Все чаще ученые разных стран говорят о реальных предпосылках к созданию местного научно-образовательного ядра на основе главной специализации по использованию историко-культурного и природного наследия. Этот процесс может осуществляться по нескольким направлениям. Достаточно реальна возможность развития научных исследований на основе выявленных ресурсов территории. Это исследования природы района, его археологии, интересных памятников архитектуры и градостроительства, сбор фольклора и др. Существующая практика показывает, что доходы, например, от лицензионного сбора за проведение археологических исследований могут значительно превышать лицензионный сбор от разрешений на охоту и рыболовство. На базе ресурсов исторического района могут быть организованы специальные занятия или даже курсы для лиц, желающих ближе познакомиться с отечественной историей, культурой, по изучению национального языка, с творчеством выдающихся деятелей культуры.
Другое направление научно-образовательного ядра – развитие специфических местных образовательных традиций региона. Особое внимание в этом может быть уделено сохранению секретов мастерства народных промыслов и производств, развитию школ возрождения традиционного мастерства (изготовление изделий из дерева, обработка металла, гончарство, ткачество, плетение из лозы, изготовление швейных и вязаных изделий, школа иконописи, национальной вышивки, игра на народных музыкальных инструментах, возрождение старинных кулинарных рецептов и др.).
Наконец, в рамках программы развития исторических мест и территорий возможно создание особых программ обучения, в частности, это могут быть углубленные экологические курсы, специализированные исторические программы. Тем самым не только создаются условия для приобщения подрастающего поколения к культурному и природному наследию, понимания им этих ценностей, но одновременно формируются потенциальные кадры работников в деятельности особо охраняемых территорий.
Несколько ограниченным дополнением экономической структуры является туристско-рекреационный комплекс. Он предполагает системы туристского обслуживания на уникальных историко-культурных и природных территориях, возможность активизации денежных поступлений, в т. ч. и валютных.
Основой развития рекреации на охраняемых территориях может стать система специализированного программного туризма. Она предполагает опору не на массовый поток туристов, который часто невозможно организовать, а на небольшой, но постоянный поток специалистов, связанных с изучением данной историко-культурной проблематики, лиц, интересующихся историей, природой и культурой данной местности. Организация туристского обслуживания должна базироваться на использовании специальных форм размещения, таких как гостевые дома, туристские деревни и другие формы размещения.
Функцией восстановления системы традиционных ремесел и промыслов должно стать не только инфраструктурное подкрепление музейного, образовательного и туристского комплексов, но и самостоятельное развитие производств в исторически обусловленных формах.
Традиционная система природопользования может помочь в развитии экологически чистых производств, в налаживании выращивания интересных местных сельскохозяйственных культур (льна, садовых и ягодных культур и пр.)
Данная специализация района может сопровождаться определенным перепрофилированием материальной сферы. Этот процесс затрагивает переориентацию сельского хозяйства, иных производственных структур, частично на основе воссоздания исторических форм, частично для нужд туристской инфраструктуры. Эти структуры дополняются другими производствами, предпосылки для организации которых имеются в регионе, или необходимость в которых возникает при перспективном развитии. Сфера наследия на данной территории может стать ведущей (или одной из главных) отраслью производства. Наследие в этом случае выступает не только в виде памятника, но и как особый ресурс. Использование объектов культурного и природного наследия вместе с развитием туризма, научно-образовательной сферы, возрождением традиционных производств и технологий могло бы определить будущий экономический потенциал региона.
5.5. ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ В ТУРИЗМЕ
Совокупность природных и антропогенных объектов и порождаемых ими факторов вакационного, оздоровительного, культурного и иного свойства, способных вызвать туристский интерес, является туристскими ресурсами – национальным наследием государств-участников СНГ. Так записано в Рекомендательном законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма», 1994 г. Эту формулировку можно расширить на все страны мира.
Ведущая роль в координации и стандартизации культурной и туристской деятельности во всем мире принадлежит ЮНЕСКО и ВТО. Особого внимания заслуживают конвенции и рекомендации ЮНЕСКО по охране культурного наследия, которые послужили основой для приоритетного развития культурного туризма во всем мире после того, как в рамках Всемирной конференции по политике в области культуры была принята рекомендация по вопросу о культурном туризме. Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель – привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 25 лет ее существования к ней присоединилось еще 137 государств, и в настоящее время общее число государств – сторон Конвенции превысило 160. О значении Конвенции можно судить по следующему факту: среди природоохранных она является наиболее представительной по количеству государств-участников.
Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия. Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия – своеобразный фонд выдающихся памятников культуры и природы. Принципы сотрудничества в области культуры и туризма нашли свое отражение в декларациях, принятых в Маниле (1980 г.) и Мехико (1981 г.).
Культурное наследие народа составляют произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, ученых, мастеров народного творчества – совокупность ценностей, дающих смысл существованию человека. Оно охватывает как материальные, так и нематериальные произведения, выражающие творчество народа, его язык, обычаи, верования и т. п. |
Новым в вышеприведенном определении является нематериальное достояние, включающее фольклор, промыслы, технические и другие традиционные профессии, развлечения, народные фестивали, церемонии, религиозные обряды и ритуалы, а также традиционные спортивные состязания и т. д.
На основе принципов Хартии культурного туризма принятой на Международном семинаре по туризму (1976 г.) предложена следующая классификация использования культурного наследия:
· достояние, в основном используемое туристами (фестивали, представления, памятники и т. д.);
· достояние смешанного пользования (менее значительные исторические памятники и музеи, театры, места посещаемые экскурсантами, заповедники и т. д.);
· достояние, в основном используемое местным населением (объекты религиозного культа и гражданские сооружения, кинотеатры, библиотеки и др.).
Можно выделить следующие аспекты природного и культурного наследия в туризме: феномен наследия в науке и культуре в целом, его объекты и явление наследия, взаимосвязь культурного и природного наследия; экологические и социальные функции наследия; биологическое и ландшафтное разнообразие как наследие, факторы риска, соотношение охраны и использования, экологический туризм; культура как фактор развития человечества, музеефикация и живая культура; природно-культурное наследие и его проявления, культурный ландшафт, традиционное природопользование, экологическая культура; территориальный подход к охране и использованию наследия; управление наследием, законодательство о наследии.
Из природных территорий первыми получили статус объекта всемирного наследия Галапагосские острова, национальные парки "Йеллоустонский" (США), "На-Ханни" (Канада) и "Симэн" (Эфиопия). За последние годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к началу 2000 г. он включал 128 природных, 480 культурных и 22 природно-культурных объекта в 118 странах мира (12 из них расположены в России). Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания (более 30 каждая), Америка и Австралия – самые богатые по природным объектам всемирного наследия (10 и 9 соответственно). Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Ниагарский водопад, Большой Барьерный риф, Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро и многие другие. В среднем ежегодно Список всемирного наследия пополняется примерно на 30-50 объектов.
Чтобы попасть в один ряд с ними, любая территория, претендующая на статус всемирного наследия, проходит тщательную экспертную оценку и может быть включена в Список лишь при обязательном соответствии одному или нескольким природным критериям, разработанными специалистами Комитета Всемирного Наследия. В этот документ включают культурные памятники, отвечающие следующим критериям: составляющие уникальный ансамбль; оказавшие в свое время значительное влияние на жизнь страны; служащие свидетельством исчезнувшей цивилизации; иллюстрирующие определенный важный период в истории государства; представляющие уникальный пример традиционного образа жизни; связанные с идеями или верованиями, имеющими всемирное значение (Приоложение).