Смекни!
smekni.com

Древняя Месопотамия (стр. 2 из 5)

Во второй половине II тысячелетия до н.э. из Северной Аравии в Серийскую степь и далее в Северную Месопотамию двинулась обширная группа арамейских племён, которых аккадцы называли сначала ахламу, а позднее - араму. В конце ХIII в. до н.э. арамеи создали в Западной Сирии и Юго-Западной Месопотамии множество мелких княжеств. К началу I тысячелетия до н.э. они почти полностью ассимилированы хурритское и амореское население Сирии и Северной Месопотамии. Много численность арамейского населения и простота усвоения, алфавитного арамейского письма способствовали тому, что арамейский язык начал широко и прочно распространяться на этой территории.

Начиная с IХ в. до.э. в Южную Месопотамию стали вторгаться и оседать там родственные арамеям халдейские племена.

После завоевания Вавилонии персами в VI в. до н.э. арамейский стал государственным языком в этой стране.

Заметная пестрота этнического состава Месопотамии была обусловлена также осуществлением в больших масштабах политики насильственного переселения Ассирийской и Нововавилонской держав, и сильной этнической циркуляцией, имевшей место в Персидской державе куда входила и Месопотамия.

Периодизация. На территории Месопотамии с VII по IV тысячелетие до н.э. шел процесс разложения первобытного строя и возникновения классового общества.

В начале III тысячелетия до н.э. образовались первые небольшие государства в южной части страны в исторической области Шумер. Период охватывающий первую половину 111 тысячелетия до н.э. носит название раннединастической эпохи. В ХХIV-XXIIIвв. до н.э. политический центр перемещается в центральную часть Месопотамии, где возникает государство Аккад, объединившей под своей властью Шумер и северные области Месопотамии. От Аккадского царства, рухнувшего под натиском кочевников-кутиев, гегемония в Месопотамии вскоре переходит к Шумеро-Аккадскому царству с центром на юге-в городе Уре, историей которого завершается III тысячелетие до н.э.

Во II тысячелетие до н.э. в долине Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых возобладало Вавилонское царство, объединившее под своей властью обширную страну. Его история делиться на несколько периодов: старовавилонский (ХIХ-ХVI вв. до н.э.), средневавилонский или касситский (ХVI-ХII вв.до н.э.), период политического ослабления Вавилона и борьбы за независимость (ХII-VII вв. до н.э.) и, наконец, кратковременный нововавилонский период подъёма и возрождения (VII-VI вв. до н.э.) завершившийся завоеванием страны Персией. С ХVI по ХIII вв. до н.э. в западной части Северной Месопотамии значительную роль играло государство Митании.

В восточной её части еще в III тысячелетие до н.э. возникло Ассирийское государство с центром в городе Ашшур, история которого в дальнейшем подразделяется на периоды: староассириский (ХХ-ХVIвв. до н.э.), среднеассириский (ХV-ХIвв. до н.э.) и новоассириский (Х-VIIвв. до н.э.). В этот последний период Ассирия разрастается в огромную, охватившую почти все страны Ближнего Востока великую державу, прекратившую своё существование в VII в.до н.э.

Восстановить хронологию древней истории Месопотамии весьма сложно. Для древнейшего периода, по которому имеются вещественные памятники палеолитической, мезолитической и неолетичесокой эпох, пользуются обычно археологическими методами датировки: по керамике, строительным приемам, содержанию радиоактивного углерода С14 в деревянных предметах и др.

Для восстановления хронологии III-I тысячелетия до н.э. используют царские списки Шумера, Вавилонии, Ассирии, ассирийских должностных лиц-лимму, по которым велось летоисчисление, надписи шумерских и аккадских правителей, надписи и летописи вавилонских и ассириских царей стандартные датировочные формулы в официальных и частных документах и др.

Для установления надежной хронологии большое значение имеет выявление синхронизмов в истории Месопотамии и других государств Ближнего Востока: Элама, Египта, Хеттского царства, государств Восточно средиземноморского побережья, Урарту, Мидии, Перси. Синхронизмы устанавливаются как по археологическим находкам, так и по данным дипломатических документов из архивов, обнаруженных в Египте, Месопотамии, Сирии, Малой Азии, по произведениям из библии, трудам Греко-восточных поздних историков (Бероса, Манефона, Птолемея).

За основу обычно берётся время правления вавилонского царя Хамураппи, хорошо освещаемое астрономическими, письменными и вещественными данными. Сторонники «краткой» хронологии, наиболее полно обоснованной в трудах американского ученого Олбрайта, считают начальной датой правления этого вавилонского царя 1728 год до н.э. По «средней» хронологии, разработанной английским ученым С.Смитом и советским академиком В.В Струве, наиболее сейчас распространённой таковой датой считается 1792год до н.э. По длинной хронологии (А Гетце и др.)-1856год до н.э.

