Смекни!
smekni.com

Металлургический комплекс и его значение для России (стр. 5 из 7)

Центральная металлургическая база включает крупные предприятия полного металлургического цикла: Новолипецкий металлургический комбинат (г. Липецк), и Новотульский завод (г. Тула), металлургический завод “Свободный сокол” (г. Липецк), “Электросталь” под Москвой (передельная качественная металлургия). Развита малая металлургия на крупных машиностроительных предприятиях. Введен в действие Оскольский электрометаллургический комбинат по прямому восстановлению железа (Белгородская обл.). Сооружение этого комбината – самый большой в мире опыт внедрения бездоменного металлургического процесса. Преимущества этого процесса: высокая концентрация взаимосвязанных производств – от окомкования сырья до выпуска конечного продукта; высокое качество металлопродукции; непрерывность технологического процесса, что способствует соединению всех технологических участков металлургического производства в одну высокомеханизированную линию; значительно большая мощность предприятия, не требующего кокса для выплавки стали.

В зону влияния и территориальных связей Центра входит и металлургия Севера европейской част России, на который приходится более 5% балансовых запасов железных руд Российской Федерации и свыше 21% добычи сырой руды. Здесь действуют достаточно крупные предприятия – Череповецкий металлургический комбинат, Оленегорский и Костомукшский горно-обогатительные комбинаты (Карелия). Руды Севера при невысоком содержании железа (28-32%) хорошо обогащаются, почти не имеют вредных примесей, что позволяет получать высококачественный металл.

Металлургическая база Сибири находится в процессе формирования. На долю Сибири Дальнего Востока приходится примерно пятая часть производимых в России чугуна и готового проката и 15% стали. Эта металлургическая база характеризуется сравнительно крупными балансовыми запасами (по категории А+В+С) железных руд. По состоянию на 1992 г. они оценены в 12 млрд.т. Это составляет примерно 21% общероссийских запасов, в том числе около 13% приходится на долю Сибири и 8% - на Дальний Восток.

Основой формирования Сибирской металлургической базы являются железные руды Горной Шории, Хакасии и Ангаро-Илимского железорудного бассейна, а топливной базой – Кузнецкий каменноугольный бассейн. Современное производство здесь представлено двумя крупными предприятиями: Кузнецким металлургическим комбинатом (с производством полного цикла) и Западно-Сибирским заводом, а также ферросплавным заводом (г. Новокузнецк). Получила развитие и передельная металлургия, представленная несколькими передельными заводами (Новосибирск, Красноярск, Гурьевск, Петровск-Забайкальский, Комсомольск-на-Амуре). Добывающая промышленность осуществляется несколькими горно-обогатительными предприятиями, находящимися на территории Кузбасса, в Горной Шории и Хакасии (Западная Сибирь) и Коршуновским ГОК в Восточной Сибири.

Черная металлургия Сибири и Дальнего Востока еще не завершила своего формирования. Поэтому на основе эффективных сырьевых и топливных ресурсов возможно в перспективе создание новых центров. В 1990 году Советский Союз был крупнейшим производителем стали. Хотя объем экспорта с тех пор вырос, сокращение внутреннего спроса (на 60%) привело к тому, что производство стали в России упало на 40%. В России более сотни металлургических заводов, которые можно разделить на три группы: большая тройка (ММК, "Северсталь", НЛМК), шесть средних (НТМК, "Мечел", ЗСМК, КМК, НОСТА, ОЭМК) и прочие малые заводы. Несмотря на падение объемов производства, в отрасли практически не проводилось реструктурирование, в результате чего производительность труда упала с 40% от уровня США в 1990 года до 28% - в 1997 году. На заводах большой тройки в 1997 году этот показатель был равен примерно 45% от уровня США, средней шестерки - 25%, а на малых заводах - всего 10% от уровня США. Заводы большой тройки и средней шестерки могли бы достигнуть более 80% от уровня производительности труда в США при очень небольших инвестициях в модернизацию производства. Сейчас этот потенциал сдерживается следующими основными факторами: низкой загрузкой мощностей, переизбытком работников в административных службах и низкой эффективностью использования энергии и сырья. Что касается мелких заводов, то большинство из них используют устаревшие технологии: мартеновскую плавку и разливку в слиток. Это не только ведет к чрезмерному потреблению энергии и загрязнению окружающей среды, но и делает эти заводы нежизнеспособными.

Внешним препятствием росту производительности и объема производства является система скрытых федеральных энергетических субсидий, предоставляемых мелким нежизнеспособным заводам в форме санкционированной неуплаты долгов или выгодных бартерных сделок. Производительность труда на жизнеспособных металлургических заводах также страдает: рабочую силу там практически не сокращают, поскольку легче просто снизить заработную плату - ведь существующая система регистрации (прописки) и ряд других факторов мешают рабочим менять место жительства в поисках более высокооплачиваемой работы.

