Обыкновенной именной бумагой, или, что одно и то же, ректа-бумагой, называется ценная бумага, которая легитимирует своего держателя, если он назван в качестве управомоченного в тексте предъявленной им бумаги или является его правопреемником на основании общих норм гражданского права[102].
Представленному определению противостоят иные определения обыкновенных именных ценных бумаг.
Действующее российское законодательство предусматривает следующие виды ректа-бумаг.
1. К ректа-бумагам относится вексель, в котором векселедатель поместил негативную ордерную оговорку (абз. 2 ст. 11 Положения о переводном и простом векселе). Вексель, снабженный негативной ордерной оговоркой, может быть передан лишь с соблюдением формы и с последствиями обыкновенной цессии (абз. 2 ст. 11 Положения о переводном и простом векселе)[103]. Поэтому он легитимирует своего держателя, если последний назван в тексте предъявленного им векселя или является лицом, до которого бумага дошла в порядке цессии, т.е. способом, присущим не именным, а обыкновенным именным ценным бумагам. Отсюда вытекает, что вексель с негативной ордерной оговоркой есть ректа-бумага[104].
2. КТМ РФ допускает выдачу именных коносаментов, т.е. коносаментов, выписанных на имя определенного получателя (ст. 146). Груз, перевозка которого осуществляется на основании именного коносамента, выдается перевозчиком в порту выгрузки при предъявлении оригинала коносамента получателю, который указан в коносаменте, или лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или в иной форме в соответствии с правилами, установленными для уступки требования (абз. 1, 2 п. 1 ст. 158 КТМ РФ). Сказанное свидетельствует о том, что именной коносамент представляет собой обыкновенную именную ценную бумагу.
3. Ректа-бумагой является именной чек, предусмотренный п. 2 ст. 880 ГК РФ. Именным признается чек, составленный на определенное лицо с оговоркой, из которой следует, что эмитент поручает плательщику выплатить чековую сумму только указанному в чеке лицу, а также чек, который выписан на определенное лицо без оговорки «приказу».
4. Российскому законодательству известны именные сберегательные и депозитные сертификаты (п. 2 ст. 844 ГК РФ, абз. 2 п. 3 Положения о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций). Удостоверенные ими права передаются в порядке, установленном для уступки требований. Легитимированным держателем таких сертификатов выступает лицо, до которого бумага дошла в порядке цессии (абз. 1 п. 16, абз. 4 п. 17 Положения о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций). Это означает, что именные депозитные и сберегательные сертификаты кредитных организаций являются обыкновенными именными ценными бумагами[105].
5. Ректа-бумагами являются именные ценные бумаги Российской Федерации, по которым реестр их владельцев не ведется (абз. 2 ст. 4 Федерального закона «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[106]).
6. К числу ректа-бумаг относится закладная (п. 2 ст. .13 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)»[107]). Это вытекает из п. 3 ст. 48 данного закона, в силу которого «владелец закладной считается законным, если его права на закладную основываются на сделке по передаче прав по закладной и последней отметке на закладной, произведенной предыдущим владельцем».
С точки зрения характера удостоверенных ректа-бумагами прав, они распадаются на обязательственные и вещно-правовыебумаги.
К ректа-бумагам с обязательственно-правовым содержанием относятся именные векселя, именные чеки, именные сберегательные и депозитные сертификаты, а также именные ценные бумаги Российской Федерации. Именные коносаменты, удостоверяя обязательственные права, обладают вещно-правовым действием.
Вещно-правовой ректа-бумагой является закладная, которая воплощает право залога на недвижимость. Правда, в.п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» говорится, что закладная удостоверяет два субъективных права: 1) право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой; .2) право залога на имущество, обремененное ипотекой. Однако обеспечиваемое и обеспечивающее его право ввиду их различной правовой природы не могут воплощаться в одной ценной бумаге.
Составитель обыкновенной именной ценной бумаги обязывается по ней перед лицом, которому он не выдавал бумагу, в силу того, что это лицо приобрело право из бумаги по общим правилам гражданского права, в частности в порядке уступки требования. Таким образом, основанием его обязывания служит фактический состав, включающий в себя два элемента:1) наличие правильно составленной бумаги и 2) приобретение указанным выше лицом права из бумаги в общегражданском порядке (в порядке наследования, цессии и т.д.).
