Смекни!
smekni.com

Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства 2 (стр. 3 из 5)

2.3. Лесные ресурсы

Мировые лесные ресурсы оцениваются по показателю лесистости, размерам лесной площади, запасам древесины. Лесные ресурсы — исчерпаемые, но возобновимые многоцелевого использования.

Показатель лесистости территории — это отношение площади ле­сов к общей территории страны. Так, Россия по этому показателю за­нимает 21-е место в мире, уступая не только Гвинее, Мозамбику, Габо­ну, Суринаму, Гайяне, Малайзии, но и Японии, Финляндии, Швеции и Канаде.

Общая лесная площадь составляет в мире 4,1 млрд. га, что составля­ет 30% обитаемой суши. По размерам лесной площади на душу насе­ления Россия является лидером (3 га), в то время как в Европе этот по­казатель равен 0,3 га, в зарубежной Азии, Африке, Северной и Южной Америке — 0,2; 1,3; 2,5 и 2,2 га соответственно.

Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается примерно на 20 млн. га, или на 0,5%. Особую тревогу вызывает состояние тропических ле­сов, которые вырубаются, по подсчетам лесных экспертов, со скоро­стью 15—20 га в минуту. Так, Латинская Америка и Азия уже потеряли 40% вечнозеленых тропических лесов, а Африка — 50%. Вместе с тем, несмотря на интенсивную эксплуатацию лесов северного пояса, в США, Канаде, Скандинавских странах, благодаря работам по лесовосстановлению и лесоразведению, общая площадь лесов не умень­шилась.

Запасы древесины на корню в мире составляют примерно 330 млрд. м3. Россия занимает первое место по запасам древесины в мире — 25% мировых, или 81,6 млрд. м3, в том числе почти у2 запасов древесины хвойных пород. Ежегодный прирост древесины, определяющий эксплуатацию лесов без подрыва их воспроизводства, состав­ляет, по оценке, 5,5 млрд. м3. В 2005 г. объем заготовок древесины со­ставил более 5 млрд. м3, т.е. объем заготовок приближался к годовому приросту древесины. В России естественным путем восстанавливает­ся около трети ежегодно вырубаемых лесов, остальные требуют спе­циальных мер по их возобновлению.[4]

2.4. Рекреационные ресурсы

Под рекреационными ресурсами понимают природные компоненты и антропогенные объекты, обладающие уникальностью, исторической, художественной и эстетической ценностью, целебно-оздоровительной значимостью, предназначенные для организации различных видов отдыха, туризма и лечения. Они подразделяются на природные и антропогенные рекреационные ресурсы.

Среди природных рекреационных ресурсов выделяются геологические и геоморфологические, гидрологические, климатические, энергетические, биологические, ландшафтные ресурсы. К первым можно отнести Восточно-Африканский риф, Хибинский массив на Кольском полуострове, вулкан Везувий, Гималаи, плоскогорье Тибет, Сахару, Гранд-Каньон в США, заповедник «Столбы» в Краснодарском крае.

К гидрологическим рекреационным ресурсам относят все типы поверхностных и подземных вод, обладающим рекреационными свойствами: озеро Байкал, водопад Анхель в Венесуэле, Мертвое море, каскад горячих горных озер Памук-Кале в Турции, ледники Федченко и Медвежий на Памире, временно текущие реки на Памире.

К климатическим рекреационным ресурсам относят все курорты мира (приморские, горные, степные, лесные, пустынные, пещерные) и даже некоторые места с экстремальными свойствами климата и погоды (самое холодное место на Земле, самое ветреное, самое влажное, самое жаркое).

Биологические и ландшафтные рекреационные ресурсы объединяют элементы живой и неживой природы: почвенные, флористические и фаунистические ресурсы, представляющие научную, познавательную, медико-биологическую и эстетическую ценность. Среди уникальных биологических ресурсов и ландшафтов мира выделяются: остров Мадагаскар с его экосистемой, насчитывающей 10 тыс. видов эндемичньх растений и животных, бассейн Амазонки, кальдера Нгоро-Нгоро в Танзании, Горный Алтай, вулканы Камчатки, девственные леса Коми, черноземы и можжевеловые рощи Краснодарского края, кедровая и пихтовая тайга в Российской Федерации, парк секвой в США, белые медведи Арктики, кенгуру Австралии, морские котики Командорских островов, Беловежская Пуща Белоруссии.

ГЛАВА 3. ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МИРОВОГО

ХОЗЯЙСТВА

3.1. Роль природных ресурсов в мировой экономике

Богатство и большее разнообразие природных ресурсов при про­чих равных условиях обеспечивают дополнительные преимущества для развития производства и общества в целом (наиболее подходящий пример — США). И напротив, ограниченность природных ресурсов. Суровые природные условия для жизни способны замедлить социаль­но-экономическое развитие.

