Структура импорта:
1) сырье и полуфабрикаты – 45,5 %;
2) машины и оборудование – 26,4 %;
3) нефть и нефтепродукты – 9,5 %;
4) потребительские товары – 18,6 %.
Общее улучшение экономической ситуации в стране, проведение масштабной приватизации и снятие законодательных запретов на деятельность зарубежных инвесторов в целом ряде отраслей национальной экономики вызвало усиление притока прямых иностранных инвестиций. В 1997 г. приток иностранного предпринимательского капитала достиг 16 млрд. долларов.
В 1996-1997 гг. доля прямых инвестиций составила 30 % по сравнению с 15 % в 1995 г. Причина роста - высокий уровень их рентабельности.
Сферы приложения иностранного капитала:
1) автомобилестроение (15 %);
2) химическая промышленность;
3) металлургия;
4) станко- и приборостроение;
5) электротехническая;
6) пищевая;
7) фармацевтическая промышленность.
Основные инвесторы прямых инвестиций: США (40 %); Германия (15 %); Великобритания (12 %) и Япония (10 %).
Важным каналом притока иностранного капитала выступают также портфельные инвестиции. Открытие фондового рынка способствовало оживлению сделок с корпоративными ценными бумагами, повышению их котировок и росту активности иностранного капитала.
Экономика Аргентины
Аргентина находится на Юго-востоке Южной Америки, занимает 2767000 км2. Население составляют в основном аргентинцы (21,6 млн. человек), которые являются потомками испанцев и переселенцев из других стран Европы.
Сегодня Аргентина представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся стран мира.
Последние два десятилетия Аргентина подвергается серьезным экономическим реформам, которые осуществляются по следующим основным направлениям:
1) приватизация государственных предприятий и резкое сокращение госсектора;
2) предоставление открытого доступа иностранному капиталу;
3) устранение импортных ограничений и либерализация внешней торговле;
4) динамичная интеграция с различными странами Латинской Америки.
Для текущего десятилетия характерен быстрый рост прямых и портфельных инвестиций. Географическая структура притока иностранного капитала выглядит так: США (20,9); Чили (13,8 %); Канада (13,5 %); Франция (7,35); Япония (7,2 %).
Главные экспортные статьи страны – аграрные продукты (соя, кукуруза, пшеница и растительное масло). Главные отрасли животноводства – скотоводство и мясошерстное овцеводство. В Аргентине ведется добыча нефти и природного газа, бериллиевых и вольфрамовых руд. Основные отрасли промышленности – пищевая, кожевенно-обувная, текстильная промышленность. Черная металлургия, нефтепереработка, химия.
В 1999 г. Аргентина испытывала кризис во внешнеторговой деятельности, т.к. цена на сельскохозяйственные товары падали.
Внешнеторговая политика направлена на либерализацию. К 1996 г. таможенные тарифы в Аргентине были снижены в среднем до 13,9 %. В 1990-1996 гг. темпы роста внешней торговли были одними из самых высоких в мире. Аргентина опережает все страны по динамике импорта. По темпам роста экспорта она занимает 11-е место в мире. Доля экспорта по отношению к ВВП за последние годы увеличилась с 15 % до 20 %, а доля промышленного экспорта увеличилась вдвое. Это привело к увеличению объемов диверсификации, расширение внешнеэкономических связей.
Аргентина пытается выходить на мировой рынок с электроникой, компьютерами, биотехнологиями.
Основные торговые партнеры: Бразилия, США, Германия, Италия, Испания.
ГЛАВА 3. Перспективы развития новых индустриальных стран
3.1. Перспективы развития Азиатских НИС
С точки зрения экономики, правильным решением Азии будет, если она будет помнить о причинах последнего финансового кризиса. Перекладывать вину на массивные финансовые потоки из-за рубежа означает закрывать глаза на собственную неподготовленность. Главным звеном экономических проблем Азии является недостаточно эффективное управление государством и предприятиями, причем последнее обстоятельство естественным образом вытекает из первого. Предприятия не будут действовать наилучшим образом, банки не станут соблюдать хорошо обдуманные требования, если надлежащие правительственные учреждения не будут приучать их к сдержанности. Для этого необходимы система контроля за банковской деятельностью, свод правил «техники безопасности», учет предписаний биржи, эффективно действующая система правосудия, а также профессиональные органы, требующие от всех соблюдения этических норм.
