Это привело к запустению огромных территорий, возделывавшихся еще в доколумбовы времена".
Тот факт, что инки усовершенствовали систему "вертикальных полей", создавая поливные террасы не только для расширения обрабатываемых площадей, но и для защиты земель от опасности эрозии, представляется поистине удивительным. Ведь работы такого рода предполагали использование сложной строительной техники и высокий уровень научных знаний. И тем не менее такие террасы возводились на всей территории империи. От Валькарселя мы знаем, что их насчитывались многие тысячи в горах, долинах и ущельях, обращенных к побережью. Он же писал о том, что американские инженеры и агрономы изучали инкскую систему земледелия и не без успеха применяли ее в различных штатах США.
Инкские агрономы знали и о том, как избегать истощения плодородия почвы, оставляя земли под паром или используя удобрения, На побережье применялось гуано с островов Чинча или компост, доставлявшийся с островов Лобос, а в горных районах навоз лам, а также "зеленый компост".
Большой опыт, накопленный предками, позволял агрономам Тауантинсуйю приспосабливать различные сельскохозяйственные культуры к определенным климатическим условиям и добиваться там акклиматизации таких растений, как маис и картофель. Эти растения, выращивавшиеся еще отдаленными предками индейцев, составляют часть бесценного наследия, которое получили инки, жители Месоамерики и другие народы континента. А после XVI в. это наследие стало достоянием всего мира.
ПРОБЛЕМА ИНКСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ: КИПУ
Успехи в агрономии, как и другие достижения в области сельского хозяйства, были бы невозможны без познаний в астрономии. Поэтому у инков были обсерватории, где можно было определять дни солнцестояния и равноденствия, а также наблюдать такие созвездия, как Чоке-Чинчай, или "семь ярких звезд" созвездия Плеяды. Вспомним жителей Чавина н Наски, превосходивших знания инков в этой области.
За движением Солнца следили на Интиуатанах, из которых наиболее известна та, что находится на вершине крепости Мачу-Пикчу. А. Нуньес Хименес так описывал её: "В самой возвышенной точке Мачу-Пикчу расположен искусственный холм из стоящих одна на другой плит, похожий на пирамиду. Он увенчан огромным гранитным блоком, высеченным из монолитной глыбы, который завершается четьгрехугольной призмой высотой 0, 36 м. Это Интиуатана, или "солнечный причал", солнечные часы, по которым жрецы-астрономы производили свои календарные подсчеты".
Солнечный год у инков делился на 12 месяцев по 30 дней каждый и один добавочный месяц из пяти дней, как месяц Вайеб у майя. Разница состояла лишь в том, что у майя этот пятидневный месяц был периодом скорби, а у инков временем празднеств.
Были в Тауантинсуйю свои географы и картографы топография империи была изучена хорошо. Как мы уже знаем, они создавали рельефные карты, когда, например, собирались предпринять завоевание новых территорий.
Основой всей инкской науки была самобытная математическая система. Пачакутеку приписывается следующее изречение: "Тот, кто, не умея считать узлы, мнит, что может сосчитать заезды, достоин осмеяния". Говоря так, просвещенный Инка имел в виду кипу систему разноцветных шнурков с узелками. С ними умели обращаться специально подготовленные для этого специалисты, называвшиеся кипукамайоки. Благодаря этой системе они умели вычислять количество и считать в десятеричной системе. Кипу не только служили основой статистики, но были также своего рода способом сохранения в памяти важных событий.
Речь идет прежде всего о кипукамайоках, которые могли восстанавливать по кипу большую часть истории страны до конкисты. Благодаря этому, например, стало возможным создание хроники столь большой значимости, как "Комментарии" Гарсиласо. Есть основания считать, что кипу до сих пор хранят и другие тайны. Все более правдоподобной представляется гипотеза, в соответствии с которой у инков существовала система измерений, подобная нашей метрической десятеричной системе. Видимо, инки, как того хотел Пачакутек, очень хорошо знали числа, которые помимо математической ценности обладали у инкских предсказателей еще и магическим значением.
Традиция донесла до нас сведения о том, что предки инков писали на камнях и на листьях деревьев, но позднее использование письма преследовалось и сурово каралось. Один амаута был даже сожжен за то, что изобрел некоторые письменные обозначения. Однако это слишком напоминает методы инквизиции, чтобы допустить такое у представителей древних андских цивилизаций там не наказывали мудрость сожжением на кострах. Если бы Джордано Бруно или Галилей были инками, им не грозила бы опасность.
