Смекни!
smekni.com

Демографическая политика России и Китая сравнительный анализ (стр. 4 из 13)

Тем не менее к 2010 году общая численность рабочей силы в стране достигнет 830 млн. человек, а дефицит вакансий составит около 10 млн., сообщил недавно министр труда и социального обеспечения Китая Тянь Чэнпин. Снизить напряженность в вопросе трудоустройства в стране помогает миграция населения в развитые страны с более высоким уровнем доходов. Более 35 млн. китайских граждан, по данным опубликованного в начале этого года доклада Академии общественных наук КНР, официально проживают за пределами Китая. Наибольшее количество из них живут и работают в США, Канаде, Австралии и странах Европы.

Они "помогают развитым странам справиться с характерными для них в настоящее время проблемами старения населения и снижения рождаемости". При планировании рождаемости в Китае государство придерживается "принципа добровольности", отмечают СМИ страны. И китайцы, несмотря на ряд жестких ограничений, продолжают плодиться довольно активно. В ближайшее время правительство КНР с ужасом ждет очередного беби-бума.[2,46]

Дело в том, что наступивший год Свиньи проходит под знаком "металла", то есть золота, и по мнению китайцев, рожденные в этот год дети обречены на успех и материальное процветание, поэтому родители планируют появление ребенка именно на этот период. По прогнозам комитета по планированию рождаемости и населению Шанхая, в 2007 году в городе появится более 137 тысяч детей - вдвое больше, чем в предыдущем. В Пекине местные власти ожидают рождения примерно 150 тысяч детей. Основная проблема в том, что больницы могут не справиться с таким наплывом рожениц. Больницы Пекина, Харбина, Фучжоу и Хайкоу приведены в состояние "боевой готовности", во многих госпиталях в экстренном порядке увеличивают число коек. По данным шанхайской гинекологической больницы Пунань, количество беременных женщин в последнее время выросло в несколько раз. А в некоторых больницах места в родильных отделениях зарезервированы вплоть до апреля.

Кстати, в последний "благоприятный для появления детей" 2000 год Дракона на свет появилось в два раза больше детей, чем в предыдущем 1999-м, то есть около 36 млн. человек. Еще одна серьезная проблема, вызванная политикой "Одна семья - один ребенок", - опять-таки желание людей иметь в семье потенциального кормильца - мальчика. Сейчас на каждые 100 случаев рождения девочек в КНР приходится 117 случаев рождения младенцев мужского пола. Осознав, что через 10-15 лет многие из нынешних мальчиков окажутся без женщин, ученые и чиновники стали искать решение этой проблемы. К примеру, в октябре прошлого года эксперт Исследовательского центра проблем демографии и развития КНР Вэй Цзиньшэн предложил внести в уголовный кодекс поправку, предусматривающую наказание за определение пола эмбриона человека, если это не обусловлено медицинскими показаниями. Пока к таким жестким мерам в КНР не перешли. Однако в 2005 году китайские власти начали выплачивать ежемесячную дотацию в 1200 юаней ($148) тем семьям, где родилась одна девочка.[18,68]

КНР - многонациональное государство, однако почти 92% населения, по данным последней переписи, проведенной в ноябре 2000 года, - это ханьцы. Остальные 55 национальностей составляют 8%. Всех их, кроме ханьцев, принято называть нацменьшинствами. Самая пестрая по национальному составу - провинция Юньнань. Здесь проживает больше 20 национальностей. Собственный язык и письменность имеют 39 из 56 национальностей Китая. Но в последнее время в государстве возникают опасения, что языки нацменьшинств исчезнут из-за того, что в большинстве школ в районах проживания малых народностей обучение ведется только на китайском.

Более 40 языков нацменьшинств в КНР находятся на грани исчезновения, несмотря на то, что в стране прилагаются большие усилия для их спасения: создаются "банки" их звучания, образцы письменности. В районах компактного проживания нацменьшинств существуют национальные региональные автономии, которые предполагают создание органов самоуправления. Сейчас в Китае пять автономных округов: Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, Тибетский и Внутренняя Монголия. Надо отметить, что представителям нацменьшинств гораздо проще завести второго ребенка, чем большинству китайцев: для них существуют "послабления" в политике "Одна семья - один ребенок". В зависимости от численности национальности и местных ресурсов семья может иметь двоих детей, а в некоторых районах - троих. А для слишком малочисленных нацменьшинств ограничения не устанавливаются.

Средний доход на душу населения в Китае в 25 раз меньше, чем в США. Значителен и разрыв между уровнем жизни городского и сельского населения. И хотя с 1990 года 400 млн. китайцев вышли из состояния нищеты, еще столько же по-прежнему зарабатывают меньше $2 в день. По оценкам экспертов, 10% населения живут за чертой бедности. Многие жители аграрных районов стремятся в богатые развитые восточные города, где концентрируются основные капиталы и большая часть инвестиций. Строительный бум на востоке страны привлекает дешевую рабочую силу. Разорившиеся китайские крестьяне становятся гастарбайтерами, возводящими шанхайские небоскребы[5,29].

