Анализ данных по урожайности риса за 35 летний период показывает, что в хозяйствах колебания составляют от 22,2 до 45,8 ц/га в 1980 году, и от 26,9 до 42,5 ц/га в 1998 году ( рисунок 10 ).
Урожайность риса в крестьянских хозяйствах ( на 1998 год )
Рисунок 10
Средняя урожайность риса на Казалинском массиве орошения снизилась до 32,8 ц/га в 1998 году. Неупорядочное водопользование на орошаемых системах массива, несоблюдение агротехнических требований в технологии возделывания сельскохозяйственных культур, низкий удельный уровень трудовых ресурсов, отсутствие технического контроля за мелиоративным состоянием орошаемых земель, засоление почв привели в течение последних десяти лет к нерентабельности хозяйств, о чем свидетельствует урожайность сельскохозяйственных культур. Данные по использованию орошаемых земель свидетельствуют, что затраты на единицу площади орошаемой пашни превышают отдачу в 0,5 раз.
Отрицательное влияние на урожайность оказывают перебои в подаче воды, высокий уровень минерализации поливной воды и засоление почв. Около 60 % воды ежегодно теряется на фильтрацию, испарение, нерационально расходуется при поливе сбрасывается с рисовых полей, вызывая тем самым засоление и заболачивание почв. Оросительные каналы, в основном, проходят в земляном русле, в результате КПД межхозяйственных каналов составляет 0,8; внутрихозяйственных - 0,5 - 0,6. Перевод посевов риса на инженерную оросительную систему позволил уменьшить водозабор из Сырдарьи / 121 /.
В отличие от большинства районов бывшего Советского Союза, где рис выращивается как монокультура, здесь рис и суходольные зерновые растут на прилегающих друг к другу полях. Рис в районе выращивается путем чередования с суходольными культурами. Чередование культур позволяет предположить существование отдельных местных трудностей, связанных с сельскохозяйственным производством в условиях осолоненности почв и отсутствия нужных дренажных систем. Отдельное рисовое поле в среднем занимает 2 - 5 гектаров, что служит причиной ряда негативных последствий:
– режим орошения риса в сочетании с недостаточностью дренажа отражается на суходольных культурах, растущих на прилегающих полях;
– уровень подповерхностных вод под суходольными повышается, ограничивая рост корней в глубину, что сказывается на урожайности;
– контроль за вредителями затруднен по той причине, что одна культура может стать хозяином для вредителя другой культуры.
Эффективность орошаемого земледелия и водохозяйственных работ повышается в случае, если наряду с возделыванием главной культуры – риса - успешно развиваются бахчеводство, овощеводство, картофелеводство.
К концу 1990 года наблюдается резкий спад урожайности всех возделываемых культур на массиве, причем уменьшение урожайности с 1995 года по 1998 год составило для риса – 42 %, люцерны и пшеницы – 46 %, картофеля – 35 % и овощей – 43 %. Подобное, почти двукратное, уменьшение урожайности основных сельскохозяйственных культур за сравнительно короткий промежуток времени нельзя объяснить только лишь сокращением доз минеральных удобрений и недостатками технологии возделывания / 122 /. Наиболее полное объяснение включает фактор ухудшения эколого-мелиоративных условий района. Наблюдается повсеместный рост площадей с засоленными орошаемыми почвами. В 1998 году доля земель с неудовлетворительным мелиоративным состоянием составила 23 %, около 60 % орошаемых земель были в той или иной степени засолены.
Рис выращивается с суходольными культурами: кукурузой, люцерной, пшеницей и кормовыми культурами. Урожаи зерновых низкие, амплитуда их колебаний необычайно широка, особенно для орошаемых суходольных культур ( рисунок 11 ).
Урожайность зерновых культур на Казалинском массиве орошения
Рисунок 11
Основные причины низкой урожайности суходольных зерновых следующие: заболачивание, осолоненность, отсутствие необходимых поставок семян, а также организационные факторы, такие как низкая стимуляция и мотивация труда сельскохозяйственных руководителей и исполнителей.
Почвенно-климатические условия благоприятны для развития бахчеводства, где основной культурой являются дыни. На их долю приходится 6,0% республиканскихплощадей. Картофель и овощи занимают 5 % посевных площадей, средняя урожайность овощей - 19,6 ц/га, картофеля – 21,5 ц/га, бахчи – 124,9 ц/га ( рисунок 12 ). Природные условия низовьев р.Сырдарьи позволяют выращивать их в количестве, удовлетворяющем спрос населения района в течение года. Анализ данных по валовому сбору показывает, что район обеспечивает себя картофелем на 80 %, а овощами только на 59,0%.