Если субсидии будут прекращены, предприятия из группы "прочих малых" в полной мере испытают последствия постоянно растущих убытков, и большинство из них закроется. Та же судьба, возможно, ожидает наиболее технологически слабые предприятия из группы шести средних. Хотя темпы закрытия предприятий и число заводов, которые останутся в отрасли, будет зависеть как от степени и темпов прекращения скрытого субсидирования, так и от развития спроса, можно сделать некоторые общие прогнозы относительно возможного дальнейшего развития отрасли и производительности труда металлургических предприятий. Если две трети малых предприятий и одно из средних закроются, численность рабочей силы отрасли сократится на 100 тысяч человек. Спрос, прежде удовлетворявшийся закрытыми теперь заводами, стали бы покрывать жизнеспособные в долгосрочной перспективе три крупных и оставшиеся из шести средних предприятия. Производительность труда в отрасли сразу же возросла бы на 40% и, таким образом, достигла 40% от американского уровня. В то же время, по мере устранения неравных условий, в которых находятся предприятия, конкуренция на внутреннем рынке оживилась бы, вынуждая руководство оставшихся предприятий обратиться к таким, прежде игнорировавшимся, вопросам, как уровень потребления энергии и наиболее простые пути совершенствования организации труда. Это дополнительно повысит производительность труда в отрасли - до 45% от уровня США.

Еще один фактор, сдерживавший повышение производительности на перспективных заводах сразу после их приватизации, - проблемы в области корпоративного управления. В этот период (1993-96 гг.) директора заводов были заняты борьбой за контроль над предприятиями. Однако сегодня конфликты между акционерами почти на всех крупных эффективных заводах заканчиваются, и этот фактор отходит на второй план.

Учитывая, что на большинстве крупных предприятий применяются эффективные технологии, а стоимость рабочей силы и энергии по-прежнему относительно невелика, можно считать, что российская черная металлургия имеет преимущество перед конкурентами. И если местные власти прекратят скрытое субсидирование обреченных на закрытие заводов, а федеральные - примут и обеспечат исполнение законов, гарантирующих мобильность рабочей силы и социальную защищенность безработных, Россия сможет в полной мере реализовать свой потенциал в этом секторе. Западные страны могут помочь российской черной металлургии, позволив ее предприятиям свободно экспортировать свою продукцию. Вместо введения квот или неблагоприятных тарифов на российскую сталь (как, например, в странах Европейского Союза) следовало бы дать возможность российской черной металлургии в наибольшей мере воспользоваться своими конкурентными преимуществами - такими, например, как низкая стоимость природного газа. Данный способ помощи хотя и действенный, но неэффективный.

Черная металлургия области сосредоточена в г. Череповце. Металлом здесь занимались исстари: одним из первых был железорезательный завод череповецкого купца Красильникова. Развивали железное производство и местные помещики. Граф П. Бестужев-Рюмин даже требовал от своих людей "искать в своих землях по всем болотам и истокам ржавицы железной руды". Построенный в 1955 году Череповецкий металлургический комбинат принят на себя историческую эстафету, в последующем преобразованный в ОАО "Северсталь".

ОАО "Северсталь" - крупнейшее промышленное предприятие области и крупнейший производитель стального проката в России. Его доля в выпуске российского проката постоянно растет: 1994г. - 16.5%; 1995г. - 17,4%; 1996 г. - 19%; 1997г. - 20%.

Предприятие входит в четверку ведущих производств страны. ОАО "Северсталь" выпускает более 77% промышленной продукции Череповца и обеспечивает работой 51 тыс. человек - 74% от числа занятых в промышленности Череповца.

На предприятии действует полный металлургический цикл от обогащения угля с последующим коксованием до получения готового проката.

Выпускается более 70 видов различной товарной продукции, которая широко известна на мировом и внутреннем рынках благодаря высокому качеству череповецкого металла.

Основная продукция: разные виды проката черных металлов, в том числе автомобильный лист, судовая сталь, канатная катанка, лист для сердечников электрических машин, листовая сталь для трубопроводов, оцинкованный и алюминированный прокат; кокс, эмалированная посуда, мебель на металлической основе.

Признанием заслуг в международной торговле является награждение предприятия престижными наградами: международной премией "Золотой Меркурий" - как инициатора и реализатора идей, способствующих увеличению производства и улучшения социальных, общественных и экономических отношений; "За коммерческий престиж и лучшую торговую марку" национального института маркетинга Мексики; призом "Золотой Глобус" (Дания) - за значительный вклад в экономику России и интеграцию ее в мировую экономику, за конкурентоспособную и качественную продукцию; международным призом "Бриллиантовая звезда" - в знак лидирующих позиций комбината в обеспечении высокого качества продукции; "23 международным трофеем за качество" (Испания) - за успехи в 1994 году.