Смекни!
smekni.com

Характеристика Северо Дальневосточного района (стр. 10 из 13)

5. КУТХИНЫ БАТЫ

В Озерковском районе под охраной находится необычное по красоте и размерам обнажение пемз (ГПП комплексного типа федерального ранга). В бассейне р. Озерной

временными потоками и ветровой эрозией сформированы пемзовые скалы, своими очертаниями идеально похожие на древние лодки эвенов, ламутов, коряков - баты, стоящие вертикально. Высота их достигает 110 м. Толща пемз имеет кислый, липаритовый и липарито-дацитовый состав. Они образовались в результате излияния шести пемзовых потоков большой мощности - от 15 до 30 м. Кутхины баты издавна были окружены суеверным почитанием местных жителей, своего рода табу. В мифологии камчадалов есть легенды об этих своеобразных произведениях природы. ГПП характеризуется чертами петрографического и геоморфологического типа.

3. Историко-культурные туристские ресурсы.

3.1.Археологические ресурсы.

АМГА Село в Якутии, центр Амгинского района, в 200 км к ЮВ от Якутска. Расположено на р. Амга, притоке Алдана. Нас. 7 тыс. Основано в 1652 г. под название Амгинская слобода ссыльными крестьянами из Якутского острога. Здесь отбывал ссылку писатель В.Г.Короленко. Музей истории гражданской войны в Якутии. Около с.Оннес - стоянка древнего человека железного века, в устье р.Оннею, притоке Амги - наскальные рисунки. В местности Бадымты - 8-гранная юрта с бойницами.

ОЛЁКМИНСК Город в Якутии в 651 км к юго-западу от Якутска. Расположен на юге Приленского плато. Пристань на левом берегу Лены. Население 11 тыс. чел. Основан в 1635 г. отрядом енисейских казаков под началом П. Бекетова как небольшой острог против устья реки Олёкма, затем перенесен на 12 км выше по течению Лены на незатопляемое место. Острог был сборным пунктом отрядов казаков, двигавшихся на р. Амур.В 30-50 км от Города вдоль берега реки Олёкма - древние наскальные писанины. Музей. Спасский собор 1860 г., часовня Александра Невского 1981 г.

ПЕВЕК Город в Чукотском автономном округе, центр Чаунского района. Расположен на берегу Чаунской губы Восточно-Сибирского моря. Морской порт Северного морского пути. Население 7 тыс. чел. Основан в 1933 г.По берегам реки Печтымель сохранились наскальные рисунки древних людей.

3.2. Этнические особенности

3.3. Объекты религиозного паломничества

Якуты проживают главным образом в бассейне среднего течения Лены и сосед­них рек. Этот — тюркоязычный народ, переселившийся сюда с юго-запа­да, из прибайкальских районов, задолго до прихода русских и частично смешав­шийся с местным, преимущественно эвен­кийским населением. После вхождения в состав России область расселения якутов продолжала расширяться главным об­разом за счет территории соседних этни­ческих групп — эвенков, эвенов и юкаги­ров. Из смешения якутов с эвенками и частично с русскими и самодийцами в низовьях Хатанги и Хеты возникла на­родность долганы, считающиеся иногда этнографической группой якутов. По внешнему виду якуты — монголоиды, занимающие в антропологическом отно­шении промежуточное положение меж­ду бурятами и народностями Севера.

Основное традиционное занятие яку­тов — коневодство и разведение круп­ного рогатого скота со стойловым содержанием -зимой и летним выпасом; север­ные группы якутов переняли от местных жителей оленеводство. Существенное ме­сто в хозяйстве, особенно у северных групп якутов, занимали рыболовство и охота. Еще до прихода русских (XVII в.) якуты знали добычу и обработку железа, а также гончарное дело. С XVII в. у юж­ных групп якутов стало постепенно распространяться земледелие; роль по­леводства и овощеводства особенно по­высилась за годы Советской власти, однако большинство якутов сохранили скотоводческий уклон хозяйства.

Якуты, как и западные буряты, жили небольшими, удаленными друг от друга поселками. Распространенным жилищем был балаган — квадратная в плане постройка с двумя наклонными стенами из стоячих бревен и пологой двускатной крышей, засыпанной землей; нередко жи­лая постройка объединялась с хлевом для скота (хотон). Более легким жилищемслужила многоугольная юрта, сходная с бурятской, из тонких жердей, иногда с берестяным покрытием и с земляным полом. Справа от входа располагался открытый очаг — камелек, по стенам были расположены нары. В XIX в. зажи­точные якуты стали строить русские избы.