Важно подчеркнуть, что мировой опыт свидетельствует о том, что и ресурсонедостаточные страны, опираясь на другие — отнюдь не ре­сурсные — факторы, могут создать высокоэффективную экономику. Под воздействием научно-технической революции произошло замет­ное ослабление роли природно-ресурсного фактора в экономическом развитии. Об этом наглядно свидетельствует опыт успешного разви­тия в последние десятилетия XXвека Японии, Сингапура, Южной Ко­реи, Ирландии.

Очевидно влияние природных условий на развитие отраслей пер­вичного сектора экономики: сельское, лесное, водное, хозяйство. Другие виды хозяйственной деятельности связаны с природными ус­ловиями более или менее опосредованно: увеличение затрат на добы­чу, транспортировку продукции по сравнению с эталонными показа­телями.

Неравномерность размещения минеральных ресурсов в недрах Земли, а также различная обеспеченность стран земельными, водны­ми и лесными ресурсами способствует развитию международного раз­деления труда и на этой основе — международных экономических от­ношений. В начале 2000-х гг. по каналам экспорта реализовывалась (в % от объема добычи или производства): олова — 80, алюминия — 50, железной руды — 45, нефти — 45, хлопка — 30, природного газа — 23, угля — 11, зерна — 14.

В результате снижения энерго- и материалоемкости хозяйства раз­витых стран и наращивания собственной добычи полезных ископае­мых в некоторых из них (США, Канада, Австралия, Великобритания, Норвегия) произошло значительное ослабление зависимости стран Запада от импорта из развивающихся государств. В то же время актив­ная индустриализация ряда переходных и развивающихся экономик (Китая, Индии) ведет к значительному увеличению ими потребления сырья и топлива, следовательно, к сокращению сырьевого экспорта из этих стран и увеличению импорта этих товаров.[5]

В товарной структуре мирового экспорта в последние десятилетия отмечается неуклонное сокращение доли минерального сырья (кроме топлива). Эта тенденция обусловлена снижением ресурсоемкости ВВП в развитых странах. Но наряду с относительным уменьшением вывоза необработанного сырья происходит преимущественное разви­тие экспорта специально подготовленного сырья повышенного каче­ства (например, окатышей вместо железной руды) и полуфабрикатов. Снижение в мировом экспорте доли сырья растительного происхож­дения связано с внедрением синтетических материалов, волокон и пластмасс.

В целом экспорт минерального сырья, топлива и продовольствия имеет особое значение по преимуществу для развивающихся стран и некоторых стран с переходной экономикой, так как эти товарные группы составляют основную часть их экспорта.

3.2. Экономический рост и проблемы потребления ресурсов

Развитие мировой экономики сопровождается неуклонным ростом производства и потребления минеральных ресурсов.

Устойчивое минерально-сырьевое обеспечение промышленности связано с необходимостью усиления разведки запасов, восполнения выбывающих и создания новых горнодобывающих мощностей, строительства дополнительных, реконструкции и технического перевооружения действующих перерабатывающих производств, более полного использования эффективных технологий. Эта проблема не может решаться исключительно на основе рыночных механизмов без совмещения их с государственным регулированием.

Регулирующая роль государства, его интересы в укреплении минерально-сырьевой базы, как это имеет место во многих странах с развитой рыночной экономикой и богатых минерально-сырьевыми ресурсами (США, Канада, Австралия и др.), должны быть определены законодательными и другими нормативно-правовыми актами. Однако до настоящего времени полного и четкого законодательного обеспечения в сфере владения, использования и управления ресурсами недр в России нет.

Соглашения с иностранными инвесторами (концессионные или на основе раздела продукции), заключаемые под давлением возникших экономических трудностей переходного периода к рынку, вряд ли можно считать дальновидными с позиции необходимости сохранения ресурсов для собственного перспективного обеспечения. Это, прежде всего, относится к месторождениям нефти, урана и золота.

Дальнейшее развитие в таком направлении внешнеэкономической деятельности не только приведет к долговременным долговым обязательствам на увеличивающийся вывоз сырья, но и к потере части прибыли от эксплуатации месторождений, а также окажет серьезную нагрузку на ресурсный потенциал недр. Сырьевая база нефти России не настолько велика, чтобы не вызывать озабоченности относительно обеспечения своих потребностей в ней в недалеком будущем. Последним крупным нефтегазоносным регионом остается труднодоступный для разведки и освоения континентальный арктический шельф, где выявлены уникальные месторождения газа.[6]

Наряду с указанными проблемами в нефтяной сырьевой базе во внешнеэкономической деятельности необходимо учитывать и то, что с ростом внутреннего потребления нефти и других ресурсов Россия сейчас значительно отстает по этому показателю в душевом измерении от индустриально развитых государств.

Практически прекратившееся воспроизводство минерально-сырьевой базы в результате резкого сокращения объемов и направлений геологоразведочных работ – одна из важнейших проблем в области ресурсообеспечения, требующих незамедлительного решения.