В старом Китае, несмотря на традиционную для аг­рарных цивилизаций высокую рождаемость (35— 40%о), население из-за высокой смертности (25— 30%0) росло довольно медленно, а в отдельные пе­риоды природных катастроф или активных воен­ных действий даже сокращалось. Например, в годы - Тайпинского восстания (1851 — 1869) погибло око­ло 50 млн. человек, и население, насчитывавшее 430 млн. в 1850 г., имело ту же численность в начале XX в. Средняя продолжительность жизни составля­ла менее 30 лет.

1.4. Результаты демографической политики

После образования КНРв 50-е годы рожда­емость оставалась высокой, так как продолжали действовать прежние факторы: традиционное стремление к многодетной семье, надежда на то, что дети будут опорой в старости, зависимость от числа работников, обрабатывающих землю, в крестьянских семьях и т. п. В то же время в ре­зультате существенного улучшения медицинско­го обслуживания, повышения санитарной куль­туры населения, борьбы с эпидемиями, повыше­ния жизненного уровня населения в целом резко сократилась смертность. Китай оказался в переломной фазе демографического перехода, и население начало расти очень высокими темпа­ми. Это потребовало проведения сдерживающей демографической политики.

К активной демографической политике, направ­ленной на всемерное снижение рождаемости, при­ступили фактически в 70-х годах, а с начала 80-х начали осуществлять меры, поддерживающие семьи с одним ребенком. Политика планирования семьи включает предоставление различных льгот таким семьям: право на первоочередное получение жилья, бесплатное содержание ребенка в хорошем детском саду, преимущества при приеме в вузы и на работу, а также выплату ежемесячных пособий. При рож­дении второго ребенка семьи лишаются этих льгот и, как правило, вынуждены уплатить штраф, раз­меры которого в зависимости от доходов и района проживания могут составлять от нескольких сотен до нескольких тысяч юаней (до 10—20 средних за­рплат). В ряде случаев (если первый ребенок — де­вочка, в наиболее зажиточных районах сельской местности и т. д., а также в районах проживания национальных меньшинств) с начала 90-х годов раз­решается иметь двух детей.

В целом демографическая политика Китая эффективна, особенно в городах, и привела к существенному снижению рождаемости — 15,2%0

При введении в Китае политики "одна семья - один ребенок" говорилось, что она рассчитана на одно поколение. Сегодня возникает необходимость оценить эффективность этой политики и целесообразность ее корректировки.[18,39]

В настоящее время в действительности по-прежнему придерживаются "политики одного ребенка" небольшое число провинций, "политики полутора детей" - большинство провинций, "политики двух детей" - отдельные провинции и "политики многих детей" - меньшинство провинций. При введении этой политики в течение какого-то времени она была четко ориентирована. Политика планирования семьи (ППС) способствовала значительному сокращению числа рождений и размеров семьи. С вступлением в брачный и детородный возраст населения, родившегося после принятия курса на планирование семьи, особенно единственных детей в семье, число и пропорция тех, кому разрешено иметь двух детей, значительно возрастают. Так, в Шанхае, если не изменится нынешняя политика, правом иметь двух детей будут обладать абсолютное большинство супругов. Поэтому политика требует пересмотра.

Введение курса на то, чтобы женщины рожали "позже, реже и меньше", в 70-х годах в общем соответствовало китайской реальности, было легко принято населением и дало хорошие результаты. Однако в начале 80-х годов политика "одна семья - один ребенок" уже не отвечала действительности, с трудом воспринималась народом. Поэтому начиная с 1984 года пришлось "открывать небольшие лазейки", чтобы уменьшить сопротивление курсу. Судя по практическим результатам, все большее число людей принимают нынешнюю ППС, следовательно, ее еще можно в основном продолжать. Это, однако, не означает, что на этом пути нет трудностей. Фактически существенное сопротивление оказывается в деревне. И по этой причине также политика требует изменений.[3,49]

С 1984 года ряд провинций стал вносить в ППС некоторые поправки, чтобы, с одной стороны, строго ограничить чрезмерно быстрый рост населения, а с другой - учесть интересы народа и его способность воспринимать политику. Нынешняя ППС сделала большой шаг вперед по сравнению с курсом "одна семья - один ребенок", но это не означает, что в ней нет нерациональных моментов. Последние проявляются, во-первых, в неполном учете разницы условий города и деревни; во-вторых, в слишком больших различиях в правах китайского населения и национальных меньшинств; в-третьих, в том, что недостаточно всесторонне продуманы обстоятельства, связанные с рождением второго ребенка; в-четвертых, в чрезмерной усложненности некоторых положений, что мешает разобраться в них низовым органам. Все это должно получить разрешение в будущей ППС.