Смекни!
smekni.com

Характеристика Самарской области (стр. 8 из 9)

Корр.: Вам выгодны выводы Дмитриевой, вы ведь руководитель сильного, адаптированного к новым экономическим условиям региона.

Титов: К этим выводам автор пришла на основе научного анализа, который с начала 90-х служил базой социально-экономического развития Самарской области. Поэтому естественно, что наши экономические векторы совпадают.

Корр.: Я не экономист, но допускаю, что есть научные изыскания с иными выводами.

Титов: В журналистике один и тот же факт можно осмысливать по-разному, науке такое своеволие несвойственно. Исследование McKinsey Global Institute показало, что в России значительный потенциал риска связан с поддержкой органами власти, как правило, низкоэффективных предприятий.

Корр.: И на каких же принципах рекомендует наука выстраивать политику поддержки центром субъектов Федерации?

Титов: Как мне представляется, необходимо разделить регионы в зависимости от их доходной базы на следующие группы:

1. Регионы-доноры, среди которых следует различать сырьевых доноров и доноров обрабатывающих производств.

2. Регионы-реципиенты.

3. Регионы сферы стратегических государственных интересов страны.

Наиболее льготные условия, думается, должны быть предоставлены регионам-донорам обрабатывающих производств.

Корр.: То есть вы упорно настаиваете на поддержке сильных, промышленно развитых территорий?

Титов: Да.

Корр.: А как это согласуется с постулатами социал-демократии, гласящими о необходимости помощи слабым?

Титов: То о людях. С территориальными образованиями иначе. Здесь надо давать удочку тем, кто умеет ловить. Отдельные территории могут и должны стать, по теории Ж.Будвиля, полюсами роста, реализующими в экономике всей страны функцию прогресса. Для России это справедливо вдвойне, так как во времена СССР промышленность развивалась не по законам конкуренции, регионы специализировались на производстве монопродукта. И сегодня помощь судостроению в Санкт-Петербурге не перечеркивает поддержку автомобилестроения Самарской области.

Корр.: Легко давать советы другим. А давайте поговорим о региональной промышленной политике. Зачем она, собственно, нужна?

Титов: Начать с того, что ушла в прошлое система централизованного планирования и административно-командного управления, и процесс регионализации охватил все аспекты жизнедеятельности, в том числе функционирование российской промышленности.

Второе – в ряде ситуаций рынок обнаруживает свою “недостаточность”, не позволяет достигнуть максимально возможной эффективности.

Третье – в условиях низкого КПД регулирующих законов федерального уровня именно региональные и муниципальные власти вынуждены принимать экономические решения.

Корр.: Взаимоотношения между национальной экономикой и экономикой региона – это взаимоотношения отца и сына?

Титов: Достаточно условное сравнение. Можно вспомнить старшего и младшего братьев. Истина то, что между национальной экономикой и экономикой региона нельзя ставить знак равенства.

Корр.: А если подробнее?

Титов: Понятно, что регион обладает ограниченным политическим и экономическим суверенитетом, ибо функционирует в рамках правовой, финансовой и других национальных систем. Объединение усилий центра и субъекта РФ продуктивно в сферах структуры производства, природных ресурсов, инвестиционного процесса, доходов, занятости. На уровне региона больший приоритет отдается инфраструктуре, расселению, агломерации, экологии.

Корр.: А если вернуться к промышленной политике?

Титов: В целом понятие промышленной политики может быть сформулировано так: стратегия, образ действий, направленные на развитие и повышение промышленного производства, конкурентоспособности продукции и предприятий, повышение качества жизни населения и обеспечение его занятости. Вычленим отсюда качество жизни населения, повышение которого является основной целью промышленной политики на региональном уровне.

Корр.: И каким образом эта цель достигается? Какими реальными рычагами воздействия обладают региональные власти?

Титов: Наука тем и ценна, что помогает обнаружить не очевидные, но реальные взаимосвязи.

Администрация Самарской области в течение вот уже нескольких лет вкладывает огромные по нашим масштабам средства в сельское хозяйство. Средства идут, однако, не на дотации, как того требуют популисты. Мы понимаем, что дотации проедаются ленивым и алчным менеджментом, и поэтому самарские рубли направляются на современные технологии, внедрение которых дает мультипликативный эффект – появляется нужда в новых сельхозмашинах, в средствах защиты и подкормки растений, а их производство можно и должно организовать на нашей территории.

Далее. Есть в науке такое понятие, как “побочный эффект”. Это те издержки, которые ложатся не на потребителей и производителей продукции, а “переходят” к “третьей стороне”. На производительность и качество труда в значительной степени влияют квалификация кадров и их трудоспособность. Вот почему администрация Самарской области также направляет огромные бюджетные средства на системы образования и здравоохранения.

