Воспроизводственные процессы базируются в основном на привозных материально-технических ресурсов. Неразвитость транспортной сети и дальность перевозок уже в 60-80 -е годы довели долю транспортной составляющей в цене потребляемой на Севере до 55-60 %, по сравнению со средними показателями по стране 12-15%. . В настоящее время доля затрат на транспорт еще более возросла. Это стало одной из основных причин неконкурентоспособности большинства видов добываемого на Севере сырья.
Сейчас освоение природных ресурсов Северного экономического района технически и инфраструктурно слабо обеспеченное, как правило не комплексное, привело к повсеместным экологическим деформациям и нарушениям. Разрывается и уничтожается тонкослойная природная целостность Севера. По существу, навечно из-за экологически преступной хозяйственной деятельности возникают многочисленные кладбища природы, превращая значительные территории в мертвый Север.
Деградация и разрушение природной среды усугубляется её высокой ранимостью и наличием вечной мерзлоты. Она служит водоупором и способствует застою загрязненных вод. К самым неблагополучным в экологическом отношении зонам района относятся территории нефте-, газо- и лесопромышленного освоения, которые чаще всего превращаются в «язвы опустынивания» из-за прогрессирующего разрушения почвенного и растительного покрова.
Неотъемлемую часть всех производственных процессов составляют люди, поэтому нужно учитывать потребности всего населения. Постановлением РФ «О предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безведомственной субсидии на строительство и приобретение жилья» № 937, от 3 августа 1996 года определён размер субсидии, составляющей от 5 до 70 % средней рыночной стоимости жилья. Это зависит от величины дохода в расчете на одного члена семьи и времени постановки на счет по улучшению жилищных условий, что для северян по сути дела значит от количества лет работы в районах Крайнего Севера. Но здесь возникает немало проблем в связи с нехваткой средств из федерального бюджета.
Уже сейчас стало ясно, что ежегодный завоз промышленных товаров, топлива и продовольствия в районы Крайнего Севера окончательно провалился. Северяне хорошо знают, чем им это грозит : когда за окном будет минус пятьдесят градусов, десятки посёлков и целые города обязательно останутся без отопления, за хлебом и сахаром выстроятся огромные очереди, а лекарства из аптек вообще исчезнут. Такая картина повторяется уже не первый год, и чем дальше, тем хуже. Без ежегодных завозов Крайний Север прожить не сможет. В районах вечной мерзлоты нет ничего, что могло бы обеспечить относительно достойную жизнь. Десятилетиями товары доставлялись в крупнейшие морские порты, откуда по маленьким речкам развозились в самые отдалённые уголки. Перевозить грузы речным транспортом - просто и относительно дёшево. Летом навигация длится 20-25 дней, потом реки опять замерзают. Тогда только один путь - на вертолётах, а это слишком обременительно для местных бюджетов.
О том, что положение на Севере близко к катастрофическому говорилось ещё весной на заседании Госдумы. В Комитете по проблемам Севера до сих пор хранится толстая папка с обращениями, заявлениями и выступлениями депутатов, суть которых сводится к следующему : «Давайте деньги на завоз, иначе будет плохо». Плохо стало уже сейчас. Комитетом по проблемам Севера на завоз 1997 года из бюджета предусмотрено выделить 3,5 триллиона (всем Северным районам). Это очень мало - всего 30 % от минимально необходимой суммы. На сегодняшний день из них получено только 41,4 % - больше денег не ожидается !.
На Севере в прошлом году работала комиссия, выясняющая куда именно уходят выделяемые а завоз деньги. И выяснила : деньги уходят куда угодно, только не по назначению. Ими выплачиваются долги по зарплате и в федеральный бюджет, их выдают неплатёжеспособным предприятиям, и хуже того - на них покупается спиртное и прочие продукты, которые никак не относятся к товарам первой необходимости. В результате, когда приходит время возвращать средства в бюджет ( выдаются они в виде ссуд ), возвращать уже нечего. Теперь, когда в Москву приезжают очередные представители с Севера, московские чиновники первым делом демонстрируют им отчёт « О результатах проверки Счётной палатой целевого использования средств, выделенных их федерального бюджета на возвратной основе в 1993-1997 годах на завоз продукции в районы Крайнего Севера» У северян свои претензии. Они категорически против того, чтобы средства проходили через коммерческие банки, где «оседает» порой до 40 % предназначенных им денег.
При этом экономика страны на современном этапе представляет собой сложную многоотраслевую систему с деформированными межрегиональными связями и структурными соотношениями и, как правило, в рыночном хозяйстве выживают те субъекты, которые добиваются более высокой эффективности производства и большей прибыли - только на этой основе они могут решать социальные проблемы. В этих условиях в тяжелое положение попал Северный экономический район, в котором эффективность производства по ряду причин, и прежде всего из-за природно-климатических условий, ниже, а социальные проблемы требуют больших средств. Это означает, что этот район не может на равных с другими районами входить в рынок. Условия Севера не вписываются в большинство общероссийских стереотипов экономических и политических реформ. В необходимости проведения здесь особой политики убеждает и мировой опыт. Однако это не всегда находит должное признание в правительственных структурах. Более того, располагая богатейшими природными ресурсами и играя важную роль в экономике страны, Север наиболее остро ощущает на себе бюджетный дефицит и другие трудности. Государство не в состоянии выделить средства, необходимые для поддержания достигнутого здесь уровня добычи сырья.
Суть сегодняшнего политико-административного строя заключается в необходимости регулирования не только своих внутренних, но и внешних отношений, от эффективности которых зависят возможность комплексного использования природно-ресурсного потенциала и повышение уровня жизни населения.