Смекни!
smekni.com

Империя инков от туманных мифов к исторической традиции кипукамайоков (стр. 5 из 9)

Он не обязательно должен был быть первенцем, но непременно наиболее способным из сыновей, по мнению самого верховного правителя.

Инкские завоевания не всегда имели насильственный характер военных захватов, хотя такое представление может сложиться по аналогии с другими их действиями. Тем не менее это не означает, по в случае необходимости войско не было орудием завоевания. Однако война рассматривалась как крайнее средство подчинения непокорных народов, когда все остальные возможности были исчерпаны. Инки предпочитали пользоваться методами убеждения и такими примерами, которые привлекли бы на их сторону вождей других племен. Вождей одаривали богатыми подарками, а подвластным им племенам демонстрировали техническое превосходство инков и их добрую волю составляли карты земель для того, чтобы строить там акведуки, каналы и дороги, расширять площади возделываемых земель за счет возведения поливных террас.

Вождям покоренных племен, вошедшим в состав имперской знати, оставляли все их привилегии и атрибуты власти. К верованиям, распространенным в этих областях, относились с уважением, так же как и к обычаям и нравам этих народов. Однако все эти льготы были обусловлены определенными требованиями, в число которых входили уплата дани и выполнение дополнительных повинностей, признание Инки верховным правителем, поклонение культу Солнца как главенствующему по отношению к местным религиозным системам, а также принятие кечуа в качестве всеобщего обязательного языка, который назывался руна сими. Последнее условие вовсе не означало, что местные языки были запрещены. Как считают специалисты, ко времени испанского завоевания на побережье и в горных районах было распространено 15 или 20 языков. Единство Тауантинсуйю цементировалось разветвленной сетью пешеходных дорог.

Жизнь населения империи регулировалась на основе очень простых этических принципов и норм обычного права, призванных обеспечить преемственность существовавшего социально-политического порядка. Правила поведения в государстве инков были следующими: ама суа - не воруй; ама льюлья не бездельничай и ама келья не лги. Эти правила объяснялись просто их невыполнение означало посягательство на всеобщее благо, на общественный порядок.

Попытка присвоения продуктов потребления, находившихся в общем пользовании или принадлежавших служителям культа, а также посягательство на производство этих продуктов рассматривались как преступление, за которое полагалось суровое наказание. Убийство также считалось тяжелым преступлением, поскольку каждый человек, каждая человеческая жизнь представляли экономическую ценность. Наказания также налагались за преступления против государства и религиозного культа. Такие действия карались пытками и смертью. Покушение на изнасилование девственницы, предназначенной Солнцу, считалось омерзительной гнусностью, подобной осквернению святыни. Правда, Инка как воплощение Солнца на земле весьма мало заботился о сохранении их девственности.

РЕЛИГИЯ ВИРАКОЧИ И КУЛЬТ СОЛНЦА

Высказывание С. Марли о религии майя вполне применимо и к религии инков: "Домашние, повседневные верования людей из народа сохранились, пройдя сквозь века, а боги, созданные воображением жрецов, были преданы забвению". Валькарсель по этому поводу писал: "От официального культа инков ничего не осталось. С разрушением Храма Солнца само Солнце было свергнуто с того престола, обретя который оно стало главным среди других богов, преследовавшихся и уничтожавшихся представителями жреческого сословия. Религиозные догмы, проповедовавшиеся

священнослужителями этого народа, забывались. Но остались те верования, которые люди впитывали с молоком матери у родного очага и втайне передавали их после конкисты из поколения в поколение".

В соответствии с официальной религией инков верховным творцом была создана Вселенная пача. При этом он использовал три основополагающих элемента воду, землю и огонь. Существуют три всеобщих уровня Вселенной: верхний Ханан пача, под которым в среднем Кай паче живут люди, животные и растения, и нижний - Уку пача, где находятся умершие и те, кто должен родиться. Кай пача и Уку пача наш мир и преисподняя сообщаются через пакарины пещеры, родники, шахты, кратеры и озера.

Что касается связи между средним миром и Ханам пачей небом, если проще говорить, то эта связь устанавливается при посредстве Инки, который в данном случае выступает в ипостаси Инти чурина сына Солнца.

В Уку паче некогда возникли две большие змеи Яку Мама и Сача Мама. Когда первая из них выползла на землю, она превратилась в большую реку. Когда же она поднимается в высший мир, то превращается в радугу Коичи, оплодотворяющее божество, которое дает жизнь растениям, цветам и животным. Вторая змея передвигается в стоячем положении и, когда она поднимается в небо, превращается в молнию Ильяпу, божество дождя, бури, грома и молнии.