В советской исторической литературе для истории Месопотамии принята «средняя» хронология С. Смита- В.В Струве.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА.

ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ШУМЕРА

В древнейшую эпоху стойбища охотников каменного века располагались а гористом районе, на северо-востоке Месопотамии, в пределах современного Курдистана (Барда-Балка, Шанидар). В период среднего палеолита (70000-29000гг. до н.э.) здесь жили охотники неандертальцы, объеденные в небольшие общины и обитавшие в пещерах или под скальными навесами.

ВХI-VIII тысячелетиях до н.э., в эпоху мезолита, в долине Тигра и Евфрата, наблюдается постепенный переход к земледелию и скотоводству, о чем свидетельствует находки зерностроек, пестов и ступок, кремнёвых вкладышей серпов, а также данные о приручении овцы. Стоянки зимой распологались в пещерах, а летом- в долине, по берегам рек(Зави-Чеми-Шанидар, Млефат, Карим-Шахир).

Более быстрыми темпами идёт развитее в эпоху неолита. В VII-VI тысячелетиях до н.э. в горных долинах Загроса, на окраинах Месопотамской низменности появляются так называемой культуры Джармо.

Постепенно племена земледельцев и скотоводов спускаются с гор в долины и в конце VII-начале VI тысячелетия до н.э. в Северной Месопотамии возникает целый ряд оседлых посёлков, состоявших из прочных глинобитных строений (Телль0Сотто, Умм-Дабагия). Их жители в основном занимались земледелием. О сложившимся земледельческо-скотоводческом хозяйстве можно судить по памятникам хассунской культуры, датируемой серединой и второй половиной VI тысячелетия до н.э.(Хассуна, Ярым-тепе 1 и др.) хассунские племена широко осваивают районы Северной Месопотамии. Развивается ткачество и гончарное производство, где для обжига сосудов применяются специальные печи, а сама посуда покрывается нарядными цветными узорами. Глиняные фигурки женщин с вмазанными в них зёрнами свидетельствует о почитании женского божества, покровителя плодородия.

Культура Хассуна - важный этап в истории Месопотамии. В ней прослеживаются связи как восточным очагом - Загросом, так и с западным - Малой Азией и Северной Сирией.

В V тысячелетия до н.э. в жизни Северной Месопотамии наблюдаются изменения , связанные как с развитием производительных сил, так и с7 передвижением племён. По названию поселения Телль-Халаф, где проявились характерные четы этого периода, данный этап получил наименование халафской культуры. Поселение халафского типа обнаружены на большой территории от Сирии до Юго-Западного Ирана.

Халафская культура вносит в историческое развитие Месопотамии новые черты. В скотоводческом хозяйстве значительную роль играет крупный рогатый скот, буро развиваются различные производства. Высокого уровня достигло камнерезное производство: при раскопках Ярым-Тепе II в изобилии найдены алебастровые вазы, чаши, кубки и.т.п. Устанавливаются связи районами Закавказья: там найдены женские статуэтки и керамика халафского типа.

Одновременно с развитием халфской культуры в Северной Месопотамии продолжается продвижение племен на юг, где образовались древнейшие поселения в Эриду, Уре, Уруке. Их жители начали интенсивное освоение Южной Месопотамии, что в условиях болотистой низменности было возможно только при создании мелиорации и искусственного орошения. В последней трети V-в первой половине 1V тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии формируется убейдская культура (по названию поселения Эль-Убейд около Ура). Она характеризуется наличием системы оросительных каналов, развитием ремёсел керамического(стандартные формы, красивая и строгая геометрическая роспись, появление гончарного круга), металлургического (знакомство с техникой литья, большой набор орудий из меди). В Убейдский период происходит рост населения. Наряду с мелкими поселениями возникают крупные центры площадью до 10га. Монументальные храмы. Видимо, в это же время на территории Южной Месопотамии появляется новая этническая волна - племена шумеров, которые смешались с населением.

Урукская культура (вторая половина IV до н.э.) характеризуется созданием основ шумерской цивилизации, возникновением классового общества и государственности.

Всё больший прибавочный продукт даёт ирригационное земледелие. Всё более быстрыми темпами идёт отделение ремесла от земледелия. Закладываются основы товарного обращения, развивается внешний и внутренний обмен. Обитатели Месопотамии ввозят в страну из соседних областей металлы (медь, золото),

Строительный материал, драгоценный и полудрагоценный камни, вывозят зерно и продукты ремесла. В качестве транспортных средств употребляются лодки и повозки. Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической протошумерской письменности, насчитывающей около 2000 рисуночных знаков, каждый из которых передавал целое понятие. В документах хозяйственной отчетности из Урука часто встречаются пиктограммы, обозначавшие рабов и рабынь. По мере усложнения социальной структуры и обособление органов власти, среди которых значительную роль играют храмы во главе со жречеством. Жречество в значительной мере сосредоточило в своих руках функции управление ирригационным хозяйством.