Смекни!
smekni.com

Размещение производительных сил России и регионалистика (стр. 3 из 6)

Северо-восток Центрального района. Территория вдоль Волги от Рыбинска до Костромы и примыкающий к ней с юга Ивановский текстильный край — один из наиболее насыщенных про­мышленных и плотнозаселенных райо­нов Центральной России. А в нем клю­чевое место занимает Ярославль — ис­тинно волжский город, расположенный примерно в 300 км к северо-восто­ку от Москвы. Основанный Ярославом Мудрым в 1010 г. на стрелке Волги и ее притока Которосли, он в течение 9 50 лет (до 1463 г.) был центром са­мостоятельного удельного княжества, а с конца XVIII в. — губернским центром. Благодаря выгодам транспортного поло­жения в узле водных и сухопутных дорог от Москвы к Беломорью, от Урала к Бал­тике город издавна приобрел важное тор­говое, а затем и промышленное значе­ние, известность культурного центра (в 1750 г. он стал родиной первого русско­го театра, основанного Ф. Г. Волковым).

В современном Ярославле более 600 тыс. жителей. Все три главные про­филирующие промышленные отрасли Центра — машиностроение, химия и тек­стильная — широко представлены в Яро­славле заводами моторным, дизельной аппаратуры, Новоярославским нефтепе­рерабатывающим, синтетического каучу­ка, шинным, электромеханическим, судо­строительным, лакокрасочным, текстиль­ным комбинатом “Красный Перекоп”, отметившим недавно свое 250-летие. Раз­виты также предприятия пищевой про­мышленности и строительных материалов. Для ярославской промышленности характерна тесная взаимосвязь многих предприятий.

У Ярославля своеобразный облик, свя­занный с положением на великой русской реке, к которой город выходит красивой многокилометровой набережной, обили­ем замечательных памятников древнерус­ского зодчества, таких, как белокамен­ный кремль, Спасо-Преображенский мо­настырь XII в. (в нем было найдено зна­менитое “Слово о полку Игореве”), кра­сивые церкви Ильи Пророка и Иоанна Златоуста. Недалеко от Ярославля на­ходятся некрасовские места — Карабиха с литературно-мемориальным му­зеем поэта, Некрасове, Аббакумово.

Второй по значению город Ярослав­ской области Рыбинск — город с почти 250-тысячным населением. В прошлом это старинная Рыбная слобода, где на­чинался Волго-Балтийский водный путь. Город расположен у обширного водо­хранилища, разлившегося за плотиной Рыбинской ГЭС (она дала ток в 1941 г.). Он сформировался как важный транспортно-промышленный центр, из­вестный своими крупными предприятия­ми — заводами моторостроительным, полиграфических машин, кабельным (“Рыбинсккабель”), судоверфью, элева­торами, мелькомбинатом. В Тутаеве (так был назван в 1920 г. Романов-Бори-соглебск, возникший в результате объ­единения существовавшего с 1370 г. Ро­манова и образованного в 1795 г. Бори-соглебска) рядом с большим льнокомби­натом построен завод дизельных агрега­тов — филиал Ярославского моторного завода.

В 70 км от Ярославля ниже по Волге находится Кострома (262 тыс. жителей), основанная в XII в., — крупнейший центр льняной промышленности; груп­пу текстильных предприятий города возглавляет льнокомбинат им. В. И. Ле­нина. Город исторически сложился на пересеченной местности левобережья; в конце XVIII — начале XIX в. полу­чил характерную радиально-полукольцевую планировку: улицы веером схо­дятся к центру, где сохранились прида­ющие своеобразный колорит городу приземистые торговые ряды, пожарная каланча, бывшие присутственные места. На окраине города находится замеча­тельный архитектурно-исторический па­мятник — Ипатьевский монастырь, на территории которого расположился Му­зей деревянного зодчества.

Кострома меняет свой народнохозяй­ственный профиль: в ней разместился ряд машиностроительных заводов. Город рас­тет и перемещается на правобережье, где формируется заводской район и новые жилые районы.

В 30 км от Костромы на Волге лежит старинный центр ювелирного производ­ства, существующего здесь уже око­ло 300 лет, — бывшее кустарное село, ныне поселок городского типа Крас­ное. А неподалеку взметнулись ввысь трубы и корпуса гигантской Костромской электростанции, одной из самых мощных в нашей стране (4,8 млн. кВт), и вырос поселок Волгореченск.

К востоку от Костромы расположено Щелыково — музей-усадьоа великого русского драматурга А. Н. Островского.

Кострома открывает путь з лесное Заволжье. Через этот лесной “цех” Цен­трального экономического района прохо­дит широтная железная дорога. Она слу­жит своего рода “осью” края.Там, где она пересекается наиболее крупными реками, возникли новые города, живущие перера­боткой древесины, — Нея, Шарья, Ман-турово. В котловине на берегах краси­вого Галичского озера раскинулся древ­ний Галин. Остальные старинные горо­да — Солигалич, Чухлома, Макаръев, Кологрив, маленькие и живописные, рас­положились вне железной дороги, что затрудняет их социально необходимую активизацию.