Верхней одеждой мужчин и женщин служила короткая шуба, под которую надевались кожаные штаны; постепенно стали распространяться заимствованные у русских матерчатые рубахи и штаны.

Основу традиционной якутской кухни составляли молочные и мясные блюда.Практиковалась заготовка впрок кваше­ного замороженного молока (тар). Одно из любимых блюд — жидкое растоплен­ное масло. Якуты знали изготовление кумыса, употреблявшегося и при различ­ных обрядах. Были распространены рыб­ные блюда, в том числе строганина из мороженой рыбы.

Якуты делились на множество родоплеменных групп, во главе которых сто­яли богатые скотоводы — тойоны, эксплуатировавшие бедняков. В XVII в. у якутов появляются феодальные отно­шения, а с середины XIX в. среди них ста­ла формироваться торговая буржуазия. В XVIII в. якуты приняли православие, сохранив, однако, многие прежние ани­мистические верования и шаманизм. Важ­ное место в их духовной культуре зани­мали героические сказания. Существен­ное развитие получило (с XIX в.) изобра­зительное искусство (резьба по кости и дереву).

За годы Советской власти, и особенно после создания Якутской автономии, хо­зяйство, культура и быт якутов сущест­венно изменились. Значительное раз­витие, в частности, получило, как уже отмечалось, земледелие. Ушло в прош­лое жилище, соединенное с хлевом. По­лучили распространение крупные по­селения с домами современного типа. Часть якутов переселилась в города и рабочие поселки и работает в мест­ной промышленности.

Прежняя традиционная одежда из оле­ньих шкур сохранилась только в качестве промысловой и дорожной, но меховаяобувь широко распространена и до сих пор. Пищевой рацион существенно изме­нился главным образом за счет большего употребления хлебно-крупяных изделий и овощных блюд.

Якуты ежегодно отмечают «ысыах» — праздник весны, сопровождаемый конными состязаниями, массовыми танцами и играми.

В бассейне среднего течения Енисея и к востоку от него, на обширных простран­ствах сибирской тайги, жили эвенки (тунгусы), а в зоне дальневосточной тай­ги — близкие к ним эвены (ламуты), тра­диционное хозяйство которых издавна основывалось на охоте с использованием в качестве транспортного средства вьюч­ных и верховых оленей. Охота на копыт­ных животных (главным образом на лося и оленя) и на птицу давала им пищу, а на пушных зверей — товары для обмена или торговли. Эвенки и эвены подразделяются на ряд диалектных и этнографиче­ских групп. Летом эвенки и эвены обычно перекочевывали к рекам и занимались рыболовством, причем часть рыбы заго­тавливалась впрок. Зимой эвенки и эвены уходили в глубь тайги — в районы своих охотничьих угодий, где они промышляли, разбившись на мелкие группы.

Кочевому быту эвенков и эвенов соот­ветствовало их основное жилище — ко­нический чум, крытый выделанными оле­ньими шкурами (без шерсти) или бере­стой; лишь отдельные южные группы эвенков в конце XIX в. стали переходить к полуоседлости и оседлости и жить визбах русского типа. В местах промы­слов эвенки устраивали свайные амбары и лабазы на столбах и деревьях. Зимой для передвижения пользовались ориги­нальными широкими лыжами, а также санями-волокушами. Традиционная оде­жда представляла собой своего рода каф­тан из оленьего меха с не сходящимися спереди полами; промежуток между ними занимал нагрудник, у женщин — более короткий и широкий, с богатой вышив­кой. Под кафтан надевали кожаные или меховые штаны, на голову — чепчикообразную меховую шапку (южные женщи­ны-эвенки, подобно кетам, носили плат­ки), на ноги — ноговицы или унты.

До XVII в. у эвенков и эвенов сохра­нялся патриархально-родовой строй с пережитками архаических обществен­ных отношений. Однако многие группы их уже в то время стали втягиваться в тор­говые связи с якутами и бурятами. После прихода русских купцов и скупщиков торговля расширилась, что при­вело к разложению родоплеменного строя. Формально эвенки и эвены были крещены, но господствующей формой религии оставался шаманизм, развитый больше, чем у других народов Сибири. Существовал и промысловый культ, связанный с верой в духов — хозяев природы и покровителей промыслов. В тунгусском фольклоре преобладали сказания о богатырях. Изобразительное искусство было представлено главным образом резными фигурками из бересты, геометрическим орнаментом из бисера на одежде.