Смекни!
smekni.com

Алжирская Народная Демократическая Республика (стр. 9 из 9)

Архитектура, прикладное и изобразительное искусство

На территории Алжира открыты наскальные изображения животных, людей, сцен охоты, ритуальных обрядов (в горах Тассилин-Аджер и др.), восходящие к неолиту. В прибрежных районах сохрани­лись остатки городов финикийского, римского и византийского времён (Гиппон, Шершель, Картенна, Типаса, Тимгад, Джемила, Константина и др.) с руинами храмов, театров, терм (обществ, бань), триум­фальных арок, акведуков, жилых до­мов, базилик, крепостей. Найдены про­изведения скульптуры и мозаики с мифологическими и бытовыми сценами.

Средневековые города Алжира с узкими извилисты­ми улицами, окружённые крепостной стеной, включали цитадель (“касба”), многочисленные мечети, медресе, бани, рын­ки, дворцы (напр., дворцовый комплекс в Кала-Бени- Хаммаде, 11 в.). С 10 в. отстраивается г. Алжир, в 12—13 вв.— Тлемсен (сохранились характерные для севера Африки мечети, разделённые рядами подковообразных арок на попе­речные нефы, и квадратные в плане баш­ни-минареты, увенчанные зубцами и маленьким купольным павильоном). В плане и декоре постройки Тлемсенаблизки зодчеству Марокко и Андалусии (Юж. Испания): здания украшены тон­кой орнаментальной резьбой по стуку (алебастровой штукатурке), сталактита­ми, глазурованными плитками.От 16 — 18 вв. в гг. Алжир, Константина сохрани­лись богатые дворцы и виллы турецких на­местников (в них ныне размещены музеи, библиотеки и др.). Старые городские дома преимущественно 2—3-этажные, с плоскими крыша­ми и замкнутыми двориками; в тесных улицах Алжира верхние этажи домов выступают и опираются на деревянные консоли. В селениях — дома из глины и сырца, большей частью с плоскими крышами; в районах Кабилии преобладают двускатные черепичные крыши, в некоторых сахарских поселениях (напр., Эль-Уэд) — своды и купола. С 1930-х гг. в г. Алжир, в Оране, Аннабе, Беджаии (Бужи) и др. городах строятся многоэтажные жилые, админи­стративные, деловые здания, роскошные виллы и особняки ( франц. арх. П.А. Эмери, Б. Зсрфюсс, Л. Микель, П. Турнон и др.). После освобождения Алжира особое внимание уделяется жилищному и школь­ному строительству (группа арх. А. Коппа).

Прикладное искусство Алжира 19—20 вв., как и в средние века, представлено изделиями из металла (сосуды с чеканным и гравированным узором, ювелирные изделия), узорными тканями, коврами, вышивкой, расписной керамикой, изделиями из кожи. Народное искусство сельского населения сохраняет традиционные геометрические мотивы и расцветку (красно-сине-чёрная — в ков­рах, желто-красная—в керамике); в произведениях городских ремесленников, испы­тавших воздействие турецкого искусства, преобла­дают многоцветные растительные узоры — извивающиеся побеги, цветы, листья.

Изобразительное искусство в Алжире 19 — начала 20 вв. было представлено работа­ми французских художников. В 20—30-х гг. 20 в. появляются художники-алжирцы — 6ратья Мухаммед и Омар Расим, Темам Раием. В 1960-е гг. в Алжире работает около 60 художников, которые объединены в Национальный союз алжирских художников. К мастерам реалистического направления, отражающим в своих произведениях борьбу за освобож­дение и жизнь алжирского народа, относятся живописцы и графики X. Бенанбур, Б. Йеллес, М. Бузид, М. Иссиахен, И. Самсом, Байя, скульптор М. Аддан. Среди художников-абстракционистов — Ш. Месли, М. Хадда.

Архитекторов, живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладного искусства готовит Национальная школа архитектуры и изящных искусств в г. Алжир (осн. в 1881).

Музыка, театр и кино

С древнейших времён народное музыкальное искусство существовало у кочевых и оседлых племён Алжира и передавалось из поколения в поколение. Фольклорная вокальная музыка — преимущественно монодическая, основана на семиступенных звукорядах, обладает ритмическим мно­гообразием. Начиная со 2 в. до н. э. это искусство испытало влияние древнегрече­ской, затем римской и средневековой. христианской музыки. Со времени завоевания Алжира ара­бами (7 в.) и особенно с 10 в. большое распространение получила музыкальная культура мавританской Андалусии, с 16 в.— воен­ная турецкая музыка. Вместе с тем, в средние века в Алжире были созданы местные музыкальные формы. Самая популярная из них — нуба, представляет собой сюиту, в которой чередуются песенные (соло или унисон­ный хор) и инструмент. С древних времён популярны нубы: сика, зидан, мез-мум, муаль, рамель, исполняемые как хором, так и соло. Среди алжирских музыкальных инструментов — ребаб (смыч­ковый), уд (лютня), канун (род цитры), госба (флейта), тбел, дефф (ударные) и др. Эти инструменты входят в национальный оркестр.

