Смекни!
smekni.com

Анализ деятельности ОПЕК как мирового и наднационального регулятора мировой торговли (стр. 2 из 2)

По данным различных ученых, в середине 1974 г. под контролем государства в странах ОПЕК находилось 59 % всей добываемой в них нефти. Характерно, что в тот период в результате национализации был установлен контроль над 32 % всей добычи и за счет приобретения долевого участия в концессиях – над 26 %.

Добившись значительного роста цены на нефть, развивающиеся страны многократно увеличили свои доходы. За этот счет были переоснащены действующие и построены новые нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, получили развитие другие сектора экономики.

На мировом рынке нефти стали действовать два крупных центра – Запад и Восток.

Такая структура нефтяного рынка сохранилась и по сей день, однако в результате согласованной политики стран – участниц ОПЕК государства Восточного полушария имеют в настоящее время значительно больший удельный вес на мировом рынке нефти, нежели страны Западного полушария.

Несмотря на это, ОПЕК не способна справиться с трудностями, которые время от времени все-таки возникают перед ней. На мировом рынке нефти сегодня активную роль играют также такие страны, как: США, Мексика, Россия и другие. ОПЕК вынуждена считаться с этими странами, вести переговоры о сотрудничестве с целью стабилизации цен на нефть.

РОЛЬ ОПЕК В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

В современных условиях объем промышленного производства в структуре мирового ВВП – 60 %, а промышленной продукции в структуре мировой торговли – 70 %. Из этого видно, что развитие мировой экономики напрямую зависит от развития промышленности. При этом мировая промышленность зависит от нефти, как одного из самых дешевых и распространенных источников энергии на промышленных предприятиях. Нефть также имеет большое хозяйственное значение, от нее зависит работа автомобильного, воздушного, морского и значительной части железнодорожного транспорта. Поэтому можно смело говорить о том, что нефтяной фактор является существенным в поддержании стабильности функционирования мировой экономической системы.

Однако при всей значимости нефтяного фактора не каждая страна, добывающая данный вид сырья, может реально влиять на мировую экономику.

В настоящее время на мировом рынке нефти реальной силой, способной в полном объеме использовать данный фактор, является ОПЕК. Строго регулируя добычу и экспорт нефти, страны ОПЕК обладают действительной возможностью диктовать мировые цены на нефть с учетом в первую очередь своих национальных интересов. Такая возможность является следствием многих факторов.

Во-первых, страны, входящие в ОПЕК, обладают богатейшими запасами нефти, на их долю приходится более трех четвертей всех доказанных мировых запасов.

Во-вторых, на сегодняшний день ОПЕК добывает около 24 млн. баррелей сырой нефти в день, обеспечивая около 40% мирового предложения.

В-третьих, себестоимость добычи нефти на месторождениях ОПЕК существенно ниже, чем в других регионах планеты, поэтому ОПЕК может довольно легко изменять уровень добычи нефти, как в сторону уменьшения, так и увеличения. По оценкам EIA (Energy Information Administration), без привлечения существенных инвестиций, нефтяной картель может увеличить добычу нефти до 35 млн. барр./сут. При этом вложения в увеличение уровня добычи на 1 барр./сут. составляют всего около 2,8 долл.

Итак, ОПЕК действительно способна влиять на уровень цен на нефть, ее роль в мировой экономике сводится к поддержанию стабильности цен на нефть, уравновешиванию спроса и предложения посредством увеличения или уменьшения добычи нефти.

Однако для более полного понимания ее роли в мировой экономике необходимо рассмотреть функционирование картеля в кризисных ситуациях.

В октябре 1973 года началась четвертая Арабо-Израильская война. В ответ ОПЕК сначала сократила, а затем и вовсе наложил эмбарго на экспорт нефти союзникам Израиля: США, Голландии, Португалии, и ЮАР.

Эти действия ОПЕК, наряду с такими факторами, как подъем в капиталистической экономике, вызвавший резкое повышение спроса на нефть, спекулятивные операции монополий с товарными запасами нефти, усиливавшиеся диспропорции между спросом и предложением – все это неминуемо привело к первому энергетическому кризису, который продолжался пять месяцев вплоть до 18 марта 1974 года, пока действовало эмбарго картеля против США. За это время цены взлетели с 4,5 до 12 долларов за баррель.

Второй кризис, разразившийся в 1979 году, был еще опасней. В Иране произошла революция, а с 1 апреля ОПЕК увеличил цены на 14,5 %. Это привело к тому, что рыночная цена выросла до 14,6 долл. за баррель. С июля картель повысил цены еще на 15 %. Затем последовал захват Ираном западных заложников и разрыв отношений с США. В то же время действия Саудовской Аравии привели к росту цен с 19 до 26 долл. за баррель. В 1980 году ситуацию обострила Ирано-Иракская война. Смесь Saudi Light выросла до 34 долларов за баррель, достигнув своего исторического максимума.

Первый и второй энергетические кризисы показали низкую эффективность деятельности ОПЕК, не отлаженный механизм координации нефтяной политики, входящих в нее стран. В обоих случаях ситуация на рынке развивалась спонтанно, при участии стран – членов ОПЕК, но не под контролем организации, как таковой.

