Смекни!
smekni.com

Империя инков от туманных мифов к исторической традиции кипукамайоков (стр. 7 из 9)

целое, как русло реки с ее водами или ствол дерева с листвой и ветвями. Заостренные зубцы, венчающие остроконечный комплекс Интиуатаны главной крепостной башни, кажутся частью самой горы, сливаясь в перспективе с конической вершиной Уайна-Пикчу, которая служит им основанием. Каменные террасы или гряды спрофилированы в строгом соответствии с изгибами крутых, почти отвесных скал, а тысячелетние камни возведенных индейцами стен оставляют такое чувство, будто они органическая часть самих этих гор.

Естественный ландшафт и архитектура Мачу-Пикчу неотделимы друг от друга, составляя единое целое.

Могучее в своей первозданности величие остроконечных горных пиков, возвышающихся как гигантские башни или пагоды, придает эстетическому началу идеи возведения этой крепости исключительную ценность".

Даже при самом пылком воображении чрезвычайно трудно представить себе, как инкам удавалось перетаскивать огромные каменные глыбы от каменоломен до строительных площадок без применения соответствующих приспособлений и средств передвижения, без колесных повозок, используя лишь мускульную силу человека. За пределами нашего понимания остается не только то, как инки их передвигали, но и как они получали блоки необходимого размера, как они их обрабатывали, чтобы подогнать один к другому, как шлифовали их и соединяли вместе для возведения этих колоссальных стен.

Существует легенда, приписывающая возведение инкских крепостей некой цивилизации гигантов, заселявших эти земли до появления современного человечества. Вопреки здравому смыслу в нее хочется поверить, потому что подгонка этих блоков происходила без применения каких бы то ни было специальных цементирующих растворов. Тем не менее они существуют и в наши дни, нисколько не считаясь с течением веков, а может быть, и тысячелетий. Эти блоки столь тщательно отполированы, что походят скорее на истоптанные тысячами ног ступени древней каменной лестницы, чем на специально обработанные камни.

Интересные сведения об этом памятнике инкского зодчества приводит Бодин: "Дома на Мачу-Пикчу возводились на скалах пузом простого наложения друг на друга ничем не скрепленных каменных блоков, даже если наклон скалы составлял 40'. Нередко с наружной стороны камни эти были слегка выпуклыми, а там, где они соприкасались друг с другом, плоскими, напоминая некоторые флорентийские дворцы. Сходящиеся под углом элементы отдельных крепостных строений надежно закреплены самим замыслом их создателей, поскольку несущие линии конструкций обеспечивают прочность всему сооружению. Не случайно Фергюсон испытывал такое восхищение перед руинами Мачу-Пикчу, считая, что они обладают совершенством, которого не смогли достичь ни греки, ни римляне, ни европейские зодчие средневековья".

Стены храмов, дворцов и крепостей успешно противостояли двойному натиску времени и разрушительных сил природы. Однако многие памятники этой восхитительной архитектуры не смогли устоять перед систематическим разрушением, которое на протяжении последних пяти столетий причиняли им люди. "В Куско, писал Валькарсель, испанцы при возведении церквей разрушали дворцы и храмы инков. Вместе с тем на побережье Перу многие крупные постройки из материалов, не столь долговечных, как камень, таких, например, как необожженный кирпич, смогли простоять в течение многих веков за счет благоприятных климатических условий. Они могли бы простоять и дольше, тем более что для испанцев кирпич не представлял ценности, так как они его делали сами. И тем не менее большинство этих строений мы сами разрушили на протяжении последних десятилетий, чтобы расчистить земли. Только в районе Лимы исчезло по меньшей мере 120 или 150 уак. То же самое происходит в других прибрежных областях".

СТРОИТЕЛИ МОСТОВ, ДОРОГ И ОРОСИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Инки многое заимствовали из богатого культурного наследия своих предшественников в области архитектуры, агрономии, сооружения оросительных систем, ремесленной техники, астрономии, искусств, медицины. Однако в некоторых отношениях они значительно превзошли своих учителей. Наглядным доказательством этого являются дошедшие до нас сооружения этого народа. Несмотря на прошедшие века и систематическое разрушение памятников инженерной мысли инков, начатое испанцами и продолженное другими варварами, безмолвные руины более чем красноречиво свидетельствуют о высокой ступени цивилизации, достигнутой инками. Это подтверждали как первые хронисты, так и последние памятники инкского величия. Главное место среди них занимают археологические свидетельства.

Всемирной известностью пользуются "дороги Инки" два главных пути, пересекавшие Тауантинсуйю с севера на юг, один из которых проходил по побережью, другой в горах. Оба соединялись между собой и с важными городскими центрами через дополнительные магистрали.