В Уку паче хранятся семена, из которых должны возникнуть новые растения, а мертвые возвращаются туда, чтобы потом вновь возродиться в человеческих существах. Поэтому нижний мир населен и теми и другими. Вместе их называют мальки или альмасиго, что на языке кечуа означает "мумия".

В Ханан паче обитают Солнце - Инти и его жена-сестра Луна - Килья, а также созвездия. Некоторые из них были известны в инкской космографии и объединялись по принципу сходства с очертаниями животных, от которых они произошли, как, например, упоминавшееся созвездие Чоке-чинчай, по форме напоминающее ягуара.

Божествам более скромным не небесным, не вещественным и не подземным как своим покровителям поклонялись простые люди в повседневной жизни. Им делались подношения и жертвоприношения примерно так же, как чакам и Иш Табай у майя. Это были невидимые бесплотные духи, которых можно было лишь чувствовать. Обитали они в горах и на холмах, в пещерах, источниках и других местах, а также в тех вещах, которые люди носили на себе, таких, например, как амулеты.

Иногда это были покровители дома уискамайоки - или земельного надела-тупу - чаркакамайоки Когда люди умирали, их души отделялись от тел и продолжали жить еще год, в течение которого им поклонялись близкие умершего, выражая свою скорбь. Духи-покровители были самыми разными в зависимости от того, кому они покровительствовали отдельным людям, семьям или общинам. Последние обитали в уаках, среди которых также существовала своя иерархия. Самой главной уакой было Солнце, с которого спустился Инка.

Над всеми тремя уровнями Вселенной над Солнцем, Луной и звездами возвышался Виракоча творец всего сущего, о котором упоминается в испанских хрониках. Его полное имя Апу Кон Тити Вира Кона, что в переводе означает "верховный господин огня, земли и воды". Культ этого верховного божества был введен Пачакутеком после того, как он одержал победу над чанками. Валькарсель отмечал, что это божество появилось в религиозной системе инков сравнительно поздно, когда у них уже начала складываться общая картина мира. Тогда в главном святилище храма Куско Инти Уаси на самом видном месте уже находились образы Солнца и Луны, а ниже, на некоем подобии небесной карты, которая отражала структуру религиозных верований инков, располагались другие небесные светила. И вот, на этой небесной карте с образами инкских божеств появился новый символ, соответствовавший богу Виракоче. Он был помещен на самом высоком месте и представлял собой эллипсоидную фигуру из золота.

Если следовать мифу, Виракоча появился из великой пакарины - озера Титикака. Он создал из камня человека, а также Солнце, Луну и звезды. Потом с помощью некоего действа он разделился на три части для продолжения своей созидательной работы еще и в двух других своих ипостасях Токапу Виракочи и Имайманы Виракочи. Этот творец разрушил все созданное им ранее, уничтожив первое порочное человечество огненным дождем, и создал род людской заново. Он основал Куско и заложил основы инкской цивилизации. После этого он пересек все Тауантинсуйю, вплоть до Эквадора, и исчез на западе, в водах Тихого океана.

Поклонение высшим существам или духам-покровителям, как правило, происходило на природе, в естественных открытых местах, таких, как уже описанные пакарины и уаки. Предпочтение при этом отдавалось некоторым скалам и озерам. Это относилось к народным верованиям, требовавшим повседневного выражения. Официальный культ был делом совсем иного рода: его отправляли в специально для этой цели возведенных храмах и святилищах, где главная роль отводилась жрецам. Прежде всего это были центры паломничества, такие, как пышное святилище Пачакамака, существовавшее еще в доинкские времена, но и при инках не утратившее своего значения. То же самое можно сказать о храме Пакатнаму в Ламбайеке.

По всему побережью от Пиуры на севере до Чинчи, где находится знаменитая уака Сентинела, на юге разбросаны многочисленные храмы и пирамиды. Некоторые из них и в наши дни можно встретить в долине Лимы. В горных районах также были расположены крупные святилища, нередко достигающие огромных размеров. К ним относятся, например, полупогребенные развалины Уари и Тиауанако, пользующиеся заслуженной известностью. Они также существовали с доинкских времен, но сохранили свое значение и в период существования Тауантинсуйю.

Таким образом, храмов на территории империи было немало. Но самым большим среди них был храм в Куско, в квартале Кориканча. Назывался он Инти Уаси и был посвящен Солнцу. Лумбрерас так описал его: "Храм состоял из шести святилищ, каждое из которых было посвящено одному из небесных божеств. Поэтому он и включал в себя шесть частей, в которых ныне расположены христианская церковь и монастырь ордена доминиканцев.