Смекни!
smekni.com

Региональный народно-хозяйственный комплекс России и его структура (стр. 8 из 10)

Сохранение структуры экономики Кемеровской области, отсутствие диверсификации в ее угольной, металлургической, химической отраслях в условиях экономического кризиса при­водят к тяжелым социально-экономическим последствиям: со­кращению темпов промышленного производства, спроса на уголь, металл, первичную химическую продукцию, снижению уровня занятости.

Технопарк, созданный в 2007 г. в Ке­мерово, должен способствовать удовлетворению потребности в структурных преобразованиях экономики региона, основанных на высоких технологиях (16 С. 27).

С учетом специфики технопарка акцент в его ин­новационной деятельности был сделан на технологические инновации, которые призваны способствовать созданию инно­вационных предприятий в сфере переработки угля, формиро­ванию системы финансовых институтов поддержки науки (вне­бюджетный фонд технологического развития, венчурный фонд, фонд малого инновационного бизнеса и др.), внедрению перс­пективных научных разработок через сеть малых и средних предприятий. Главным элементом инновационной составляющей технопарка призван выступить бизнес-инкубатор.

Кузбасский технопарк, по мнению властей, должен стать основным инструментом в организации инновационной деятельности Кемеровской области (20 С.42). И сейчас компании-участники технопарка работают по различным направлениям, среди которых можно отметить глубокую переработку угля, утилизацию шахтного метана, создание комплексов по переработке промышленных отходов, разработку производства приборов контроля безопасности при ведении горных работ, разработку и производство горно-шахтного оборудования нового технического уровня.

Пилотный проект Кемеровской области по созданию энерготехнологического кластера «Серафимовский» с глубокой переработкой угля на месте добычи (его планируется реализовать к 2012 году) должен обеспечить максимальную добавочную стоимость продуктов, автономность от внешних источников энергии и сырья, а также от ценовой коньюнктуры.

Стратегическим направлением является также добыча метана из угольных пластов и его утилизация. В противоположность старым методам дегазации, при которых метан выбрасывается в воздух и загрязняет атмосферу, новые технологии позволяют использовать его как топливо для получения электрической и тепловой энергии и химических продуктов. На шахте «Красногорская» (ОАО «Прокопьевскуголь», входит в УК «СДС-Уголь») уже запущена первая котельная, работающая на шахтном метане, разработанная и смонтированная резидентом технопарка — компанией «Углеметан» (22 С23).

Еще один проект по отработке техногенных месторождений — строительство комплекса горно-обогатительного комбината и химических предприятий на базе золото-кварц-топазового месторождения «Копна» (20 С. 43).

Острый вопрос по перевооружению угольных шахт Кузбасса должны решить новые разработки, проводящиеся на базе Юргинского машзавода. Оборудование нового технического уровня призвано заменить дорогостоящие импортные аналоги.

Кузбасс является заложником собственной сырьевой базы. Основные направления инновационной деятельности этого региона обусловлены его природными ресурсами. Но при внедрении новых технологий глубокой переработки эта вынужденная зависимость может превратиться во благо. Сегодня новые технологии позволяют извлекать из угля синтезгаз и моторные топлива, а также до 240 видов различных химических продуктов. Угольной отрасли есть куда развиваться, и сейчас настает время расширения горизонтов и поиска новых проектов (21 С. 53).

Однако существуют некоторые проблемы. Во-первых, преобладание «угольного среза» в отраслевом и технологическом профиле проектов, патронирумых технопар­ком. Успешно стартовавшие в 2008 г. проекты («Извлечение и утилизация шахтного метана», «Технология сверхглубокой очистки и регенерации диэлектрических жидкостей», «Пере­работка жидких и твердых лежалых отходов коксохимического производства») также предназначены для топливно-энергети­ческого комплекса.

В конце 2008 г. - начале 2009 г. одобрение технопарка так­же получили проекты угольно-металлургической ориентации (производство синтетических легкоплавких флюсов для ме­таллургии, утилизация лежалых отходов на обогатительно-аг­ломерационной фабрике, создание центра геомониторинга и оптимизации технологических режимов работы выемочных участков угольных шахт, организация серийного производства современного безопасного электрооборудования для открытых горных работ) (23 С. 34).

