Смекни!
smekni.com

Характеристика Северо Дальневосточного района (стр. 11 из 13)

В верховьях Колымы и ее западных притоков в окружении эвенков и якутов живут юкагиры (одулы) — небольшая народность, представляющая собой оста­ток древнего населения этой области. По разговорному языку и некоторым особен­ностям быта они делятся на две этногра­фические группы — верхнеколымских и тундровых юкагиров, слабо общающихся друг с другом. По традиционной мате­риальной культуре, связанной с их основ­ными занятиями — охотой и рыболов­ством, юкагиры почти не отличались от эвенков. В их общественном строе и духовной культуре сильнее сохранялись архаичные черты, в частности пережитки матриархата и родовой шаманизм. Инте­ресно, что у юкагиров существовала пик­тографическая письменность, применяв­шаяся для передачи сведений товарищам по охоте, посланий девушкам и т. п.

К северо-востоку от эвенков и эвенов, на Чукотском полуострове и Камчатке, живут чукчи, коряки и ительмены, языки которых в отличие от юкагирского и нивхского обнаруживают некоторую близость. Кроме того, на крайней оконеч­ности Чукотки обосновались эскимосы, а на Командорских островах — алеуты. Их языки входят, как уже отмечалось, в осо­бую эскимосско-алеутскую семью.

Основную роль в хозяйстве ительменов (камчадалов), как и у народов, живших по Амуру, в прошлом играло рыболовство. Ловили главным образом рыбу лососе­вых пород, которая шла на икрометание в реки. Рыба заготавливалась впрок — ее вялили (такая рыба называлась юкола) или квасили в ямах. Подсобную роль в хозяйстве играл сбор съедобных расте­ний и отчасти охота. Эскимосы и алеуты являются типичными охотниками на мор­ского зверя (тюленей, моржей, неболь­ших китов). Этот же вид хозяйства пре­обладал у береговых чукчей и береговых коряков. Вместе с тем существовали «оленные» чукчи и «оленные» коряки, которые, подобно ненцам, занимались оленеводством мясного типа и кочевали по тундре. Главным транспортным сред­ством у всех оседлых групп этих на­родов были упряжки собак.

Основное жилище оседлых групп на­родов раньше составляли крупные юрты, а также землянки, в которые спускались через центральный лаз, служивший в зим­нее время и дымоходом для очага. Тради­ционное жилище кочевых чукчей и коря­ков — яранга — своим внешним видом (нижняя часть цилиндрическая, крыша коническая) несколько напоминало юрты бурят. Внешнюю часть ее образовывали шесты, крытые оленьими шкурами, а вну­три располагался полог — квадратное помещение также из оленьих шкур, ота­пливаемое жировой лампой. Постепенно яранга стала основным жилищем части береговых чукчей и коряков.

Для всех перечисленных народов была характерна глухая (надеваемая через го­лову) одежда до колен, мехом внутрь; зимой на нее надевалась одежда с капю­шоном мехом наружу; из меха или выде­ланной кожи шились штаны и сапоги. Своеобразным элементом материальной культуры охотников на морского зверя были сделанные из натянутой на каркас кожи одноместные лодки — каяки и мно­гоместные лодки — умиаки, а также особые гарпуны.

К XVII в. народы Северо-Восточной Азии находились в завершающей стадии разложения родоплеменного строя. Ос­новной социальной единицей у кочевых групп было стойбище, обычно объеди­нявшее несколько родственных семей, у оседлых — поселок.

У некоторых народов, в частности ительменов и чукчей, прослеживались пережитки матриархата. Вместе с тем у этих народов, особенно у чукчей, сложи­лись торгово-обменные отношения меж­ду кочевыми и оседлыми группами, а также с соседними народами и приезжав­шими купцами. Ительмены, формально обращенные в христианство, и особенно коряки и чукчи, среди которых миссио­нерская деятельность русских не имела больших успехов, сохраняли верования в злых и добрых духов — покровителей природы. В мифологии чукчей и коряков центральное место занимали сказания о Большом Вороне, бывшем якобы творцом всего существующего. Шаманизм на­ходился в начальной стадии развития.

В ХХ в. в жизни большинства народностей Севера произошли коренные изменения. Учитывая социально-эконо­мическую и культурную отсталость на­родностей Севера, а также угрозу выми­рания некоторых из них, пра­вительство страны уделяло особое внимание социально-экономическому и культурному развитию народностей северных окраин (эти народ­ности освобождались от уплаты налогов, были организованы регулярное снаб­жение районов Крайнего Севера хле­бом, медицинская помощь и др.). Постепенно бывшие кочевники-оленеводы пере­ходили на полуоседлый и оседлый об­раз жизни, при котором выпас оленей осуществлялся отдельными бригадами, а часть мужчин вместе с женщинами и детьми оставались в поселках, состоящих из изб русского типа или привезенных стандартных домов.