Вопрос о письменности инков в принципе является спорным. Как правило, специалисты отрицают ее существование. Тем не менее не исключено, что в настоящее время мы находимся в преддверии исправления ошибки: инки имели письменность. Этот тезис был выдвинут В. де ла Хара на первом съезде специалистов по андской антропологии, который проходил в Лиме в январе 1972 г. в Музее археологии Университета Сан-Маркос.
Перуанская исследовательница выступила там с докладом о результатах ее десятилетней работы с надписями на 220 керо "открытой двери в мир инкской письменности". Она доказывала, что надписи или рисунки на керо являются не чем иным, как изображениями отдельных фрагментов инкской истории, запечатленной на досках Пукин-Канча, о которых упоминалось в начале этого раздела, когда речь шла о Пачакутеке. В. де ла Хара непреложно верит в их существование. Она попыталась интерпретировать знаки, соответствующие словам: Куско, пача, сапан-инка, Инти, Камак Капак и Виракоча. Однако ее изыскания идут еще дальше. Связав знак с цифрой, перуанская исследовательница выдвинула предположение, что кипу, точнее говоря, различные цвета кипу помимо цифр выражали также грамматические категории. В докладе на первом съезде по андской антропологии она отмечала: "Кипукамайоки могли заниматься именно тем, о чем повествуют хронисты, не разъясняя сути явления, которое состояло в сравнении кипу со знаками или "рисунками"... Если инки сумели достичь этого в развитии своей системы, замечательной уже хотя бы тем, что в ней использовались цвета для грамматических обозначений и фиксирования опрееленных образов, тогда их письменность предстает перед историей как одна из самых замечательных из всех знаковых систем первоначальной письменности".
ОБРАЗОВАНИЕИ ИСКУССТВО ИНКОВ. ОЛЬЯНТАЙ
Выше уже шла речь о том, что функции руководства государством, армией и религиозным культом сосредоточивались у представителей аристократии. Для их успешного выполнения они получали специальное образование. Поэтому нельзя не остановиться подробнее на этой и других системах образования у инков. В основном они были представлены учебными заведениями, которые назывались Иачай уаси и Акльа уаси.
Первый тип школ предназначался для аристократии, которая получала там образование. Это был тот тигель, в котором выплавлялись будущие политические и военные руководители, а также верхушка жречества. Такая школа, естественно, была расположена в Куско, неподалеку от дворца Инки Роки, который считался ее основателем. Питомцы школы получали высшее образование, состоявшее, в частности, в овладении руна сими всеобщим языком; в изучении деяний инков в прошлом, которые передавались изустно для того, чтобы впоследствии те, кто изучал их, могли передать эти сведения последующим поколениям; военного искусства и искусства управления; высокой техники строительства удивительных сооружений, о которых говорилось выше; тайной науки теогонии и связанного с ней искусства "писать"и "читать" кипу. Если у инков действительно существовала система письменности, как считает В. де ла Хара, можно предположить, что этому искусству также обучали в Иачай уаси. К преподавателям этой школы относились уважаемые представители аристократии, вплоть до советников Инки. Их называли амаутами.
В Акльа уаси учились избранницы Солнца. Как монахини, оторванные от мира, они посвящали себя служению культу, готовились к службе Инке или Койе или к вступлению в брак с представителями имперской знати.
Последнее считалось высшей привилегией, какой они могли удостоиться. В казкдом случае образование, получаемое этими девушками, которых отбирали туда прежде всего за их красоту, соответствовало той цели, к которой их готовили. Настоятельницей каждой Акльа уаси была Мама Куна, или "высшая мать". Такие школы существовали в "столицах" провинций по всей империи, однако наиболее значительной среди них была та, которая располагалась в Куско. Она имела все необходимое, чтобы обеспечить потребности и удобства полутора тысяч обучавшихся там "монахинь" и их наставниц. Чтобы стать акльей, не обязательно было происходить из среды знати достаточно было быть красивой.
Тот факт, что организация инкского общества преследовала исключительно практические цели, направленные прежде всего на удовлетворение материальных потребностей в рамках четко разграниченной социальной структуры, отнюдь не означал отсутствия у них высоких проявлений духовного начала. Поэзия, музыка и танцы были обязательной составной частью воспитания мужчин и лсенщин Тауантинсуйю. Не исключено, что в Иачай уаси и Акльа уаси молодежь обучали этим искусствам в той мере, которая соответствовала назначению этих учебных заведений.
Творчество инкских поэтов на страницах хроник получило столь же явственное отражение, как и красноречивые свидетельства деятельности их архитекторов и строителей, воплотившейся в оросительных системах и крепостях-пукарах, руинах зданий, дорогах и каналах.