Но говоря о неспособности или, по крайней мере, слабом воздействии ОПЕК на мировую экономику в период кризисов, следует отметить, ее роль в стабилизации цен на нефть в последующие годы огромна. В период повышения цен общий объем поставок из этих стран оставался практически неизменным. Именно данный аспект затруднял вмешательство ОПЕК в стремительное развитие энергетических кризисов. Но в те моменты – соответственно 1975 г. и с конца 1980 г.,– когда начиналось ощущаться вызванное подорожанием жидкого топлива сокращение спроса, участники ассоциации нефтеэкспортеров существенно снижали добычу и тем самым устанавливали новый уровень цен.

В течение 5 лет наблюдалось спокойствие и плавное снижение цен на нефть, но когда в декабре 1985 года ОПЕК резко увеличил добычу нефти до 18 млн. барр/сут, началась настоящая ценовая война, спровоцированная Саудовской Аравией. ОПЕК заявила об отказе от роли «регулятора» рынка и решила отстаивать более высокую долю на рынке. Страны – участницы ОПЕК резко повысили добычу нефти в своих странах. Однако новая стратегия не принесла ожидаемого успеха: в течение нескольких месяцев сырая нефть подешевела более чем в два раза с 27 до 12 долл. за баррель – капиталистический рынок поразил очередной кризис – кризис перепроизводства.

Четвертый нефтяной кризис разразился в 1990 году. 2 августа Ирак напал на Кувейт, цены подскочили с 19 долл. за баррель в июле до 36 в октябре. Однако затем нефть подешевела до своего предыдущего уровня еще до начала операции «Буря в пустыне», завершившейся военным поражением Ирака и экономической блокадой страны, продолжающейся по сей день.

После кризиса в ЮВА 1997г. произошел обвал фондовых рынков по всему миру. Однако ОПЕК не обратила внимание на тревожные симптомы. Более того, на ноябрьской встрече было решено увеличить производство на 10 % - до 27,5 млн. барр./сут. Вся несвоевременность этого шага проявилась в 1998 году, когда рост предложения нефти на фоне сокращения ее потребления в Азии привел к увеличению промышленных запасов нефти и обвалу цен. В течение целого года ОПЕК не мог переломить ситуацию, и это поставило под сомнение само существование картеля. Дважды в марте и июне ОПЕК принимал решение о сокращении производства, однако низкая дисциплина внутри организации существенно подорвала доверие рынка. К декабрю 1998 года цены опустились до 10 долларов за баррель, а промышленные запасы в США достигли 330 млн. баррелей. Лишь в марте 1999 года картель не только принял решение о сокращении добычи, но и сумел его исполнить. Снижение добычи нефти с 25,5 млн барр./сут. до почти 23-х, наряду с восстановлением экономик стран Юго-восточной Азии сделали свое дело. Практически весь год после исторического решения цены на нефть непрерывно росли, причем если в феврале 1999 года Brent стоил около 10 долл. за баррель, то в марте 2000 все 30.

Современная ситуация показывает, что ОПЕК как никогда заинтересована в поддержании стабильности на мировом рынке нефти, во-первых потому, что не полностью отошедшие от последнего кризиса экономики некоторых стран не в состоянии будут перенести еще один кризис. Существование не только ОПЕК, но и стран, входящих в нее, зависит от грамотной политики данной организации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объединившись, страны – нефтеэкспортеры смогли противостоять международному нефтяному картелю, бороться против империалистической эксплуатации со стороны США и стран Запада и в конечном итоге вытеснить картель с мирового рынка нефти, начать самим распоряжаться своим национальным богатством, устанавливая на него «справедливую» цену. Однако, имея реальную силу на мировом нефтяном рынке, ОПЕК не только не смогла предотвратить нефтяные кризисы, но и своими действиями способствовала их нарастанию.

В настоящее время ОПЕК продолжает играть огромную роль в функционировании мирового хозяйства, но, очевидно, что ее роль на международной арене становится с каждым годом все ниже и ниже. Это объясняется многими факторами. Вот основные из них. Во-первых, вследствие того, что уже сегодня ОПЕК не в состоянии самостоятельно справиться с падением цен на нефть, ей приходится искать поддержки со стороны других стран экспортеров нефти, т. е. увеличивается ее зависимость от других стран. Во-вторых, усилившаяся в последнее время рационализация в использовании природных ресурсов и переход к использованию альтернативных источников энергии, ведет к сокращению спроса на нефть. В этих условиях ОПЕК проводит политику сокращения добычи «черного золота». Но, при сокращении добычи нефти в странах – участницах ОПЕК, государства, не входящие в нее, наоборот, стремятся увеличить добычу, постепенно вытесняя ОПЕК с мирового рынка нефти.

В долгосрочной перспективе (80–100 лет), на мой взгляд, ОПЕК ждет куда более серьезная проблема: исчерпание природных ресурсов. Экономика большинства стран, входящих в ОПЕК, преимущественно зависит от нефтяного фактора. Большинство доходов эти государства получают от продажи нефти. Поэтому экономики данной группы стран должны быть в срочном порядке диверсифицированы, иначе при полном исчерпании природных богатств возникнет угроза их дальнейшему существованию.

Кроме того я считаю, что крах экономик государств, зависящих более чем на 70% от нефти, произойдет намного раньше, чем фактическое исчерпание природных ресурсов. Объясняется это тем, что уже в скором времени (20–40 лет) нефть перестанет играть роль источника энергии. А в таком случае отпадет и необходимость мирового рынка в жидком топливе.