Смекни!
smekni.com

Ландшафтно-экологические основы организации природопользования в зоне орошаемого земледелия Дель (стр. 3 из 29)

В последнее время разработаны и опубликованы различные карты, отнесенные авторами к экологическим. Среди них следует выделить карту Ленинградской области / 25 /. На общегеографической основе показано распределение загрязнения почв вокруг отдельных городов ( серой, органическими веществами, тяжелыми металлами, фтором, свинцом, нитратами ), выделены ареалы выпадения радионуклидов. Экологическую окраску имеет серия карт "Охрана природы и проблемы природопользования Хабаровского края"/ 26 /. Ресурсно-экологическими здесь названы карты: "Загрязнения атмосферы"; "Уязвимость земель"; "Острота проблемы охраны природы при использовании земель"; "Сельскохозяйственное использование земель"; "Нарушенность земель". Синтезирующей в серии представляется карта "Острота проблем рационального природопользования и охраны природы". В процессе работы сформировался перечень экологических проблем, возникающих в связи с отдельными видами природопользования.

Вне всякого сомнения, развитие экологического картографирования – положительная тенденция, способствующая усилению конструктивности в исследованиях взаимоотношений природы и общества. Почти восьмилетний период развития экологического картографирования в республиках бывшего Советского Союза нуждается в осмыслении и подведении предварительных итогов. Как и всякое научное направление на начальной стадии развития, экологическое картографирование отличает крайнее разнообразие теоретических установок, приоритетов, способов анализа информации и взглядов на объекты экологических карт: все это отражается на содержании последних. Тем не менее, можно выделить несколько основных концепций.

Исторически первая из них восходит к идеям классической экологии – биологической науки о взаимоотношениях живых организмов и их сообществ со средой обитания. Наиболее последовательно картографическая интерпретация этих идей осуществлена в Западной Европе, в особенности французской школой экологического картографирования растительности. В перенесении классического экологического подхода на отечественную географо-картографическую почву наиболее видное место принадлежит В. Б. Сочаве. Он считал, что экологические карты должны иметь "концентрическую направленность и отражать связи растительности со всеми главными ….. факторами"/ 27 /. Это направление получило название фитоэкологическое картографирование и нашло отражение в карте "Корреляционная эколого-фитоценическая карта Азиатской России", в масштабе 1:7 500 000 / 28 /. Условия существования живых организмов, их взаимодействия со средой – основной объект экологического картографирования в "классическом " русле В последние годы здесь появилось немало образцов крупномасштабных карт, выполненных для различных ландшафтных систем. В основу легенд положены принципы экологических рядов / 29 /, корреляционно-геоботанический / 30 / и др.

Нередко в качестве основного объекта экологического картографирования приводится узловое в классической экологии понятие экосистемы. Среди картографических произведений, основанных на экосистемном подходе, отличаются карты казахстанских ботаников / 31, 32 /. Их создание – результат сочетания комплексного дешифрирования космических снимков и наземных исследований разной деятельности. Авторы оценивают критерии нарушенности (деградации) по количественным показателям выраженности негативных процессов в наиболее чувствительных компонентах: почве, растительности, животном мире.

Смещение акцентов в сторону объективизации изучения и отображения природных предпосылок жизнеобитания и качества среды обитания человека – отличительные особенности ландшафтного (геокомплексного) направления в антропоцентрическом экологическом картографировании. Преимущества ландшафтно-динамического подхода к картографированию отношений природы и общества состоят в следующем: 1) иерархия геокомплексов в природе позволяет соотнести экологические проблемы любого масштаба с геокомплексами определенного ранга; 2) любой ландшафт рассматривается как система состояний различной длительности: любая экологическая ситуация – как результат смены состояний под влиянием природных процессов и антропогенных воздействий; 3) последствия любого вмешательства в природу дифференцированы по типам ландшафтов в соответствии с их положением в системе общегеографических закономерностей; 4) геокомплексы наиболее удобны для оценки устойчивости и допустимых нагрузок на природную среду / 33 /. Наиболее четко и полно определяет задачи экологического картографирования на ландшафтной основе А.Г. Исаченко / 2 /. Это картографирование экологического потенциала геосистем, антропогенных воздействий на геосистемы и техногенных экологический аналогий, реакций населения на состояние среды и ее техногенные изменения, устойчивости геосистем к техногенным воздействиям, прогноз экологических ситуаций на перспективу.