В то время как нарастает экономическая мощь Азии, она становится одновременно свидетелем воодушевляющего развития событий на региональном и международном уровнях. Прежде всего, явно отступает коммунизм, который после второй мировой войны расколол регион. Во-вторых, Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) сохранила свою сплоченность, несмотря на волнения в Индонезии, самой многонаселенной стране, играющей фактически лидирующую роль в регионе. В действительности проходят регулярные формальные форумы для диалога между АСЕАН и его северо-азиатскими соседями. Это шаг в правильном направлении, к созданию восточно-азиатского сообщества. В-третьих, региональный форум АСЕАН представляет собой платформу для диалога по вопросам безопасности, включающего страны всего региона. В-четвертых, внутрирегиональная торговля окрыляла вплоть до последнего по времени кризиса торговлю с США и Европой, причем Европа, которая после второй мировой войны ушла из региона, вновь возвращается к нему, движимая обновленным экономическим интересом. В будущем создание региональных институтов должно выдвинуться на первое место повестки дня азиатских лидеров. Цель заключается в том, чтобы создать мирное сообщество наций, подобное Европейскому союзу. В основе их усилий лежит общее желание экономического развития и совместной безопасности. Однако эта задача является для Азии несравнимо более трудной. Зарождение Европейского союза вызвано политическими соображениями. Франция и Германия, два ключевых государства, особенно хотели исключить в будущем конфликты. В Азии похожая ситуация в отношении Китая и Японии. К несчастью, Япония в отличие от Германии до сих пор последовательно отказывалась от того, чтобы адекватным образом признать свою ответственность за вторую мировую войну. Вследствие этого восточно-азиатские государства все еще оправданно относятся к Японии с подозрением. История Китая с пертурбациями последних десятилетий также внушает опасения его соседям. Более того, в то время как государства - члены Европейского союза находятся на одном уровне экономического и общественного развития, между азиатскими странами существуют большие различия. Из этого вытекает, что Азии потребуется больше времени, чтобы добиться того, чего Европа достигла за 40 лет. Но это не должно удерживать регион от движения по тому же пути. Совместные усилия, предпринимавшиеся до сих пор в экономической области, необходимо обратить также на углубление дискуссии о политике и вопросах безопасности. Действия, которые осуществляются параллельно с этим, например Совет азиатско-тихоокеанского сотрудничества в области безопасности (САТСБ), могли бы стать предвестником официального прорыва.
Помимо создания региональных институтов следует укреплять также межрегиональные соглашения, как, например, Организацию азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Важен также и диалог со странами, расположенными по другую сторону Тихого океана, прежде всего, если он касается роли США, которые являются крупнейшим торговым партнером Азии и к тому же страной, экспортирующей капитал и технологии. Нравится ли это кому-то или нет, но Америка все еще является щитом, обеспечивающим защиту большой части Азии. К тому же США – это единственный катализатор в отношениях между Китаем и Японией. В конечном счете широкомасштабное трехстороннее сотрудничество между Соединенными Штатами Америки, Китаем и Японией – единственный путь к обеспечению прочного мира в Северо-Восточной Азии.
Ключевая позиция США порождает, однако, целый ряд проблем. Прежде всего, Америка не уверена в том, как следует вести себя с Китаем; однако вовлечение этой страны в региональное и международное сообщество имеет решающе значение. Это отношение осложняется смещением приоритетов в американской внешней политике – отходом от реальной политики и дрейфом в сторону прав человека и демократии. И это происходит как раз в тот момент, когда Китай добивается самых больших успехов в своей истории.
Во-вторых, между США и Восточной Азией существуют большие различия в восприятии Японии. Америка будет всегда рассматривать Японию как лояльного подданного, которым она и является после поражения во второй мировой войне. Эта точка зрения не находит понимания у государств Восточной Азии, ставших поголовно жертвами японской жестокости. До тех пор пока существует американский ядерный зонтик, он будет представлять собой перестраховку, но вряд ли следует рассчитывать, что это будет продолжаться вечно, ведь военные расходы Японии уже сейчас вторые по величине в мире. На практике это не означает фактически никакого различия, поскольку обе стороны – США и Азия – должны «церемониться» с Японией. Однако недоверие Азии оправдано, и его необходимо уменьшать.
Самая неотложная задача Азии заключается в том, чтобы создать институты. В глобализованном мире игровые поля выравниваются, торговые барьеры устраняются. Большинству азиатских стран необходимо провести всеохватывающее обновление общества, чтобы обеспечить надежную основу для сохранения конкурентоспособности. Адекватную экономическую инфраструктуру необходимо подкрепить разумным политическим аппаратом. Если этого не произойдет, то Азия в лучшем случае, останется второразрядным мировым игроком.
На региональном уровне необходимо укреплять, а в некоторых областях и создавать транснациональные организации, чтобы сохранить мир. Это задача колоссального масштаба, которая подвергнет проверке подлинный характер азиатских лидеров.