Обыкновенные именные ценные бумаги, как правило, оборотоспособны и могут передаваться от одного лица к другомупутем уступки воплощенных в них требований (п. 2 ст. 146, абз. 1 п. 1 ст. 382 ГК РФ).
Как уже отмечалось, ректа-бумаги подчиняются действию принципа: право на бумагу следует праву из бумаги. Несмотря на то, что эти бумаги являются движимым имуществом, их передача не может осуществляться по вещно-правовым принципам, т.е. путем соглашения о переходе права собственности на бумагу и ее передачи приобретателю. В случае передачи ректа-бумаги переход права собственности на бумагу является следствием перехода права из бумаги.
Уступка требования из ректа-бумаги представляет собой договор, посредством которого кредитор (цедент) передает свое требование другому лицу (цессионарию). С точки зрения цедента этот договор является распорядительной сделкой[108]. Его нельзя смешивать с договором, который обосновывает обязанность совершить уступку (например, с договором купли-продажи ректа-бумаги). Договор уступки есть самостоятельная абстрактная сделка, не совпадающая с лежащей в ее основании каузальной сделкой.
Право, выраженное в ректа-бумаге, переходит от цедента к цессионарию с момента вступления в силу договора уступки. Для передачи права вручения бумаги не требуется. Этот вывод основывается на ложном представлении, будто на обыкновенные именные бумаги распространяется принцип, действующий в отношении других видов ценных бумаг: «право из бумаги следует праву на бумагу». Однако для ректа-бумаг действует противоположный принцип: «право на бумагу следует праву из бумаги». Это означает, что собственником ректа-бумаги выступает только управомоченное по ней лицо. Переход права собственности на ректа-бумагу является следствием, а не условием уступки выраженного в ней права.
Уступка права из ректа-бумаги может оформляться путем составления самостоятельного документа о передаче без пометки на самой бумаге либо соответствующей записью на бумаге. Эта запись совершается на оборотной стороне бумаги в виде передаточной надписи цедента или двустороннего соглашения, подписанного цедентом и цессионарием (п. 16 Положения о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций).
В пункте 7 Обзора практики разрешения споров, связанных с использованием векселя в хозяйственном обороте, утвержденного Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ, указывается, что передаточная надпись на: ректа-векселе, имеющая форму индоссамента, не может служить доказательством передачи права в общегражданском порядке. Едва ли это верно. Будучи гражданско-правовым договором, уступка считается совершенной, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (абз. 1 п. 1 ст. 432 ГК РФ). Поэтому для доказательства совершения уступки необходимо установить, что воля к сделке была выражена как цедентом, так и цессионарием. Но этим положениям отнюдь не противоречит возможность оформления уступки передаточной надписью, подписанной одним: лишь цедентом. В данном случае обладание - цессионарием ректа-бумагой, снабженной передаточной надписью цедента, следует рассматривать как доказательство того, что цессионарий выразил волю к совершению уступки. Кроме того, мнение Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ не согласуется с абз. 2 ст. 148 КТМ РФ, который исходит из допустимости оформления уступки путем передаточной надписи, учиненной на передаваемом именном коносаменте.
Для того чтобы держатель ректа-бумаги смог реализовать выраженное в ней право, он должен легитимировать себя в качестве управомоченного, т.е. должен предъявить бумагу должнику, а также доказать, что он либо идентичен с названным в бумаге кредитором, либо является его правопреемником, либо управомочен им на осуществление права по бумаге.
Должник освобождается от обязанности по бумаге только через исполнение легитимированному предъявителю. Если предъявленная должнику бумага снабжена передаточными надписями, он не может ограничиться проверкой формальной (внешней) правильности этих надписей, а должен проверять подлинность каждой из них. Отклоняющееся предписание, направленное на облегчение проверки легитимации цессионария, установлено в отношении именных сберегательных и депозитных сертификатов. В силу абз. 4 п. 17 Положения о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций должник по соответствующему сертификату проверяет «непрерывность ряда договоров уступки требования», но не обязан исследовать подлинность договоров об уступке, посредством которых предъявитель сертификата удостоверяет себя в качестве правопреемника названного в сертификате кредитора.