В укрупненных поселках строились школы, больницы и клубы. Приме­нение в качестве транспортных средств вездеходов, аэросаней и самолетов облег­чило связь этих народов между собой и с бригадами оленеводов. В северных поселках появилось электричество. Пере­ход основной массы населения на осед­лость способствовал развитию местного ремесленного производства (например, резьбы по моржовой кости, изготовле­ния меховых изделий и т. п.). Подня­лась товарность промыслового хозяйст­ва, прежде всего пушных промыслов; в южных районах (например, у нанайцев) появилось земледелие, животноводство. Для большинства народностей была со­здана письменность. Развиваются и традицион­ные народные формы искусства — хоро­водные танцы, песенные хоры и т. п. Большинство коренных жителей Севера широко пользуются русским языком.

Традиционная зимняя одежда и обувь из меха, приспособленные к суровому климату Севера, сохранились повсемест­но, хотя покрой одежды несколько упрос­тился, а сама она (особенно в поселках) стала дополняться нижней одеждой или бельем. Летняя традиционная одежда сохранилась в основном среди оленеводов, охотников и рыболовов, но в нее вошли элементы покупной одежды и обуви, на­пример плащи, резиновые сапоги и т.п.

Очень изменилась пища, которая повсе­местно стала более разнообразной за счет включения хлеба и мучных изделий, а также консервированных продуктов, в том числе овощных.

4. Регион как туристская территория

Г. Якутск

Территория интересна и в отношении объектов живой природы - современной и вымершей (здесь места гнездовий редких птиц: розовая чайка, стрех, лебедь, а также значительные скопления останков мамонтов).

Верхоянск как самый холодный город Земли, ведь средняя температура января здесь -500, а абсолютный минимум темпераиур составил-710. Поэтому здесь был установлен обелиск «Полюс холода». Однако, на территории Якутии есть еще один подобный обелиск. Он находится в бассейне реки Индигирка в селе Томтор (район поселка Усть-Нера - 865 км воздушным путем к северо-востоку от Якутска). Здесь была зарегистрирован абсолютный минимут температуры для Северного полушария - 72,20. Туристы, находясь в этом районе, также могут почтить память людей, погибших в лагерях НКВД (в 40-50-ые гг. ХХ в. здесь действовало более десяти подобных лагерей).

Рельеф Якутии разнообразен, часто со значительными перепадами высот. Однако, горнолыжных центров здесь немного. В качестве примера одной из наиболее известных приведем горнолыжную базу "Кант" Усть-Нерского горнолыжный комплекса, в 8 км от поселка Усть-Нера на высоте до 2000 м (из Якутска в Усть-Неру туристы добираются самолетом местных авивлиний). Катальный сезон длится с начала марта до середины июня (в зимние месяцы катание невозможно из-за крайне низких температур). Функционируют две трассы протяженностью свыше 1,5 км.

Есть на территории Якутии и источники минеральных вод, качество воды и дебит которых позволило создать бальнеологические центры и местности. Одной из ближайших к Якутску является бальнеогрязевая курортная местность Абалах (100 км к востоку от Якутска), расположенная на берегу соленого озера Абалах. Средняя температура января здесь -430, июля 190.Осадков выпадает за год всего 200 мм, главным образом летом. Сульфидная иловая грязь и хлоридно- гидрокарбонатная натриевая рапа озера Абалах позволяют делать грязевые аппликации и рапные ванны. Они применяют в грязелечебнице для лечения заболеваний органов движения и опоры, нервной системы и гинекологических болезней. Самым популярным курортом Якутии считается бальнеогрязелечебная курортная местность Кемпендяй (890 км к западу от Якутска) на реке Кемпендяй. Средние температуры января -340, июля 180. Осадков также выпадает мало - около 200 мм в год. Основными природными лечебными факторами являются сульфидная иловая грязь и хлоридная натриевая рапа озера Эвкулан. В местной грязелечебнице рапные грязевые (лечебная грязь, разведенная рапой) ванны применяются для лечения заболеваний органов движения и опоры. нервной системы, гинекологических болезней.

В 60 км от курорта на реке Вилюй расположено село Сунтар, в районе которого открыты музеи первооткрывателей якутских алмазов, этнографии и др.

В Якутии большое внимание уделяется развитию музейного дела. Неоторые музеи уникальны. Таков, например, музей тундры в районе поселка Чокурдах (1360 км воздушным путем к северо-востоку от Якутска), основанном на реке Индигирка в 1930 г. Район богат и иными туристскими достопримечательностями: здесь известны стоянки древнего человека (палеолит, неолит), в местечке Станчик сохранились часовня и деревянные постройки XVIII в. , имеются скопление останков мамонтов, места гнездовий редких птиц (стрех, розовая чайка, морские гаги и др.).Особенно много в Якутии историко-этнографических музеев. Музеи такого профиля созданы в селе Намцы (84 км к северу от Якутска), в селе Оленёк ( 1105 км воздушным путем к северо-западу от Якутска).

Немало в Якутии краеведческих музеев. Показателен в этом отношении район села Ытык-Кюёль (256 км к востоку от Якутска), основанного в 1849 г. на реке Татта (приток Алдана). Здесь функционирует Таттинский краеведческий музей, Чёркёхский мемориальный музей политической ссылки, Харбалахская картинная галерея, Музей революционера П.А.Алексеева, Музей-усадьба якутского писателя П.А.Ойунского.