Кормовые культуры в структуре посевных площадей занимают 27,0 %, доля их в структуре сельхозугодий уменьшилась за последнее десятилетие в результате увеличения доли зерновых, особенно риса. Не растут площади многолетних трав, люцерны, которая богата витаминами и имеет не только кормовое, но и большое агротехническое значение, улучшает физико-химические свойства почвы и обогащает ее азотом. Люцерна должна бы занимать до 50 % в общем севообороте. В общем объеме валовой продукции многолетних трав на сено приходится 81,5 %, на зеленый корм - 18,5 %.
Урожайность овощебахчевых культур
Рисунок 12
Силосные культуры, занимающие 13,0 % посевных площадей, представлены кукурузой, составляющей основу сочных кормов. Средняя урожайность кукурузы на силос составила в 1998 году – 68,9 ц/га ( рисунок 13 ).Потребность в сене удовлетворяется также за счет естественных сенокосов и косимых пастбищ.
Урожайность кормовых культур
Рисунок 13
Значительные площади посевов кормовых культур, возделываемых в рисо-люцерновом севообороте, дают низкие урожаи, и хозяйства не добирают значительного количества грубых, сочных и концентрированных кормов. Недостающие концентрированные корма пополняются за счет покупных комбикормов, которые поставляет комбикормовый цех Кзылординского хлебокомбината, ежегодно производящий 62 тыс. тонн продукции, но обеспеченность концкормами составляет 14,5 %.
Данные 1998 г. по балансовому расчету показывают, что животноводство низовьев дельты р.Сырдарьи на 45 % обеспечивается грубыми и сочными кормами собственного производства. Сокращение площади пастбищ и их продуктивности отразилось на численности поголовья овец в регионе, а также на производстве шерсти и каракуля ( рисунок 14 ).
В каракулеводческих хозяйствах с 1960 г. до 1980 г. наблюдалось увеличение поголовья скота до 542,1 тыс. голов. В настоящее же время содержится 286,2 тыс. голов овец и коз, что соответствует уровню 1960 года /123/.
Продуктивность продукции животноводства
Рисунок 14
Анализ численности поголовья скота в хозяйствах показал, что, начиная с 1980 года наблюдается сокращение численность поголовья овец
( рисунок 15 ).
Численность поголовья овец
Рисунок 15
Низкая продуктивность, высокие производственные затраты обусловили высокую себестоимость продукции каракулеводства. Оздоровление земледелия в данном регионе потребует сокращения площадей выращивания риса, перехода от риса к кормовым культурам в условиях высокой осолоненности почв и их тяжелой текстурности. Для осуществления стратегии смены культур потребуется улучшенные ирригационных и дренажных устройств.
Ключевыми пунктами изменений в развитии сельскохозяйственного производства являются:
– перемещение центра тяжести с риса на кормовые культуры;
– усовершенствование ирригационных и дренажных устройств;
– создание агропромышленности района в условиях новой земельной реформы.
Оценка сельскохозяйственной освоенности массива орошения ( с 1965 -1999 год ) показала, что структура сельскохозяйственных угодий и характер использования земель массива полностью зависят от ландшафтных особенностей дельты р.Сырдарьи.
3.4 Э к о л о г о – х о з я й с т в е н н а я о ц е н к а
п р и р о д н о – т е р р и т о р и а л ь н ы х к о м п л е к с о в
Ускорение решения проблем, связанных с экологической и социально-экономической дестабилизацией района исследования, предотвращение дальнейшего развития процессов опустынивания являются необходимым условием разработки стратегии устойчивого развития природно-хозяйственной системы дельты р.Сырдарьи.
Анализ закономерностей ландшафтной организации, степени и вида хозяйственного освоения, проявлений современных процессов опустынивания позволили составить карту антропогенной нарушенности ландшафтов дельты р.Сырдарьи (рисунок 16, таблица. 6, 7). В результате выявлены следующие уровни нарушенности: сильная нарушенность (С), охватывающая территорию аккумулятивно-аллювиальных равнин, характеризуется глубокими и необратимыми изменениями ландшафта и общим ухудшением условий проживания населения; средняя нарушенность(СР), приуроченная, в основном, к ландшафтам денудационно-структурных и аккумулятивно-эоловых равнин; слабая нарушенность(СЛ), где доминируют ландшафты первичных морских и морских равнин.