Утверждения единовластия царя-деспота проходило в борьбе с родовой аристократией, опиравшейся на советы старейшин. С другой стороны, формировалась социальная опора царской власти-служилая знать, чиновничество, частично жречество.
Итогом политического развития Аккада в ХХIV-XXIII вв. до н.э. явилось возникновение деспотии, представлявшей могущественной властью царя ( «шарум»). Однако созданная Саргоном держава и сама деспотическая власть столкнулись с рядом затруднений. Уже в конце его царствования началось брожение среди « старейшин», вспыхнул мятеж в войске ( видимо в ополчении общинников), отпали некоторые области ( Субарту ) и города ( Казаллу, Вавилон).
Приемник Саргона – Римуш предпринял решительные меры, направленные на уничтожение сепаратизма родовой аристократии Шумера. Были организованы три похода против мятежных правителей городов, сопровождавшиеся жестокими битвами и расправами. Особенно был важен третий поход против сильной коалиции городов- Уммы, Адаба, Дера, Лагаша. Их «энси» были убиты или пленены, перебито только в уме и Дере около 13000 человек.
Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура, Лагаша, Ура. Но противоборствующая сторона оказалась сильнее, в следствии заговора царь погиб от руки приближенных, убивших его каменными печатями. Брату Ремуша Маништусу также пришлось подвить ряд восстаний. Наряду с этим он совершил два похода в Элам. Один из походов был предпринят по морю к восточному побережью Персидского залива.
В целях укрепления царской власти Маништусу вводит налоги с храмового хозяйства, расширяет царский земельный фонд, скупая общинные земли, что закладывает основы системы царских хозяйств. В то же время он ищет поддержки у жрецов, увеличивая размер наделов и количество рабов у храмового персонала, принося храмам богатые дары, освобождая некоторые из них от налоговой повинности.
После насильственной смерти и этого царя в Аккаде воцаряется знаменитый Нарам–Суэн (2236-2200 до н.э.) Подавив очередную вспышку внутри государства, Нарам-Суэн принимает меры, которые укрепляют его деспотическую власть. Вместо прежних наследственных «энси» из числа аристократии он сажает в ряде городов своих сыновей, представителей царской бюрократии , и низводит «энси» до положения чиновников. Опора на жречество становится ведущей линей его внутренней политики.
Внешняя политика Нарам-Суэна отличается большой активностью. Он предпринимает успешные походы на запад, где наносит решающий удар царству Эбла, на север-Субарту и верховья Тигра, на восток-в Элам и страны по берегам Персидского залива ( Маган и Мелухху), в горы Загрос-против племён луллубеев. Падает враг, пронзённый копьём, просит милосердия другой… Над победителем-лишь вершина и звёзды. Титул «царь четырёх стран света» увенчал внешнеполитические успехи аккадского царя. Однако последние годы правления Нарам-Суэна были омрачены конфликтами с частью жречества, не довольной введением царского культа, а также голодом, охватившим страну, разрушением ирригационной сети, которые вероятно были следствием вторжения в Месопотамию горных племен кутиев (гутиев).
Нашествие кутиев
Под ударами кутиев пришло в упадок Аккадское утратившее свою власть над шумерскими городами, которые стремились к восстановлению независимости. Обострились социально-политические противоречия. Завоевателями были разрушены многие храмы и города Месопотамии, угонялись в плен и облагалось тяжелой данью население.
Завоеватели-кутии представляли собой племенной союз во главе с избиравшимся на определённы срок вождями; они находились на более низкой стадии общественного развития, нежели покоренная ими Месопотамия. Кути предпочитали находиться в пределах своей страны и области Аррпаха, а управляли Месопотамией с помощью наместников и военачальников из среды шумеров и аккадцев.
Одним из таких наместников, который возможно, осуществлял власть над всем шумером, был «энси» Лагаша Гудеа. Правивший около 20 лет во второй полоаинеХХIIв. до н.э.
Политическое поражение Аккада ослабило деспотическую власть царя, и Гудеа частично вернулся к прежним раннединастическим традициям во взаимоотношениях с «энси» с храмовыми хозяйством, советом старейшин и народным собранием, из среды которого якобы волей бога избирался правитель.
