Содержание
1. Общие сведения. ______________________3
2. Исторический очерк ___________________5
3. Культура Древнего Китая._______________7
4. Культурное наследие.__________________ 12
5. Заключениe и мои впечатления.__________16
6. Список литературы.____________________18
Общие сведения.
Китайская Народная Республика – государство в Центральной и Восточной Азии. Третья по площади страна в мире /после России и Канады/ и крупнейшая по численности населения.
На востоке омывается Желтым и Восточно-Китайским морем, на юге – Южно-Китайским морем. Более 3400 островов / крупнейшие острова Хайнань и Тайвань/. Высшая вершина – Эверест на юго-западе – 8848 м.
Основные национальности и этнические группы: китайцы – 92%, монголы, корейцы, маньчжуры, уйгуры, мяо, тибетцы и еще 50 нацменьшинств.
Основные религии: конфуцианство, даосизм, буддизм, ламаизм.
Территория – 9571300 кв.км., включая остров Тайвань.
Население – 1,3 млрд. человек.
Столица – Пекин /7 млн.чел./, Крупнейшие города – Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу.
Форма правления – республика.
Руководитель Китайской Народной Республики – Ху Цзиньтао, генеральный секретарь ЦК КПК, председатель КНР.
Согласно Конституции Китайской Народной Республики, в стране принято трехступенчатое административное деление:
1. страна разделена на провинции, автономные районы и города центрального подчинения;
2. провинции и автономные районы разделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города;
3. уезды и автономные уезды разделены на волости, национальные волости и поселки. В настоящее время страна разделена на 4 города центрального подчинения, 23 провинции, 5 автономных районов и 2 особого административного района.
Китай занимает первое место в мире по численности населения. Первая перепись населения была проведена 30 июля 1935 года и определила количество жителей в 601 млн. 938 тыс., из которых 574 млн. 505,9 тыс. составляло население непосредственно подвергшаяся переписи, сюда входили эмигранты, студенты за границей, а также жители острова Тайвань. Отсутствие в стране не только регулярных переписей, но даже текущего учета не дает возможности составить истинное представление о величине естественного прироста населения, который вряд ли был значителен, так как наряду с большой рождаемостью велика была и смертность. Но вместе с тем уже к 1957 году в Китае проживало около 656 млн. человек, что составило 1/4 всего населения земного шара. А в 1986 году количество жителей достигло 1060 млн. человек, и согласно переписи 1990 года - уже 1 млрд.134 млн. человек. Неслучайно потому в течение двух тысячелетий Китай - самая многочисленная страна мира, что накладывает свой отпечаток на все стороны жизни общества, и, прежде всего, отражается в особенностях проводимой демографической политики.
Согласно Конституции Китая в стране должно осуществляться плановое деторождение. Запрещено вступать в брак студентами, одна семья должна иметь не более одного ребенка, а на рождение второго или третьего ребенка уже нужно разрешение специального комитета по плановому деторождению. Несмотря на проведение, столь жесткой демографической политики население Китая по прогнозам специалистов к 2008 году превысит 1.4 млрд. человек.
За последние 10 лет своего развития российско-китайские отношения вышли на небывало высокий уровень. Об этом свидетельствует укрепление политического взаимодоверия, углубление экономического сотрудничества, расширение гуманитарных и общественных связей.
Тесная координация и сотрудничество в международных делах являются важным содержанием российско-китайских отношений стратегического взаимодействия и партнерства. Объявленные, в ходе визита В.В.Путина в Китай в конце 2004 года ГОД РОССИИ в Китае и ГОД КИТАЯ в России /соответственно 2006 и 2007гг./ являются стратегическими мероприятиями для России. Эти мероприятия представляют собой крупнейший в истории культурный обмен между Китаем и Россией.
Исторический очерк
Китай – великое древнее государство, возникшее задолго до новой эры. Оно внесло огромный вклад в материальную и духовную культуру человека.
По уровню развития древней цивилизации, насчитывающей 7 тысячелетий, Китай стоит в одном ряду с Древним Египтом, Вавилоном, и Индией, некоторые аспекты культуры зародились в Китае даже раньше, чем в других странах древней цивилизации. Сегодня по официальным данным в Китае имеется более 5 тысяч исторических и культурных памятников. Многие из них вызывают изумление и восхищение у иностранцев.
Археологами были обнаружены первые поселения первобытных людей на огромной территории Китая: первобытный ланьтяньский человек - Ланьтянь провинция Шэнси, самый древний из известных обитателей Китая; Юаньмоуский человек - уезд Юаньмоу провинция Юньнань, ему 1,7 млн. лет; группа древних людей «пекинский синантроп» - деревня Чжоукоудянь юго-западный пригород Пекина, 500 тыс. лет назад. Представители этой культуры обладали основными характеристиками «человека разумного»: ходили на 2-х ногах, были способными изготавливать и использовать простые орудия, умели добывать и хранить огонь.