В междуречье Волги и Клязьмы разме­стился главный текстильный “цех” стра­ны. Ивановская область дает около % всех хлопчатобумажных тканей, выпуска­емых в СССР. Этот старопромышленный текстильный район развивался, опираясь на опыт “ситцевой” Москвы и используя знаменитую Нижегородскую ярмарку для сбыта своей продукции. Сельское хозяй­ство из-за низкого плодородия почв не могло прокормить население, что способ­ствовало давнему развитию здесь кустар­ных промыслов, особенно ткацкого, со­здавшего предпосылки для формирова­ния крупной фабричной промышлен­ности.

Главный город текстильного края — Иванове (472 тыс. жителей) отметил в 1971 г. свое 100-летие. Он прошел обыч­ный для многих промышленных городов Центральной России путь превращения некогда кустарного, затем фабричного села в большой центр со сложной хозяй­ственной структурой. У Иванова слав­ные революционные традиции, это город первой в стране рабочей маевки и первого в истории революционного движения в России Совета рабочих депутатов. Ива-ново выделяется высокой концентрацией текстильного производства, возглавляет текстильный комплекс области, сосре­доточивает основные мощности отделоч­ного производства. Многие его предпри­ятия и учреждения ориентированы на разностороннее обслуживание нужд тек­стильной промышленности. Таковы за­вод текстильного машиностроения, тек­стильный, торфяной и химико-техно­логический институты, швейные и три­котажные фабрики.

Новые страницы в истории Иванова связаны с размещением в нем завода тяжелого станкостроения им. 50-летия СССР, выпускающего расточные станки, а также других машиностроительных за­водов — автокранов, испытательных приборов. Их создание решает острую для области и ее центра задачу сбалансиро­ванности использования женского и мужского труда.

Ядром города по-прежнему служит район вокруг старых, но радикально реконструированных текстильных фа­брик, располагающихся по берегам не­большой реки Уводь. Об истории на­поминает величественный монумент бор­цам революции.

Большинство городов и рабочих посел­ков вокруг Иванова развились как звенья текстильного комплекса. Нередко это центры, сложившиеся на базе одного крупного предприятия. Таковы, например, Южа, Фурманов, Комсомолъск. Более высокую ступень иерархии занимают го­рода с крупными комбинатами, в составе которых имеются отделочные производ­ства, — Тейково, Родники. Особо выде­ляется Шуя, которая сохранила черты прежнего административного центра —торговые ряды, церковь, дома богатых купцов и бывших уездных присутствий.

Старинная Кинешма — второй город Ивановской области (102 тыс. жителей), ее “волжские ворота”, центр текстиль­ной промышленности, химии и машино­строения. Известны в текстильном крае знаменитые центры художественного промысла — села (ныне поселки го­родского типа) Палех и Холуй, “гнездо” огородничества Лухицр.

К югу от волжской урбанизированной полосы и Ивановского промышленного района, на территории Ярославской и Владимирской областей лежит край древних городов и ополий.

Ополья — своеобразные земли давне­го сельскохозяйственного освоения, жит­ницы Древней Руси. Для них характер­ны черноземовидные почвы, обширные поля.

Города — преимущественно местные центры сельскохозяйственной округи сохранили шедевры древнерусского зодчества, донесли до нашего времени глубокую историю, что наделило их новой “профессией” туристских центров.

На южной окраине Владимирского ополья, над р. Клязьмой, разместился древний Владимир, существующий с на­чала XII в. Великолепные храмы, мона­стыри-крепости придают живописность панораме города, вытянувшегося по кромке высокого берега и как бы всма­тривающегося в уходящие за горизонт мещёрские леса. В прошлом это админи­стративный губернский центр на пе­чально известной “Владимирке”, город чиновников, духовенства, купцов и поли­тических ссыльных. В советское время и функции и облик города значительно изменились. В довоенные пятилетки были построены заводы химический и “Автоприбор”, в 1944 г. вошел в строй тракторный. В послевоенное время Вла­димир развивается как один из “партнеров” Москвы. В нем появились точное машиностроение, политехнический ин­ститут, научно-исследовательские и шюектные учреждения.

В плотной промышленно-городской полосе, сложившейся между Москвой и Горьким, Балашиха и Электросталь. Ногинск, Орехово-Зуево, Владимир, Ковров, Дзержинск превысили рубежи в 100 тыс. жителей. Они развились на от­раслях, определяющих лицо Цен­тра, — разнообразном машинострое­нии, химии, текстильной промышлен­ности.

К югу раскинулось Мещёрское Поле­сье — край лесов, озер, болот и спокой­ных рек, занимающий сопредельные рай­оны Владимирской, Рязанской и Москов­ской областей.

В Мещёре издавна возникли разнооб­разные кустарные промыслы, проло­жившие “дорогу” фабричной промыш­ленности, в значительной мере исполь­зовавшие местное сырье — древесину, пески, глины, торф, а также дешевую рабочую силу. Среди центров сте­кольной промышленности наиболее крупный и известный — Гусь-Хрусталь­ный во Владимирской области. Своеобра­зен куст ватных фабрик в районе города Спас-Клепики в Рязанской области. По периферии Мещёры на Оке расположи­лись наиболее значительные города — Муром, один из древнейших русских городов (существует с IX в.), и Касимов, основанный в 1152 г. Юрием Долгору­ким под именем Городца Мещёрского.