует из того, что как нагревание и испарение, так и изменение их состояний совершаются непрерывно. Измерение значений температуры, влажности и иных свойств атмосферы производятся в отдельных пунктах на метеорологических станциях. А так как локальные изменения атмосферных явлений совершаются с большой скоростью, качественная и количественная оценка климата возможна только на основе статистического анализа данных сети метеостанций. Поэтому климатом следует называть многолетний, статистически определяемый ансамбль атмосферных явлений, свойственной данной местности из-за ее географического положения. Таким образом, климат не является физическим телом, а следовательно, и не компонент природы.
Формирование климата Монастырщинского района обусловлено действием физических и географических факторов. Деятельность солнца, динамика атмосферы и влагооборот составляют группу физических факторов образования климата. Еще одну группу составляют географические факторы: местоположение территории, состояние и композиция ее ландшафтов. Однако в этой совокупности факторов ведущая роль принадлежит солнечной радиации, динамики воздушных масс и влагообороту.
В пределах района прямая солнечная радиация составляет 36, рассеянная-47 и суммарная-83 ккал/см². Годовое значение радиационного баланса достигает 30–40 ккал/см². А сумма ФАР (физиологически активная радиация) за вегетационный период составляет 25–30 ккал/см². (А.Н. Куксин, 2008.-488 с.).
Летом действие циклонов Атлантики сопровождается понижением температуры воздуха и выпадением атмосферных осадков. Зато при антициклонах летом устанавливается теплая и малооблачная погода, а зимой-морозная. Зимние циклоны влекут за собой проявление оттепелей и снегопадов.
Что представляет собою влагооборот? Это совокупность процессов испарения и конденсации, переноса и выпадения влаги, совершающихся в атмосфере. Функционирует внешний и внутренний влагооборот. Внешний складывается из обмена между сушей и океаном, а внутренний- из испарения и конденсации влаги над сушей. На территории района господствует внешний влагооборот.
В атмосфере над территории района функционирует интенсивный западный влагоперенос. Среднегодовая величина переноса водных масс в атмосфере составляет 60–80 кг/м/сек. (А.Н. Куксин, 2008.-488 с.).
Годовое количество осадков в районе достигает 800 мм. Единовременное влагосодержание над ландшафтами района составляет 12 мм.
Совокупность действий физических и географических факторов обуславливает формирование умеренно теплого и влажного климата с океаническим оттенком.
В состоянии климата ярко выраженные сезонные различия. Для зимнего сезона (декабрь – февраль) характерны умеренные морозы, обильные метели, частое чередование пасмурных дней и оттепелей. В период оттепелей температура воздуха может повышаться до 9 °С. За зиму бывает более 15 дней с плюсовой температурой. (А.Н. Куксин, 2008.-488 с.).
В разные годы зима может быть умеренной или более суровой. Весна может наступать рано или очень поздно. Снежный покров держится 130–140 дней. Максимальная высота снежного покрова достигается в конце февраля или в начале марта. В зимнее время наибольшая скорость ветра в среднем составляет 4–5 м/ сек. Направление ветров преимущественного юго – западное.
В отличие от зимнего сезона весной (март-май) снижается влажность воздуха и облачность, а их значения оказываются наименьшими в году. Относительная влажность воздуха в мае составляет 58% и может снижаться до 30%. Весна не только наиболее сухой период года. Периодическая смена вторжений воздуха Атлантики и Арктики сопровождается чередованием потеплений и возврата холодов.
Лето (июнь – август) умеренно теплое и влажное. Самый теплый месяц- июль. Среднемесячная температура воздуха равна 17,1 – 18,0 °С.
В июле и августе днем температура воздуха может повышаться до 31–35 °С. В этот сезон не только наиболее влажно, но и часто ливневые осадки и грозы.
Относительная влажность воздуха летом от 57 до 65%. Около половины числа дней этого периода среднесуточная температура воздуха не опускается ниже 20 °С. Поэтому летний период оказывается теплым, что является благоприятной чертой комфортности климата. (А.Н. Куксин, 2008.-488 с.).