1.3. Миграция в России
Россия на всем пути своего исторического развития характеризовалась, пожалуй, самыми активными в мире миграционными процессами. Сколько было массовых перемещений людей на ее огромной территории – не сосчитать!
Чаще всего ученые, исследовавшие миграционные процессы в России, выделяют три основных этапа в историко-географическом развитии межрайонных миграций на протяжении более 300 лет: первый этап – до 60-х гг. XIX в.; второй – вторая половина XIX и начало XX в.; третий – советский. Но, на наш взгляд, четко просматривается и четвертый период – постсоветский, включающий 90-е гг. XX в. и начало XXI в. Деление на указанные этапы обусловлено особыми чертами территориального заселения страны, развитием внутреннего рынка, совершенствованием транспорта и т. д.
Остановимся подробно на постсоветском периоде.
Внутренняя миграция России в 90-е гг. характеризовалась перемещением населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока в европейскую часть страны. Это обусловлено такими факторами как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда государственных программ и связанное с этим свертывание производственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.
Выезжающее из северных регионов население продолжает концентрироваться в Центральной и Центрально-Черноземной частях России, в Поволжье, на Северном Кавказе, в отдельных регионах Урала и юга Западной Сибири. Такое стихийное распределение не всегда соответствует геополитическим и экономическим интересам как государства в целом, так и отдельных его регионов.
В 90-е гг. восстановился и стабилизировался традиционный обмен населением между селом и городом в пользу последнего. В 1996 г. за счет переезда в город число сельских жителей сократилось на 110 тыс. чел., причем переезд осуществлялся, как правило, в города тех же самых областей. Тем не менее, величина оттока сельского населения России в города полностью покрывается и даже перекрывается за счет миграционного притока из государств – бывших республик СССР. В том же году в сельской местности поселилось 168 тыс. иммигрантов из ближнего зарубежья. При этом прибывающие мигранты благоприятно влияют не только на формирование численности сельского населения, но и на улучшение его демографической и профессионально-квалификационной структуры.
В процессе осуществления социально-экономических реформ в аграрном секторе создаются условия для сдерживания оттока сельского населения в города, для привлечения мигрантов в село.
Наиболее значительным был миграционный прирост в России в 90-е гг.; к началу XXIв. он стал снижаться. Отметим определенную стабилизацию оттока населения из села в город: в начале 70-х гг. он ежегодно превышал 800 тыс. человек, а в 2001 г. снизился до 87 тыс.
В 2001 г. доля прибывших из-за пределов России сократилось до 8,3% от общей численности мигрантов.
Заметно стала снижаться доля мигрантов, выбывших за пределы России: в 1997 г. она составляла 8,0%, в 2001 г. – 5,4% и в 2002 г. – 5,8%.
В 2002 г. наиболее значимые миграционные перемещения внутри федеральных округов отмечались в Сибирском, Поволжском, Дальневосточном округах.
Внутренние миграционные потоки в последнее десятилетие развиваются по схеме сосредоточения основной массы населения в рамках европейской части страны, по итогам переписи более 60% населения проживает в Центральном (26,2%), Приволжском (21,5%) и Южном (15,8%) федеральных округах, самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ – 4,6%[1,с. 205].
Использование миграционного компонента пополнения человеческих ресурсов требует совершенствования законодательных основ миграционной политики, создания «миграционной инфраструктуры»: сети центров тестирования, повышение и смена квалификации, жилищное, трудовое, социальное обеспечение мигрантов, использование трудового потенциала приезжих на легальных основаниях, не в ущерб, а во благо принимающей стороны.
Структура эмиграции из Российской Федерации по направлениям выезда в основном повторяет направленность потоков в рамках бывшего Союза. Так, за пять лет – с 1991 по 2000 г. – на четыре основные страны (Израиль, США, Германию и Грецию) пришлось почти 97% всех выехавших из России[1,с. 207].
Основную часть эмиграции из РФ составляли этнические немцы и члены их семей, выезжающих в Германию.
Важнейшая особенность российской эмиграции – ее этнический характер. По данным Госкомстата России, среди мигрантов преобладали представители трех национальностей – немцы, русские и евреи. Незначительная часть мигрантов приходится на долю тех меньшинств, которые имеют крупные диаспоры за рубежом - украинцев, греков, армян.