Сегодня можно было бы сказать, что эти пути связывали север Эквадора с севером Аргентины, доходя до северной части Чили и пересекая Боливию через высокогорные районы, где расположено озеро Титикака.

Представим себе инкских воинов, вышагивавших по этим дорогам в направлении земель, которые предстоялозавоевать, пышные путешествия Инки, объезжавшего свои владения, караваны вьючных лам, перевозивших разные грузы из одной области страны в другую, или гонцов часки, которые неслись на встречу со своими адресатами, поддерживая непрерывную связь Куско с территориями всей империи. Через каждые 25 километров у обочины такой дороги возвышался постоялый двор или гостиница, где могли найти пристанище усталые путники. Там же хранились запасы питания. В других местах располагались специальные постройки, в которых во время своих путешествий по стране останавливался сам Инка.

Смелыми инженерными сооружениями, также заслужившими восхищение тех, кто их видел, были висячие мосты через пропасти, которыми местные жители пользовались еще в прошлом веке. Гарсиласо де ла Вега дал детальное описание возведения инками этих огромных конструкций. Из трех необычайно толстых канатов они сплетали трос криснеху, превосходивший своей толщиной человеческое тело. Потом они перетягивали концы этих грандиозных канатов на другой берег реки и там намертво укрепляли их с обеих сторон на двух высоких опорах, высеченных в мощных скалах. Если же подходящих утесов поблизости не оказывалось, их возводили из обтесанных каменных глыб, прочностью своей не уступавших скалам.

"Сооружение действительно чудесное, писал Гарсиласо о мосте над Апуримаком, оно кажется невероятным, если бы его нельзя было увидеть и сегодня, ибо всеобщая нужда в нем защитила и сохранила мост, хотя он мог бы быть разрушен временем, как случилось с другими, столь же крупными и [даже] большими [мостами], которые увидели испанцы на той земле".

Путешественник и географ Дж. Сквайр более столетия назад побывал в этих местах и зарисовал именно этот мост через Апуримак. Рисунок его на удивление точно совпадает с описанием Гарсиласо. В середине позапрошлого века все еще продолжали существовать висячие мосты инков!

Весьма интересные замечании о дорогах Тауантинсуйю сделал Бодин, сравнивая их с состоянием транспортных артерий Испании в тот период, когда конкистадоры открыли великие пути перуанцев. "Таких прекрасных дорог, писал Ф. Писарро, нет ни в одной стране христианского мира". Пожалуй, самым печальным признанием превосходства инков в этом отношении является свидетельство Сиесы де Леона: "Я считаю, что если бы император Испании захотел построить королевскую дорогу, подобную той, которая ведет от Кито к Куско или от Куско в направлении Чили, то, несмотря на все свое могущество, он не смог бы этого сделать".

Действительно, в ту эпоху проезжей дорогой, связывавшей Мадрид с Ируном, большую часть года нельзя было пользоваться. Лишь в конце XVIII в. на Пиренейском полуострове можно было встретить дороги, которые на деле заслуживали этого названия.

Столь же удивительными, как дороги и мосты инков, были их оросительные системы каналы, водохранилища и другие сооружения, проводившие воду на пустынные и засушливые земли, особенно на побережье. Эти системы не раз приводили в замешательство специалистов, которые по достоинству могли оценить их технические возможности и поистине невероятные усилия, необходимые для их сооружения. Это, в частности, относится к каналам самого Куско, Марки Уамачуко, а в еще большей степени к крепости Саксайуаман, где находилось водохранилище, располагавшееся вокруг вершины холма. Оно упоминалось еще Гарсиласо в его "Комментариях" и было открыто в 1934 г. Валькарселем.

Известный перуанский ученый Валькарсель задал отнюдь не риторический вопрос о том, как поступала вода в этот резервуар, расположенный на такой высоте, и по каналам растекалась во все помещения крепости. Это можно объяснить лишь тем, что за шесть или восемькилометров от крепости находился холм Чакан, где существовало другое водохранилище, из которого по подземному каналу вода поступала в Саксайуаман.

Подобных примеров можно привести множество: крытые и подземные водопроводы, каналы, проходившие под руслами рек, отвод подземных вод, вытекавших из толщи горных пород и сбегавших к океану, открытые каналы протяженностью 750 км, проложенные на крутых горных склонах, вода которых орошала тысячи гектаров пашни, а также многие другие сооружения. Нельзя не согласиться с Валькарселем, который с большой горечью писал, что, к сожалению, "вся зта грандиозная система то ли по недомыслию, то ли из-за запустения была разрушена в эпоху колониального владычества, и вода больше уже не текла по каналам, длина которых достигала сотен километров.