При Гудеа Лагаш имел широкие торговые связи с Северной Месопотамией, Сирией, побережьями Персидского залива, Эламом, Ираном, возможно с Индией, откуда в Лагаш поступали кедр, и сосна, золото и медь, мрамор и диорит, сердолик и лазурит.
Около 125 лет кути удерживали господство над страной. За это время они восприняли высокую культуру Месопотамии. Зрело сопротивление завоевателям, которое возглавил при поддержке Ура Урук, где к власти пришел простой рыбак Утухегаль.
В 2109г до н.э. вождь кутиев Тирикан был разбит Утухегалем. Утухегаль вскоре умер, и его гегемония над освобожденной Месопотамией перешла к царю Ура-Ур-Намму. Он стал основателем III Урской династии, правившей объеденным Шумеро-Аккадским царством (конец ХХII-начало ХХв. до н.э.)
Шумеро-Аккадское при III династии Ура
За время правления III династии Ура (около 115 лет) в Шумеро-Аккадском царстве произошли некоторые изменения в экономике. Была полностью восстановлена прежде нарушенная ирригационная система.
Основную массу земель при III династии Ура составлял царский земельный фонд, вобравший в себя земли местных правителей, все храмовые владения и вновь завоеванные территории. Царская земля делилась на несколько категорий. Часть земли была собственно царской. Она обрабатывалась находившимся на положении рабов которые получали за работу натуральное довольствие, рабами из числа военнопленных, а также наёмники из числа разорившихся свободных общинников. Другая часть царской земли выделялась в пользу храмов, а третья часть отдавалась в пользование административному и храмовому персоналу, профессиональным воинам.
Общество Месопотамии времени III династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Документы говорят о продаже в рабство детей бедняков, особенно дочерей, о росте временного рабства –должничества, чреватого наследственным рабством для детей должников, родившимся в период отработки долга. Сохранились судебные акты по оспариванию рабского состояния бывшими свободными, которые свидетельствуют о частом порабощении ранее свободных людей. Об обществе полных противоречий, ясно говорят строки из введения к законам Ур-Намму: «Сироту человеку богатому он ни за что не отдавал, вдову человеку, власть имущему он ни за что не отдавал, человека одного сикля человеку одной мины он… не отдавал.
Класс рабов увеличивался количественно за счет военнопленных, захваченных во время походов и при подавлении восстаний, а также за счет проданных в рабство разорившихся свободных. Цена на раба невелика: раб стоил 9-10 сиклей, рабыня - вдвое или втрое меньше. Положение частновладельческих рабов было несколько лучшим. Они могли иметь небольшое имущество, семью, откупаться на волю, по некоторым делам обращаться в суд. Рабов-соплеменников запрещалось продавать за пределы страны.
Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда « царем четырех стран света».
Власть царя идеологическая обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Эллиль, отождествленный с аккадским верховным богом Баалом(Балом), считается царем богов и покровителем земного царя. Был составлен « Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Внешняя политика государства не отличалась активностью. Совершались отдельные походы в северные районы Месопотамии и в области Ирана, сделавшие их подвластными Шумеро-Аккдскому царству. С запада на Месопотамию надвигались кочевые племена амореев. Против которых была воздвигнута система укреплений под названием «Стена, отдаляющая бедуинов». Строились крепости и на востоке - для защиты от кутиев и эламитов.
Годы правления пятого царя III династии - Иббм-Суэна (2027-2003гг. до н.э.) были временем упадка Шумеро-Аккадского царства.
Внешним толчком, который привёл к распаду государства, стал натиск с запада амореев, сделавших своим оплотом Мари и неуклонно наступавших на царство Ибби-Суэна. На юге страны - в Ларсе - вождь наёмников-амореев Напланум создал своё царство. Посланный сражаться с аиореями, военачальник Ишби-Эрра занял стратегически важный город Исин и основал независимое от Ура государства и собственную династию. На востоке от Шумеро-Аккадского царства отпала Эшнунна Завершающий удар нанесли эламиты, которые вторглись в Месопотамию, разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен в Элам последнего царя Ибби-Суэна.
Месопотамия во II тысячелетии до н.э.
Преобладание Вавилона
Кризис экономической системы, опирающееся на крупные царские хозяйства, падение III династии Ура, разрушение многих шумеро-аккадских центров скотоводами - амореями и их распространение на территории Месопотамии привели к временному упадку централизованного государства и возрождению политической раздробленности страны.