Современная специфика эмиграции в России связана не только с ее этническим характером, но и с особенностями социально-демографического состава мигрантов. Важнейшими социально-демографическими характеристиками эмигрантов является их пол, возраст, образование, профессия и квалификация. От сочетания этих характеристик зависит эмиграционная активность населения и его эмиграционное поведение. Еще одной важной социально-экономической характеристикой эмиграции является уровень благосостояния выезжающих.
Возрастная структура эмигрантов, выявленная по результатам обследования, несколько отличается от состава постоянного населения России. Основное отличие заключается в том, что в потоках эмиграции большой удельный вес приходится на население в трудовом возрасте. Среди выезжающих за рубеж доля данной возрастной группы составила 59%, а общей численности населения страны – 56,6%. Больше в потоке эмигрантов и доля детей до 16 лет – 26,5% против 23,3% в населении РФ. Вместе с тем удельный вес мигрантов в возрасте старше трудоспособного (14,5%) существенно ниже, чем в основном населении страны (20,1%)[1,с. 208].
Важнейшей характеристикой российских эмигрантов является уровень их общего и специального образования. Как показывают статистические данные, в целом структура эмиграционных потоков по уровню образования близка к образовательной структуре экономически активного населения страны.
Значительную долю в эмиграции составляют неработающие, лица, находящиеся на обеспечении государства или иждивении отдельных лиц (пенсионеры, инвалиды, домохозяйки).
Составной частью проблемы внешней трудовой миграции является трудоустройство российских граждан за границей. Оно идет, как правило, по трем основным легальным каналам: в рамках международных соглашений, через посреднические организации и самостоятельно. Россия подписала межправительственные соглашения по внешней трудовой миграции с Финляндией, Швейцарией, Китаем, Польшей, Словакией.
За период 1995-2004 г. численность российских граждан, трудоустроенных за границей, увеличилась почти в 3 раза. Вместе с тем, несмотря на довольно быстрый рост экспорта рабочей силы из России, их число уступает численности иностранных граждан, привлекаемых для работы в Россию, более чем в 6 раз.
Однако реальные масштабы российской трудовой миграции (как экспорта, так и импорта рабочей силы) значительно превышают официальные данные за счет самостоятельного трудоустройства и нелегальной миграции.
В России в 90-е гг. начинается рост нелегальной иммиграции. Ее развитие стимулируется:
- во-первых, слабостью российского законодательства в отношении въезда, пребывания и занятости иностранцев, отсутствием эффективной системы иммиграционного контроля, «прозрачностью» российских границ со странами СНГ;
- во-вторых, наличием в России влиятельных национальных диаспор, связи которых с этнической родиной облегчают начальный этап миграции и провоцируют ее дальнейшее развитие;
- в-третьих, географическим положением, удобным для транзита из Азии в Европу;
- и, наконец, высоким уровнем и быстрым ростом теневой экономики и коррупции.
Нелегальная миграция по оценке ее размера, проводимой Федеральной миграционной службой МВД России, Госкомстатом, пограничной и налоговой службами, насчитывает от 3 до 10 млн. граждан, прежде всего из республик СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана, африканских государств.
Нелегальная сторона этого явления проявляется в:
- утечке из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от оплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом на родину;
- формирование этнических анклавов в регионах страны, которые не только не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, но и характеризуются сложной демографической ситуацией из-за наплыва иммигрантов и при этом отличаются благоприятными условиями для проживания и ведения бизнеса (южные районы России);
- растущих претензиях нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры страны (здравоохранение, образование), что, во-первых, усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим, во-вторых, утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. К тому же иммигранты, как правило, обладают значительно большими финансовыми средствами для гласной и негласной оплаты таких услуг, как приобретение в России недвижимости, земли и т. п.;
- активизация «нелегалов» в финансировании теневого и криминального бизнеса.
Все эти негативные явления отрицательно сказываются на развитии страны, жизни ее коренного населения. Вместе с тем депопуляция вынуждает привлекать людские ресурсы со стороны.