Антропоцентристские и демоцентристские концепции экологического картографирования существенно различаются по приоритетным категориям и акцентам в рассмотрении субъект-объектных отношений в системе "общество – природа". Авторы многих карт отдают явное предпочтение таким категориям, как цель, острота проблемы, необходимость принятия решений, управление и т.д. / 34, 35, 36 /. Объектами картографирования при этом выступают экологические ситуации, экологические обстановки, экологические проблемы – понятия, которые не всегда возможно четко конкретизировать территориально. Наиболее известный пример картографирования, ориентированного, в первую очередь, на выявление проблем, - "Карта острых экологических ситуаций СССР" в масштабе 1:8 000000, созданная под руководством Б.И. Кочурова / 37 /. Это первое обзорное экологическое картирование столь большой территории. Впервые по ряду основных критериев ( изменение генетической целостности ландшафта, степень сохранности ресурсного потенциала, изменение качества условий жизни населения ) выделены ареалы пяти градаций остроты экологических ситуаций. Анализ составленной карты свидетельствует о том, что в значительной части ареалов на первое место вышли проблемы загрязнения воздуха и воды, оказывающие непосредственное влияние на состояние здоровья людей, а также нарушения ландшафтов в результате сельскохозяйственного производства.

Новым этапом в экологической картографии являются работы казахстанских ученых Института географии МОН РК, в частности, работы по ландшафтно-экологической типизации пустынных регионов, основанные на специальной информации, содержащейся в ландшафтной карте, карте антропогенной измененности природно-территориальных комплексов / 38, 39, 40 /. Ландшафтно-экологическая типизация выполняется в два этапа. Первый, в узком смысле слова, строится на основе типизации только природно-территориальных комплексов, второй - учитывает, кроме природных типов, типы использования земель, антропогенные изменения и вызванные хозяйственной деятельностью процессы опустынивания, т.е. учитываются и социально-экономические критерии. Ландшафтно-экологическая типизация, разработанная в целях рационального землепользования и землеустройства, предоставляет не только информацию о классификации влияния сельскохозяйственного производства на ландшафты зоны широкого мелиоративного освоения (что можно осуществить на основе типов использования земель и типов антропогенных изменений), но и позволяет типизировать отклик ландшафта на воздействие. Последнее отражается в типах устойчивости и стабильности структуры ландшафта. Конечным, итоговым результатом ландшафтно-экологической типизации регионов является карта экологических ситуаций, отражающая особенности современного состояния региона и дающая представление об отдельных пространственных ареалах, включающих природоохранные проблемы и степень их остроты. По существу, выявление природоохранных проблем сводится к анализу соотношения между антропогенной нагрузкой и свойствами природного ландшафта, в результате которого выявлены изменения природной среды, не соответствующие экологическим требованиям. В процессе составления карт экологических ситуаций главным критерием состояния ПТК является степень антропогенной измененности естественных ландшафтов / 41, 42, 43 /.

Рациональная организация сельскохозяйственного производства требует проведения ландшафтно-экологического районирования. Ландшафтно-экологическое районирование является особой формой информации о природно-хозяйственных различиях материков, стран и других крупных регионов и служит естественной основой рационального использования природных ресурсов.

Основная задача ландшафтно-экологического районирования в природоохранных целях заключается не только в изучении природно-хозяйственных различий, тенденций современного развития природы с учетом антропогенного воздействия, в выявлении ландшафтно-экологической структуры природно-хозяйственных систем, но и в определении соответствия или несоответствия сложившейся структуры сельскохозяйственного производства природным условиям и потенциальной возможности земельных ресурсов конкретного региона. В природно-экологических характеристиках выделенных регионов наибольшее внимание уделяется тем условиям и процессам, которые особенно важны для сельскохозяйственного использования территорий. Таким образом, ландшафтно-экологическое районирование как форма учета и использования природных условий и естественных ресурсов должно удовлетворять потребностям местных областных и районных сельскохозяйственных организаций, помогать корректировать схемы районирования земельного фонда, то есть разработать их на базе современных новейших достижений природоведческих наук.

При организации сельскохозяйственных угодий и севооборотов необходимо учитывать ландшафтную морфологию земель. Все вопросы, относящиеся к внутрихозяйственному землеустройству, тесно взаимосвязаны. Поэтому в природном отношении наиболее приемлем ландшафтный принцип организации территории, который основывается на учете морфологического строения конкретного ландшафта как единого целого. Ареалы его распространения отображены на ландшафтной карте, а главные природные показатели содержатся в прилагаемой к карте природно-экологической характеристике.