Корр.: Вы называете схемы, по которым бюджетный рубль не дает мгновенного эффекта. А вот самая простая ситуация – к губернатору обращается за помощью владелец или управляющий промышленного АО.

Титов: Экономическая наука дает ориентиры и при выборе местных предприятий, которые стоит поддерживать региону. Объекты промышленной политики разделяются на проблемные, стабильные и лидирующие. Первые являются зоной интересов органов финансового оздоровления, кредиторов, акционеров и т.п. Лидеры – самодостаточны. А вот стабильные компании остаются в “мертвой зоне”. Именно данный сегмент рекомендуется сделать стратегическим направлением региональной промышленной политики.

Корр.: А отраслевая принадлежность имеет значение?

Титов: Вне сомнения. Эффективно функционирующие базовые отрасли обеспечивают поступление в регион первичного дохода, в то время как местные отрасли реализуют функции лишь перераспределения и умножения этого прибытка. Отсюда необходимость поддержки нами базовых отраслей: машиностроения, химии и нефтехимии.

Корр.: Вошел в обиход новый экономический термин “кластер”. Это то же самое, что и “отрасль”, или что-то иное?

Титов: Что-то иное. В моей книге под промышленными кластерами понимаются “группы предприятий (организаций) - от научно-исследовательских до сбытовых, связанные тесной кооперацией и замкнутые на ключевое предприятие (предприятия), удовлетворяющее конечные потребности”. Цель создания кластеров – концентрация возможностей ради повышения конкурентоспособности. Сегодня, в преддверии вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), нет более значимой цели в промышленной политике. В кластер могут входить предприятия различного профиля самых разных отраслей, органы управления всех уровней – федеральные, региональные, муниципальные, образовательные учреждения любой ступени. Это будет та структурная революция, без которой Россия не сможет восстановить свой статус великой державы. Создание важнейших промышленных кластеров в РФ прогнозируется не ранее 2015-2020 годов. А вот региональные кластеры на базе крупных промышленных регионов могут быть созданы гораздо раньше.

Корр.: И вы хотите, чтобы Самарская область приняла в этой работе самое активное участие?

Титов: Да.

Корр.: А может быть, и стала бы закоперщиком?

Титов: Да.

Корр.: И какие кластеры могут возникнуть или уже функционируют в наших пределах?

Титов: В соответствии с методикой М.Портера и на основе данных госстатистики, департаментов обладминистрации, Губдумы, наших крупнейших предприятий кластеры возможны в таких динамично развивающихся отраслях, как:

- химия и нефтехимия;

- машиностроение;

- автомобилестроение;

- аэрокосмический комплекс;

- пищевая промышленность;

- нефтедобыча;

- металлургия.

Корр.: Я помню, как в первой половине 90-х годов вы настойчиво втягивали самарские предприятия в орбиту поставок комплектующих для ВАЗа. Уже тогда вы создавали кластер?

Титов: Конечно. Если десять лет назад поставщиками АвтоВАЗа было менее десяти самарских предприятий, то сегодня таковых чуть не 200. Более 40% вазовских автомобилей определяются покупателями как конкурентоспособные. И вы видите, как последовательно менеджмент автогиганта совершенствует модельный ряд.

Возможности автомобилестроения поистине неисчерпаемы. С позиций геополитики – это способ освоения территорий. В вооруженных силах автомобиль – основное средство подвижности войск. Автомобиль массового индивидуального пользования изменяет образ жизни, способствует прогрессу культурного потенциала нации.

Корр.: А есть еще в области сложившиеся кластеры?

Титов: Ярко выраженным кластером является пищевая промышленность. Наиболее конкурентоспособную часть кластера представляют пивоварение, производство мясных и молочных продуктов, кондитерский сектор. Обновление оборудования и ввод новых мощностей способствуют тому, что пищевой кластер нашей области имеет шанс занять лидирующие позиции на рынках как близлежащих областей, так и всей России. Более того, открываются возможности экспорта за границу.

Корр.: Можно хотя бы штрихами о перспективах других самарских кластеров?

Титов: Самарский авиационный комплекс должен вновь стать одним из ведущих в стране. На наших предприятиях этой отрасли будет развиваться производство комплектующих, осуществляться ремонт авиатехники. Первыми в России мы разработали областную целевую программу по развитию малой авиации.

На предприятиях – производителях автомобильных комплектующих –станут выпускать изделия для автобусов. Здесь уместно сказать, что одним из направлений рыночной стратегии области является расширение производства комплектующих для крупных машиностроительных компаний страны и мира.