Смекни!
smekni.com

Правовая система России (стр. 2 из 6)

На самом общем уровне выявляются следующие элементы структуры правовой целостности – сфера сознания (правосознание), сфера практической деятельности (правоотношения) и сфера объективированных форм сознания и деятельности (правовые нормы и акты).

Каждая из указанных сфер образует соответствующую ей подсистему элементов, имеющую свою структуру и функциональную нагрузку. Так, содержательный момент правовой системы характеризует подсистема действующих в обществе правовых норм, охватываемая понятием системы права. Последняя, в отличие от двух других, обладает четкой формализованностью своей структуры, однородностью, относительной устойчивостью и стабильностью. Такую целостность называют гомогенной. Система права однородна (в пределах одного уровня исследования) и состоит из правовых норм, единообразных по своей «материи», структуре, форме, общеобязательности и т.д. Изменения в ее содержании и структуре регламентированы во времени и по процедуре. Однако система права, рассмотренная в ином аспекте, а именно с точки зрения форм выражения правовых норм (источников права), не будет однородной. Ее компоненты – договор, прецедент, традиционное право, закон и т.д. Именно в этом плане и на таком уровне иерархии правовых явлений находится понятие «система законодательства», отражающее подсистему форм выражения права, его источников соответствующего вида. Уяснение этого положения снимает с повестки дня значительную часть споров по проблематике «система права и система законодательства».

Система правовых норм является концептуальной по своей природе, ибо ее элементы представляют собой логические модели общего характера. Этим определяются закономерности ее функционирования и развития. Система же законодательства имеет искусственную природу и представляет собой систему внешних (словесно-документальных) форм выражения правовых норм.

Правовые акты – средства документально формализованной фиксации не только самого объективного права, но и этапов правовой деятельности, отражающих определенную ступень (стадию) становления и реализации права. Система правовых актов исторически складывается в любом цивилизованном обществе, поскольку обеспечивает потребность упорядоченности, единообразия процедурных процессов (порядка) правового регулирования. В силу своей природы и функций система актов должна развиваться в направлении логической законченности, непротиворечивости, целостности. Такая система должна нести в себе оптимальные рычаги стабильности, четкости и ясности, иерархичности и непротиворечивости. Это достигается благодаря всей системе правотворчества, целенаправленной, рациональной системной обработке актов, их инкорпорации и кодификации. Важную роль при этом играет юридическая техника, значение которой в условиях усложнения социальных процессов и активизации законодательной деятельности возрастает.

Существует не только законодательная техника, но и юридическая техника вынесения актов применения норм права. Строительство правового государства предполагает безусловное сосредоточение нормотворческой деятельности в представительных органах государственной власти. На органы государственного управления возлагаются в основном исполнение и организация выполнения того, что установлено в качестве закона. Наряду с нормативной основой в структуру правовой системы входит правосознание, представляющее целостность многообразных взглядов, идей, теорий, в одном аспекте группирующихся в правовую идеологию и правовую психологию, в другом – в индивидуальное и общественное правосознание. Данный структурный элемент тоже выполняет определенную функциональную нагрузку в правовой системе, в частности обеспечивает отражение, оценку, передачу социальной информации, а также ее преобразование в правовой сфере. Правовая деятельность может быть выделена как третий структурный блок правовой системы. Она представляет собой социально и юридически значимую человеческую активность. Элементом такой системы может рассматриваться правовое действие или бездействие субъекта права, предусмотренное системой правовых норм и имеющее правовые последствия (права, обязанности, санкции и т.д.). В содержательном плане правовая деятельность распадается на нормотворчество, соблюдение и исполнение законов, выполнение обязанностей и использование прав, толкование норм права и их применение. Все перечисленные и иные виды деятельности, имеющей правовое значение, взаимно переходят друг в друга, и их можно выделить в теоретическом исследовании лишь по основной операционной функции – создание норм, их объяснение, совершение или не совершение действий, ими предписанных.

При этом следует иметь в виду, что в процессе нормотворческой деятельности решающее место должна занимать законодательная власть, а в процессе правореализующей деятельности приоритетное значение должны иметь использование конституционных прав и свобод, их защита правосудием, а также правоохранительная деятельность, исполнительная деятельность органов управления.

Правовая деятельность протекает главным образом в рамках правоотношений. Именно специфическое взаимодействие субъектов права и их единую форму активности в правовой сфере выражает понятие «правоотношение». Это определяет огромное значение правоотношений в любой правовой системе. Подсистема правовой деятельности обеспечивает функционирование правовой системы, отражает ее динамический аспект, особую структурированность и специфическую связь прав и обязанностей субъектов. Правоотношения – это право в реальной жизни общества, важнейший компонент правовой системы.

В самой жизни существует сложный и тонкий механизм правового регулирования, и игнорирование этого обстоятельства на деле приводит к значительным расхождениям между целями законов и реальным результатом их действия. Системный анализ правовой действительности позволяет раскрыть не только генезис ее целостности, элементно-структурный состав и системообразующие связи, но также функционирование. Вероятно, в том, что системный подход к праву обращает внимание не только на его статику, но и на динамику, и состоит ценность этого метода в юридической науке.

Если правоотношения, так или иначе, исследуются юридической наукой, хотя нередко лишь как нечто второстепенное, вытекающее только из норм права, провозглашаемых государством, то сама деятельность участников правоотношений – непосредственное содержание правоотношений – изучается лишь в тех случаях, когда имеют место правонарушения. Состояние правомерной деятельности не стало предметом науки. Сами люди оказываются как бы «выброшенными» из понятия права, вытеснены нормами их возможного и должного поведения. Отсюда и акцент на карательном характере правоохранительных органов, а не на их деятельности, направленной на защиту прав людей, их коллективов, организаций. Не случайно сегодня даже те, кто формально признает перспективность исследования правовой системы, до сих пор полагают, что именно нормы законов являются «центральным элементом» этой системы, вольно или невольно умаляя значение правосознания, а также реального, содержательного состояния правоотношений, прав и свобод граждан.

Восприятие права как объективно обусловленной и активно функционирующей правовой системы, с одной стороны, и концепция правового государства- с другой, взаимосвязаны. Именно поэтому начавшаяся реформа правовой системы не сводится к совершенствованию норм законодательства. Конечно, страна нуждается в цивилизованном законе. Но одного цивилизованного закона мало для экономической политической реформ, и для становления правового государства. Крайне важно обратить внимание на деятельность правосудия и правоохранительных органов, правовую деятельность граждан, состояние правосознания и правовой культуры, т.е. на реальное функционирование права.

Наряду с составом (совокупностью необходимых и достаточных элементов) другой стороной правовой системы является ееструктура – целесообразные связи между элементами, которые проявляют себя через взаимодействие элементов.

2. Генезис правовой системы России

2.1 Проблема генезиса правовой системы России

В современных условиях динамичного развития и модернизации отечественного права важное значение приобретает исследование не только конкретно-прикладных, но и историко-теоретических проблем, осмысление уже известных теоретических понятий с позиций новой правовой реальности. Одним из них является понятие правовой системы, общие принципы развития которой определяют особенности правотворческой и правоприменительной практики.

Среди научных проблем, связанных с понятием и функционированием правовой системы, можно особо выделить проблему ее генезиса. Исследование истории возникновения и становления правовой системы России сегодня является актуальным и востребованным. Как справедливо отмечает О.А. Пугина, «Исследование российской правовой системы с точки зрения ее преемственного развития поможет сформировать целостный взгляд на российскую действительность, подойти к установлению дальнейшего пути развития российской правовой системы и обозначить актуальные вопросы, требующие научной разработки»[3].