Среди проектов, не связанных с топливно-энергетическим и металлургическим комплексом Кузбасса, в этот период было одобрено создание клиники по лечению ряда хроничес­ких заболеваний, а также автоматизированного питомника са­женцев, приспособленных к климатическим условиям облас­ти (3 С.17). Однако и эти проекты в той или иной мере связаны с тра­диционными отраслями промышленности региона (лечение профзаболеваний и рекультивация промышленных террито­рий). Таким образом, сегодня налицо отрыв деятельности технопарка от структурной перестройки экономики области, связанной, в частности, с развитием в ней таких отраслей, как машиностроение (кроме угольного), биохимия, связь, экологически чистый транспорт.

В этом заключается концептуальное расхождение разви­тия Кузбасского технопарка с другими центрами инновацион­ной деятельности Сибири, в частности, с технопарком Ново­сибирского Академгородка. Если деятельность первого направ­лена на «технологическое омолаживание» старых отраслей, то второго - на «выращивание» новых.

Так, концепцией развития Кузбасского технопарка его от­раслевой профиль определен как угольный комплекс, включа­ющий добычу и переработку угля, машиностроение, экология и здравоохранение (в основном применительно к угольной, металлургической и химической отраслям), информационный мониторинг технологических процессов, подготовка высоко­квалифицированных специалистов по стратегически важным программам. В свою очередь, концепция Новосибирского тех­нопарка определяет его профиль как биомедицинские, инфор­мационные и телекоммуникационные технологии, приборо­строение и наукоемкое оборудование, силовая электроника, а также нанотехнологии. Инновационные проекты в нем так­же отражают диверсифицированный подход к развитию но­вых высокотехнологичных производств в регионе.

В настоящее время происходит недоиспользование возможностей научных и образовательных школ региональных вузов по генерации и продвижению на рынок новых технологий. В Новосибирске к приоритетам деятельности технопарка относится вовлечение в промышленный и коммерческий оборот технологических разработок областных научно-исследовательских центров и вузов. В Кузбассе же ориентация на технические инновации для доминирующих сырьевых отраслей не позволяет научным школам ведущих вузов выходить на рынок с перспективными проектами развития оргнической и биохимии, радиоэлектроники, машиностроения, пищевых производств.

Нерешенные проблемы становления и развития Кузбасского технопарка препятствуют реализации его роли по преобразованию структуры экономики региона, расширению в нем несырьевых высокотехнологичных производств, развитию необходимой научно-производственной базы. Поэтому сегодня важно обеспечить становление концептуально новых форм взаимодействия между наукой,образованием и региональной администрацией, способными, с одной стороны, «подтянуть» к финансированию разработку новых машиностроительных, биохимических, телекоммуникационных, пищевых, радиоэлектронных и управленческих технологий; с другой - обеспечить интеграцию вузовской, отраслевой и академической науки в регионе.

Учитывая современные глобальные вызовы, инновационное развитие является абсолютно необходимым для поддержания конкурентоспособности экономики Кемеровской области. Путь для достижения этой цели существует только один — создание многопрофильной экономики с высоким уровнем развития перерабатывающих производств, внедрение передовых технологий в производственные процессы.

5. СЭЗ “Находка” и ОЭЗ в Калининграде. Сравнительная характеристика.

СЭЗ "Находка", первая в России, была образована в октябре 1990г. Целями создания СЭЗ, являются развитие торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение благоприятных условий для привлечения иностранного капитала, технологии и управленческого опыта, а также потенциала предприятий к решению задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и страны в целом, развитие производства высококачественной импортозамещающей продукции трансконтинентального транзита, отработка новых форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.

Главные отличительные особенности этой зоны:

1. выгодное географическое положение и развитая транспортная сеть (конечный пункт Транссибирской магистрали, четыре крупных действующих порта);

2. отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами Азитско-Тихоокеанского региона;

3. наличие определенного опыта внешнеэкономической деятельности: до недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;

4. достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими" российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв.км).