В результате сближения традиционных классических и народных жанров в 20 в. возник жанр лёгкой музыки, аль-джад, видным представителем которого стал ис­полнитель и композитор Хадж Мухаммед аль-Анка.

По мере распространения в Алжире французского языка получил распространение французский театр. Первая театральная труппа, игравшая на арабском языке, возникла в 20-е гг. 20 в. Основателем её был актёр, драматург и режиссер Р. Ксентини, на­писавший свыше 100 пьес, среди которых наиболее популярны “Бу-Борма”, <Мой кузен из Стамбула”, “Зед-Алех” и др. Преемником Ксентини был Б. Махиддин, написавший пьесы “Преда­тели”, “Пробудившиеся”, Племяподдакивающих”. Труппа Махиддина ставила также пьесы А. Накли, М. Ульд Шейха и других драма­тургов, произведения Мольера, Софок­ла, Ибсена в вольном переводе на араб­ский язык.

С началом Национально-демократической революции (1954) многие актёры участвовали в вооруженной борьбе. В дальнейшем большинство актё­ров его труппы было вынуждено поки­нуть родину и создало за границей (в Ту­нисе) Алжирский художественный ансамбль. После провозглашения независимости Алжира в 1962 г. на базе этого ансамбля был создан Алжир­ский национальный театр во главе с актёром и ре­жиссёром М. Катебом. Наряду с драматическими произведениями алжирских и зарубежных авторов (в 1963 Катеб перевёл и осущест­вил постановку “Дон Жуана” Мольера) на сцене театра ставятся музыкально-танцеваль­ные представления. Крупнейшие теат­ральные труппы приняли участие в 1-м Всеафриканском фестивале в г. Алжир (1969).

Национальная кинематография в Алжире за­родилась в период Национально-демократической революции 1954—62 гг., когда был создан ряд документальных и агитационных фильмов, посвящённых борьбе народа Алжира за неза­висимость. Для становления национальной кинематографии большое значение имели национализа­ция кинотеатров и создание в 1964 Национального центра кинематографии. Среди лучших фильмов—“ Битва за город Алжир” (1966) и “Ветер с Ауреса” (1967).

ВЫВОДЫ:

1. Алжир – страна с древнейшей историей захватнических войн и колонизации, как африканскими, так и евроазиатскими государствами. Главное влияние оказали арабы, насадившие свою культуру, язык, религию (ислам). Берберы - потомки исторически коренного населения – ливийцев, составляют абсолютное меньшинство.

2. Образованию Алжира как государства способствовало его выгодное географическое положение – здесь проходят важные мировые пути между Атлантикой и Ближним Востоком, Европой и странами Африки.

3. АНДР – парламентская президентская республика с очень широкими полномочиями президента.

4. Алжир – достаточно развитое в экономическом и культурном отношении государство. Уровень жизни населения относительно высок, поддерживается дотациями от государства, в основном за счет экспорта нефти, газа и пр. Бесплатное обучение и медицинское обслуживание. Большое внимание оказывается образованию.

5. АНДР – государство, характеризующееся политической нестабильностью, в сдерживании которой главную роль играет армия. Основным фактором политической нестабильности является борьба за власть, как между политическими движениями, так и внутри них. Главными возмутителями политической жизни являются ИФС и ХАМАС. Они составляют главную оппозицию государственному курсу (строительство социализма, установление президентского режима, однопартийной системы и т. д.). Одним из главных факторов, используемых оппозицией, являются безработица, экономические трудности и т. п. Вместо конституции они выдвигают законы шариата – коран. Основными методами борьбы у экстремистских исламских организаций являются международный и внутренний терроризм.

6. Экономической базой Алжира являются природные ресурсы (нефть, газ, руды и др.) и национализированные иностранные владения, фирмы, компании, банки, имущество и т. д.

7. В Алжирской экономике в последние годы наметился переход от плановой к рыночной; разрешено покупать землю из госфонда, нерентабельных кооперативов; большая часть торговли перешла в частные руки.

8. Все еще остаются проблемы в здравоохранении: борьба с инфекционными и экологическими заболеваниями, а также в ветеринарии – борьба с болезнями животных, в т. ч. опасных для человека.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Азия и Африка сегодня. Журнал № 9, С. 19-21. М., 1996.

2. Африка. Общий обзор. Северная Африка. В книге: Страны и Народы. Научно-популярное географо-этнографическое издание в 20 томах. М., “Мысль”. 1982. С. 251-291.

3. Большая Советская Энциклопедия. В 30 томах. Издание 3-е. Том 1. М., “Советская Энциклопедия”, 1969. С. 422-434.

4. Страны мира сегодня. Том 3. Африка. Алжир. М.,1999.

5. Страны мира. Справочник. Под ред. И.С. Иванова. М., “Республика”. 1999. С. 13-15.

6. Эхо планеты. Журнал № 3 М.,1997.

7. Эхо планеты. Журнал № 4 М.,1998. С. 11.