В древнем Китае существовали матриархальные и патриархальные общества. Культура Яньшаю, которая процветала примерно 6000 лет назад, возможно представляла собой матриархальное общество. Луньшанская культура, существовавшая приблизительно 5000 лет назад, являла собой пример патриархального общества. В этот период люди усовершенствовали навыки изготовления каменных орудий и керамики. В дополнение к охоте и рыболовству получило развитие земледелие и скотоводство.
Первая полная история Древнего Китая «Исторические записки» («Шанцзи») была составлена в 104-91 гг. до нашей эры Сыма Цянем, «отцом» китайской историографии. Они стали первой из 24 официальных династических историй, которые завершаются «Историей династии Мин» (1368-1644). Не была составлена официальная история последней династии, Цианской, или маньчжурской (1644-1911). В дальнейшем было написано бесчисленное множество трудов по истории Китая.
История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до нашей эры.
Сведения о династии Шан сохранились в надписях на щитах из панцирей черепах и костях животных, предназначавшихся для предсказаний. Тысячи таких реликвий, были найдены в земле, начиная с 1899 г. Обнаружено несколько бронзовых сосудов с надписями, изготовленных в период династии Шан.
Однако первой династией, согласно традиционной китайской историографии, была не Шан, а Ся, которая, предположительно, правила с 21 по 16 век до нашей эры. Ни археологических, ни документальных свидетельств о ней не имеется, тем не менее, большинство историков считает, что эта династия действительно существовала.
Предположение это основано на двух доводах:
Во-первых, древние китайские сочинения, высказывая различные точки зрения на те или иные события, происходившие, как считалось, в период правления династии Ся, тем самым признавали факт существования такой династии.
Во-вторых, относительно высокий уровень экономического и культурного развития при династии Шан, так же как и зрелость ее политических и социальных институтов, свидетельствовала, по крайней мере, еще одна династия.
Во времена правления династии Ся, были возведены городские стены, создана армия, тюрьмы и введен уголовный кодекс. Династия Ся рассматривается как первое в истории рабовладельческое государство. Из достижений Китая в это время следует отметить: создание календаря, заслужившего высокую оценку последующих поколений как важный вклад в развитие астрономии.
При династии Шан-Инь (16-11 века до нашей эры) достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные надписи и бронзовые сосуды.
На рубеже ІІ-І тыс. до нашей эры. государство Шан было завоевано чжоусцами, пришедшими с запада. Созданная ими цивилизация носит название «Западного Чжоу», это было не единое государство, а совокупность отдельных, более или менее крупных государств. Династия «Западная Чжоу» (11 век - 770 г до нашей эры) была сравнительно развитым обществом. Процветало сельское хозяйство, были усовершенствованы земледельческие орудия труда, появилось множество сельскохозяйственных культур. Создано много высокохудожественных памятников литературы и искусства, а также трудов по философии политике и истории («Книга песен»). Регулярная хроника событий не велась вплоть до 841 г до нашей эры, когда правящий дом Западной Чжоу стал вести и сохранять ежегодные записи событий.
Культура Древнего Китая.
Об этой удивительной стране невозможно говорить либо думать, не упоминая о ее культуре, ибо это одна из древнейших культур мира.
Экономика и культура в древнем Китае достигли высокого уровня. <Золотой век> феодального общества приходился на династии Хань и Тан. В это время наблюдался подъем сельского хозяйства, различных ремесел, ткацкого производства, кораблестроения; в стране существовала развитая сеть водных и сухопутных путей, и Китай поддерживал широкие экономические и культурные отношения с Японией, Кореей, Индией, Персией, арабскими странами и другими.
Бумага, книгопечатание, порох и компас - четыре великих изобретения науки и техники древнего Китая - стали воплощением мудрости и созидательной силы китайского народа, оказали большое и глубокое влияние на мировую цивилизацию.
Философские учения древнекитайских мыслителей – Лаоцзы, Конфуция и других оказали огромное влияние не только на традиционную культуру Китая, но и на мировую культуру. Известный философ того времени Конфуций (551-479 гг до нашей эры) - основатель конфуцианства. Характерной чертой учения Конфуция является антропоцентризм. Его почти не интересуют проблемы космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру…, хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной силой в мире, а жертвоприношения предкам - важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре его внимания - проблемы человека, его умственного и нравственного облика. Конфуций первым разработал концепцию идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры, - который, прежде всего должен обладать жэнь - гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь - справедливостью, верностью, искренностью и т.д. Особое место заняла концепция сяо - сыновней почтительности, уважения к родителям и старшим вообще. Конфуций считал сяо, жэнь и других добродетелей основой и самым эффективным методом управления страной (ибо страна - это большая семья). Наконец, Конфуций придавал большое значение юе - музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и обычаев, а главенствующую роль отводил ли - этикету, т.е. правилам благопристойности, регулирующим поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения Конфуция о четком иерархическом разделении обязанностей в обществе была концепция чжен мин - выпрямления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием.